Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О. В. Маслова
ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ О.В. МАСЛОВА
Маслова Оксана Владимировна, судья Железнодорожного районного суда г. Рязани.
Высшим органом товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), как весьма распространенной формы управления многоквартирным домом, является общее собрание членов товарищества, что позволяет собственникам непосредственно решать судьбу общего имущества дома, определять порядок его содержания и ремонта, минимизировать расходы на его содержание. Порядок организации и проведения общего собрания членов ТСЖ, а также вопросы компетенции общего собрания установлены ст. ст. 145 - 146 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Однако реализация права на управление общим имуществом многоквартирного дома путем участия собственника жилого помещения в общем собрании товарищества порождает на практике существенные трудности и нередко приводит к нарушению его прав и законных интересов. В связи с этим в настоящее время особо остро стоит проблема восстановления защиты прав и законных интересов члена ТСЖ, нарушенных решениями, принятыми общим собранием членов товарищества собственников жилья, в том числе вопрос реализации права на судебную защиту путем предъявления иска об оспаривании решений общего собрания. В соответствии с частью 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований данного Кодекса, в случае если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Таким образом, для члена ТСЖ, несогласного с решениями общего собрания, законодатель предусмотрел только одну форму защиты своего нарушенного права - обращение в суд. Но прежде чем обращаться в суд с исковым заявлением об оспаривании решения общего собрания, члену ТСЖ необходимо соблюсти ряд условий, для того чтобы исковое заявление было принято к производству суда. В данном случае речь идет о порядке обращения в суд, который определен в пункте 6 статьи 181.4 гл. 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (" Решения собраний") < 1> и предусматривает, что лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу; участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными. -------------------------------- < 1> Глава 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) введена Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2327.
Необходимо отметить важность введенных законодателем положений пункта 6 ст. 181.4 ГК РФ. Споры по признанию недействительными решений общего собрания собственников и членов товарищества собственников жилья приобрели массовый характер, и зачастую одни и те же решения, принятые на общем собрании членов ТСЖ, могут являться предметом нескольких судебных разбирательств, что не отвечает интересам собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку создает правовую неопределенность в реализации принятых решений, деморализует работу органов управления товарищества, ставит под сомнение их легитимность. Закрепленная в пункте 6 ст. 181.4 ГК РФ обязанность лица, оспаривающего решение собрания, уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд позволит другим членам ТСЖ, при наличии у них желания, присоединиться к требованиям данного лица. Повторное инициирование спора с требованиями об оспаривании решения общего собрания возможно в исключительных случаях: если суд признает причины этого обращения уважительными (например, наличие обстоятельств, препятствующих члену ТСЖ своевременно присоединиться к иску другого члена ТСЖ или к коллективному иску). Такой подход обеспечивает правовую определенность и, как следствие, стабильность в деятельности товарищества собственников жилья. Однако, по нашему мнению, установленные в пункте 6 ст. 181.4 ГК РФ условия для предъявления иска членом ТСЖ создают в настоящее время реальные препятствия для реализации права на судебную защиту собственников помещений в многоквартирном жилом доме и нуждаются в дополнительном правовом регулировании. В соответствии с частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Под судебной защитой понимается субъективное право каждого на восстановление судом его нарушенных прав, при этом реализация данного права должна быть доступной. Напомним, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 136 ЖК РФ). В случаях, указанных в части 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах. Таким образом, количество членов товарищества собственников жилья, как правило, варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. При этом закон обязывает лицо, оспаривающее решение общего собрания, уведомить в письменной форме заблаговременно каждого из участников ТСЖ о намерении обратиться в суд с иском. Логично предположить, что данное лицо должно как минимум располагать сведениями о количественном составе членов ТСЖ, знать их фамилии, имена, отчества, место жительства. Полагаем, что способ получения необходимых сведений не должен создавать проблемы для собственника помещения в многоквартирном доме - члена ТСЖ. Определение правового механизма, позволяющего беспрепятственно получать эти сведения, относится к обязанности законодателя. Обтекаемость, т.е. неконкретность, отдельных законодательных норм затрудняет их применение на практике. Так, статья 143 ЖК РФ предусматривает ведение реестра членов товарищества собственников жилья. Обязанность по ведению данного реестра возложена на правление товарищества собственников жилья (ст. 148 ЖК РФ). Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 143 ЖК РФ). Член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 ст. 143 ЖК РФ, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении (ч. 5 ст. 143 ЖК РФ). Согласно части 4 ст. 143 ЖК РФ реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Что понимает законодатель под понятием " сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними"? Данный вопрос дает богатую почву для различного толкования, но не способствует правоприменению. В этой связи представляется целесообразным предусмотреть более конкретную формулировку приведенных выше норм Жилищного кодекса Российской Федерации. Часть 1 ст. 143 ЖК РФ предлагаем дополнить положением, предусматривающим обязанность собственника жилья, подающего заявление о вступлении в ТСЖ, указать следующие сведения: фамилию, имя, отчество; адрес места жительства, по которому с ним должна осуществляться связь; сведения о принадлежащем ему на праве собственности помещении в многоквартирном доме и правоустанавливающих документах на данное помещение. А учитывая количество созданных и создаваемых ТСЖ в стране и численность собственников помещений, вступающих в члены такого товарищества, представляется целесообразным на законодательном уровне разработать и утвердить единую форму заявления о вступлении в члены товарищества собственников жилья. Кроме того, полагаем, что сведения, предусмотренные частью 1 ст. 143 ЖК РФ и собственноручно указанные собственником помещения в заявлении о вступлении в члены ТСЖ, должны содержаться в реестре членов товарищества собственников жилья, ведение которого предусмотрено ч. 4 данной статьи Кодекса. Также предлагаем дополнить норму части 5 ст. 143 ЖК РФ, установив конкретный срок, в течение которого член ТСЖ должен письменно проинформировать правление товарищества об изменениях в сведениях, предусмотренных частью 4 ст. 143 ЖК РФ, а также неблагоприятные последствия для члена ТСЖ, которые у него могут возникнуть из-за предоставления недостоверных сведений и несвоевременного информирования правления товарищества об изменениях в указанных сведениях. Далее возникает вопрос, каким образом член товарищества собственников жилья может получить сведения, содержащиеся в реестре членов товарищества? В части 3 ст. 143.1 ЖК РФ закреплено право члена ТСЖ на ознакомление с реестром членов товарищества, но при реализации данного права на практике могут возникнуть трудности. Необходимо учитывать, что органы управления товарищества собственников жилья, в том числе правление ТСЖ, непосредственно заинтересованы в непредставлении сведений либо представлении неполных сведений лицу, желающему оспорить в суде решения общего собрания ТСЖ, и могут создавать препятствия для их получения. Конечно, член ТСЖ вправе оспорить данные неправомерные действия органа управления ТСЖ в судебном порядке. Однако при соблюдении установленного частью 6 ст. 46 ЖК РФ шестимесячного срока на обжалование в суд решения, принятого общим собранием членов ТСЖ, и требования о заблаговременном извещении членов ТСЖ (в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 181.4 ГК РФ) о намерении оспорить данное решение может сложиться ситуация, при которой возникает угроза пропуска срока обращения в суд. Вполне очевидно, что данная ситуация требует законодательного решения, позволяющего члену ТСЖ быстро и беспрепятственно получать необходимые достоверные сведения о других членах товарищества, что обеспечит ему реальную возможность перед обращением в суд исполнить требования пункта 6 ст. 181.4 ГК РФ. Статьей 138 ЖК РФ предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение I квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 ст. 20 данного Кодекса. Как правило, таким исполнительным органом государственной власти выступает жилищная инспекция субъекта Российской Федерации. Было бы целесообразно, как нам представляется, обязать не товарищество собственников жилья, а его конкретный орган, который в силу требования закона ведет реестр членов товарищества, предоставлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации копию данного реестра. Таким органом является правление товарищества. Это изменение позволит установить ответственность конкретных должностных лиц за неисполнение указанной обязанности. Причем периодичность предоставления копии реестра членов ТСЖ в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должна составлять не реже одного раза в квартал, что, на наш взгляд, позволит располагать более актуальными сведениями о членах ТСЖ в конкретный период времени. Обязанность в установленный законом срок предоставить копию реестра членов ТСЖ на основании письменного заявления члена данного товарищества, желающего оспорить решение общего собрания в суде и уведомить об этом других членов товарищества, необходимо возложить на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Такой порядок предоставления копии реестра членов товарищества позволит суду при решении вопроса о принятии искового заявления члена данного товарищества к производству убедиться в соблюдении истцом требований пункта 6 ст. 181.4 ГК РФ. В заключение важно отметить, что государство, гарантируя каждому право на судебную защиту, должно обеспечивать возможность реализации данного права вне зависимости от субъектного состава спорных правоотношений. Возлагая на члена товарищества собственников жилья обязанность, установленную пунктом 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель не предусмотрел реального и доступного механизма ее исполнения, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования данного вопроса, в том числе путем внесения соответствующих изменений и дополнений в ЖК РФ.
Маслова О.В. Особенности обжалования решения общего собрания членов товарищества собственников жилья // Судья. 2015. N 3. С. 15 - 17.
|