Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список дополнительной литературы
· Ахиезер А.С., Яковенко И.Т. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. 1997. № 3. · Горюнов В.П. Философия общества. СПб., 2005. · Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. · Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. М., 1996. · Козлова О.Н. Общество как социокультурная система в динамике и статике // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. · Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма // Общественные науки и современность. 2003. № 3. · Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М., 1997. · Миголатьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. · Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. 2003. № 6. · Философия истории: Учеб. пособие. М., 1999. · Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Хрестоматия (в электронном виде) · Аристотель. Политика · Бердяев Н. Философия неравенства · Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского · Гоббс Т. Основы философии · Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане · Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология · Ницше Ф. Антихристианин · Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права · Сорокин П. Проблема социального равенства · Франк С.Л. Духовные основы общества · Фромм Э. Бегство от свободы · Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. О познании · Энгельс Ф. Анти-Дюринг
Семинар 15. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах!»…История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Маркс К., Энгельс Ф.Святое семейство
План 1. Линейно-прогрессивное направление 2. Концепция «осевого времени»К. Ясперса 3. Метафизика истории 4. Циклическое направление 5. Современные теории историко-культурного процесса 6. Цивилизационная теория А. Тойнби 7. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева
Основные теории историко-культурного процесса представлены в их наиболее распространенной классификации.
1. ЛИНЕЙНО-ПРОГРЕССИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Линейно-прогрессивное направление основывается на убеждении, что различные государства, народы и культуры вписаны в русло единого всемирно-исторического процесса, который проходит ряд одинаковых для всех своих составляющих стадий на пути к окончательному торжеству на Земле общества свободы, справедливости, равенства и всеобщего материального благосостояния. Зародившись еще в христианской теологии истории Аврелия Августина и сформировавшись в эпоху Просвещения, до середины ХХ века линейно-прогрессивное направление было в европейской культуре господствующим. Классическим образцом линейно-прогрессивной теории исторического процесса является философия истории Гегеля, составляющая органическую часть его знаменитой системы.
Литература: · Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. Т. 8. М.-Л., 1935. С. 9–11, 16, 18–20, 32, 422.
Вопросы и задания: – Назовите три основные ступени осознания духом самого себя, выделенные Гегелем. – Что, по вашему мнению, подразумевает Гегель под «хитростью разума»? Каким образом упомянутая «хитрость» заставляет историю совершаться разумно? – Несмотря на то, что сам Гегель считал историю совершающейся по воле Бога, между традиционным христианским провиденциализмом и гегелевской философией истории существует принципиальная разница. В чем, по вашему мнению, она заключается?
2. концепция «осевого времени» к. ясперса Самым известным современным вариантом линейно-прогрессивной теории историко-культурного процесса являетсяконцепция «осевого времени»немецкого религиозного экзистенциалиста Карла Ясперса, которая была изложена им в работе «Истоки истории и ее смысл». Критерий, положенный Ясперсом в основу его концепции, можно считать универсальным – он исходит из признания духовной сущности «осевого» человека как такового, безотносительно к его историко-культурным или национально-государственным различиям.
Литература: · Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 51–52.
Вопросы и задания: – Что такое осевое время? Каковы хронологические рамки осевого времени? Какими событиями знаменательно осевое время? – В чем, по мнению Ясперса, заключается главное духовное содержание осевого времени? – В чем состоит следующее после осевого времени преобразование всемирного масштаба в истории человечества, к каким последствиям оно приводит?
|