![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неопозитивизм
Продолжил начатую представителями эмпириокритицизма работу по созданию теории научного знания неопозитивизм. «Духовный отец» этого направления – австрийский логик и философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951) переносит поиск критерия научности с содержания знания на форму его высказываний. Только те высказывания – «элементарные предложения», которые проходили процедуру верификации – опытной проверки на истинность, Витгенштейн признавал научными, т. е. сообщающими о реально существующих «фактах».
Литература: · Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские исследования. М., 1994. Ч. 1. С. 1–74.
Вопросы и задания: – В чем, по мнению Витгенштейна, состоит специфика философии? Каково соотношение философии и конкретных наук? – По какой причине Витгенштейн отказывается признавать «научными» философские высказывания? Согласны ли вы с его точкой зрения?
ПОСТПОЗИТИВИЗМ Наиболее «современная» разновидность позитивизма – постпозитивизм – в лице своего наиболее известного представителя – Карла Раймонда Поппера (1902–1994) – крупного западного философа, называющего себя «критическим рационалистом», для решения традиционного для позитивизма вопроса о научном знании выдвигает концепцию фальсифицируемости, или опровергаемости. По мнению Поппера, предложенный им критерий в принципе не дает ответа на вопрос, какие высказывания являются научными, а какие – нет, зато помогает решать известную со времен философии Нового времени проблему демаркации – «выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, “метафизическими” системами – с другой». Тем самым дается предварительное определение того, какие высказывания наука может использовать для дальнейшей работы, а какие ей попросту не нужны. Внутри же самой науки, полагает Поппер, нет и не может быть окончательных оснований, поэтому она должна стремиться к постоянной фальсификации своих основоположений (путем выдвижения фальсифицирующих гипотез) и таким образом находится в процессе постоянного развития.
Литература: · Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 55–56, 63, 95, 115–116.
Вопросы и задания: – В чем видит Поппер принципиальное отличие философской позиции «современных позитивистов» от позиции «позитивистов прежних времен»? – Дайте определение фальсифицируемости. Каков механизм осуществления фальсификации тех или иных положений науки? – Укажите на значение критерия фальсифицируемости для развития науки.
|