![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дети школьного возраста: от шести до одиннадцати лет
Между шестью и одиннадцатью годами ваш ребенок уже способен классифицировать предметы и события. Он использует также язык, чтобы выразить эту классификацию. Это позволяет ему лучше осознавать себя во взаимоотношениях с другими людьми. Дети школьного возраста сравнивают и соперничают. Они усиленно тянутся к своим ровесникам и формируют взаимоотношения, основанные на осознанном сходстве. Мальчики играют в основном с мальчиками, а девочки — с девочками. Подобным же образом мальчики подражают папам, а девочки — мамам. Дети укрепляют свои роли по половым различиям. Они стремятся соответствовать общепринятым нормам: мальчики учатся подавлять страх, а девочки справляться с агрессивностью. Дети школьного возраста начинают понимать, что у них больше общего с другими детьми, чем со взрослыми, и, соответственно, возрастает ценность дружбы. Дети школьного возраста постепенно начинают логически мыслить. Один первоклассник сказал своему пастору, что на Пасху Иисус приходит поискать свою тень. Дети семи и восьми лет часто выражают жалобы словами: «Это несправедливо». Имея более сильные языковые и познавательные навыки, они способны спорить, анализировать правила и расценивать ситуации как несправедливые. Проводя сравнения, они спрашивают: «Почему Сара может не спать до десяти, а я должен ложиться в девять?» Они ищут причины и протестуют, пока не расстроятся. Часто родители, утратившие над собой контроль, заканчивают дебаты такой фразой: «Потому что я так сказала». Когда дети начинают лучше оценивать собственные действия (приблизительно в семь лет), у них проявляется гораздо большее стремление овладеть новыми навыками. Кроме того, они становятся очень самокритичными. Повторяющиеся неудачи могут вызвать довольно серьезные проблемы, касающиеся чувства самоуважения, и это может побудить детей избегать риска. В то время как четырехлетний ребенок будет упорно продолжать что-то делать, дети школьного возраста часто пугаются неудач. Например, они говорят: «Я не хочу заниматься спортом. Все спортсмены тупые» или тщательно скрывают область потенциальной неудачи. Дети школьного возраста больше осознают себя и других. Они изучают других людей и накапливают о них информацию. Они особенно восприимчивы ко всему, что касается известных спортсменов или певцов и музыкантов, которыми восхищаются и которым подражают. Они мастерски копируют своих родственников. У ребенка школьного возраста есть огромный список задач, связанных с его развитием, которые он должен выполнить. Самая большая — обучение навыкам, которые, по его мнению, понадобятся ему в дальнейшей жизни. Для одних детей такими навыками являются чтение, письмо и математика; для остальных — научиться манипулировать другими людьми, управлять ими, воровать или драться. Ребенок школьного возраста должен учиться на собственных ошибках и решить для себя, что он может. Он должен научиться слушать, чтобы накапливать информацию, и мыслить логически. Он должен узнать о правилах и последствиях в случае их нарушения. Он должен проверять собственные идеи и ценности и убедиться, что может не соглашаться с другими и все равно быть любимым. Дети школьного возраста растут, имея способность вступать в дружеское взаимодействие и в то же время противопоставлять свои способности способностям других людей. Они осваивают понятие ответственности и укрепляют внутренние механизмы контроля. Каждая из этих многочисленных задач реализуется методом проб и ошибок. Чтобы научиться слушать, дети должны узнать, каковы последствия нежелания слушать. Чтобы учиться на ошибках, они должны их совершать. Для того чтобы развить навык дружеского взаимодействия, им необходимо иногда оказывать сопротивление. Эти навыки постепенно совершенствуются в возрасте от шести до двенадцати лет. Некоторые люди, даже достигая зрелого возраста, все еще работают над этими задачами. К таким людям я причисляю и себя!
|