Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, основные признаки и функции государства






Тема № 1. Понятие и особенности государства и права

1. Понятие, основные признаки и функции государства.

2. Форма правления государства.

3. Тип государственного устройства.

4. Право: понятие, функции, содержание.

5. Источники права.

6. Нормативно-правовой акт, юридическая сила.

7. Нормы права. Система права.

8. Правоотношение. Право- и дееспособность субъектов правоотношений.

Понятие, основные признаки и функции государства

 

Вспоминая курс всемирной истории, мы видим, что в разные времена своего развития каждая нация или народность, проживающая на той или иной территории, стремилась:

• к организации всех сфер своей жизнедеятельности,

• к приведению и упорядочению их в определённо-строгие рамки,

• пусть и не поддерживаемые всеми членами общества, но являющиеся обязательными для всех.

Организация и упорядочение жизнедеятельности и отношения людей происходит путём управления одних другими.

Некоторые народы в стремлении упорядочить все сферы своей жизнедеятельности добились исторически значимых результатов:

• бесспорным примером чего является политическая организация Римской империи, начиная с периода 5-го века до н.э. вплоть до 1-го века наших дней, организация органов управления и порядок управления обществом в которой (то есть в империи) до настоящего времени является обязательным предметом для лиц, профессионально изучающих теорию государства и права.

(Пример: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, регулирование отношений права собственности и обязательств на уровне, который сохраняется до настоящего времени).

Некоторые народы и народности до настоящего времени не имеют внутри своей организации структуры либо образования, способные осуществлять управление ими (Пример: цыгане, палестинцы, евреи до 1947 года - до образования Еврейского государства.)

Так вот, Порядком и системой организации политической власти, то есть политической организацией, при помощи которой осуществляется управление обществом является государство.

Однако основными и непоколебимыми признаками государства являются по мнению всех авторов следующие:

1.) В первую очередь это наличие территории,

• то есть пространства, на котором осуществляется управление обществом политической элитой. (В понятие территории государства входит суша, водное и воздушное пространство, недра и континентальный шельф).

• Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии),

• Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный» (при принадлежности человека к государству с монархической формой правления), «гражданин» (при принадлежности человека к государству с республиканской формой правления), «лицо без гражданства», «иностранец».

2.) Наличие населения, которое представляет собой человеческое сообщество, проживающее на

территории государства. Население государства может состоять из одного народа или быть

многонациональным (опять гражданство - юридическая зависимость населения и государства -

взаимные права и обязанности - ВО, бесплатное образование). 3.) Наличие публичной власти.

то есть наличие у особого слоя людей, управляющего населением государства, способности

подчинять своей воле, осуществлять господство.

Людей, управляющих населением государства можно называть политической элитой, чиновниками, бюрократией.

Публичная власть - форма политической власти, которая обладает особым аппаратом, единственно представляющим всё общество в целом, весь народ.

Данный аппарат в обязательном порядке должен иметь свою «публичную материальную базу» - государственное, казённое имущество, свои источники доходов, налоги.

Чтобы власть имела право называться публичной в обязательном порядке

• её влияние должно распространяться на всей территории государства,

• власть обязана быть в состоянии разрешать любые вопросы, затрагивающие интересы общества,

• её указания должны быть обязательными для всех.

• члены общества в свой основе должны самостоятельно воспринимать указания власти как необходимые и обязательные к исполнению,

данное убеждение населения любого государства может быть основано только на легитимности власти, то есть деятельности её на основе Законов, которые признаются справедливыми и правомерными.

4.) Государственный суверенитет.

Данное понятие сложилось от слова «суверен» - властитель, единственный правитель и возникло в конце средних веков.

Оно потребовалось для того, чтобы в государстве отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное монопольное значение.

Суверенитет - один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет - независимость государственной власти от всякой иной власти (политической, идеологической) внутри страны и вне её, выраженное в её исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет имеет 2 стороны: 1.) Внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление

внутри страны в пределах своей государственной территории. 2.) Внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственный дела извне.

Кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (Например, по решению ООН в соответствии с её Уставом, введение миротворческих сил на территорию какого-либо государства).

Перечисленные признаки не могут и не являются полными. Для поддержания их существования носители политической власти в государстве исторически вынуждены поддерживать и обеспечивать существование в государстве прежде всего:

5.) Права - систему обязательных для всего населения правил поведения. Существование права

осуществляется путём правотворчества, то есть путём издания законов и иных НПА. 6.) Правоохранительных органов, в структуру и состав которых входят: судебные органы,

прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы налоговой полиции, таможенные органы и

др. Указанные структуры необходимы любому государству для обеспечения строго

обязательности исполнения норм права и приказов правителей. Обязательность достигается

правом применения мер государственного принуждения, коими наделены упомянутые органы. С

помощью правоохранительных органов властью применяются санкции, предусмотренные правовой

системой, при неисполнении обязательных для всех правил поведения. 7.) Налогов - обязательных и безвозмездных платежей, взыскиваемых в установленных размерах и

определённые сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных

органов, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п.). С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство

берёт на себя решение всё новых и новых задач. 8.) Армии, призванной своей силой обеспечить сохранность территориальной целостности любого

государства. Вооружённые силы страны являются необходимым атрибутом любого государства.

(Могут быть маленькие, и называться по другому, но существовать).

Существуют и необязательные (дополнительные) признаки государства:

1.) Единый государственный язык,

2.) Единая дорожная система,

3.) Единая энергосистема,

4.) Единая денежная единица, (Примеры - внизу)

5.) Единое экономическое пространство,

6.) Государственные символы. (Везде есть, но не очень страшно)

Отрицание: Европейский союз. Союз Республики Беларусь и России.

Функции государства:

Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твёрдые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его естественное функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Этим и определяются основные функции государства. Таких функций две: 1.) управленческо-обеспечительная -

создание условий, стабильных и устойчивых норм, «правил игры» в деятельности людей, их объединений, общественных образований,

• а также принятия мер для реализации этих норм, правил по поддержанию надлежащей, нормальной жизни и развития общества.

2.) охранительная

• пресечение нарушений установленных порядков,

• воздействие на нарушителей,

• восстановление нарушенного состояния.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на её основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства.

Функции государства (учебные пособия):

Внутренние: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая, транспортная, борьба с последствиями стихий.

Внешние: оборона, дипломатическая, внешнеэкономическая, правоохранительная, экологическая. (Сами студенты).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал