Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочая тетрадь для старшеклассниковСтр 1 из 12Следующая ⇒
Готовимся к ГИА и ЕГЭ Рабочая тетрадь для старшеклассников по темам «Лексика», «Морфемика», «Орфоэпия», «Культура речи»
Магнитогорск, 2013 г.
И. В. Миляева
Готовимся к ГИА и ЕГЭ Рабочая тетрадь для старшеклассников по темам «Орфография», «Лексика», «Морфемика», «Орфоэпия», «Культура речи»
Издание 5-е, переработанное и дополненное
Магнитогорск, 2013 г.
ЕГЭ грамотности не помеха
Кто сегодня не слышал сетований на всё снижающуюся орфографическую грамотность! Преподаватели и родители бьют тревогу по поводу безграмотности учеников. Казалось бы, существующие методики, новые учебники должны решить эту проблему. Но многолетний опыт работы со старшеклассниками показывает, что только 3% отлично владеют навыками грамотного письма, а до 30% допускают в диктантах, сочинениях 7 и более орфографических ошибок, то есть уровень грамотности оценивается отрицательно. Бытует мнение, что с введением ЕГЭ снизилась потребность в орфографическом письме, поскольку тест требует выбора правильного ответа, то есть знания правил. На мой взгляд, это мнение ошибочное. В ГИА и ЕГЭ орфография, пунктуация, грамматика «стоят» дорого в балльном выражении: на ЕГЭ можно сразу лишиться 8 баллов из 23, если в работе более 4-5 орфографических и пунктуационных ошибок и более 2-х грамматических недочётов. Добавьте к этому речевые огрехи – и вот вы уже лишились почти половины драгоценных баллов.
Тесты ГИА и ЕГЭ по русскому языку построены таким образом, что требуют он выпускника не только знаний, но и умений анализировать предложенный языковой материал, то есть решать лингвистические задачи. Орфографическая грамотность, являясь результатом умения оперативно анализировать языковой материал в процессе письма, то есть применять, а не воспроизводить правила, является условием успешной подготовки к итоговой аттестации, в какой бы форме она ни проводилась. Некоторые родители и ученики ошибочно считают, что надо прорешать как можно больше тестов. Но натаскивание на тесты в 9-11 классе не имеет ни малейшего отношения к качественной подготовке к ГИА и ЕГЭ. Малейшее изменение характера заданий воспринимается как усложнение экзамена. Задача преподавателей – научить школьников видеть орфографическую, пунктуационную проблему в предложенном тесте, собственном тексте, классифицировать её и находить оптимальный путь её решения. Орфографический минимум, разработанный мною в 1997 году ещё до внедрения ЕГЭ, показал, что систематическая работа со словом позволяет оптимизировать подготовку к экзамену. Во-первых, в словарь вошли слова, в которых наиболее часто допускаются ошибки; во-вторых, предлагаемая система работы объединяет коллективные и индивидуальные усилия; в-третьих, она основана на осознанном запоминании; в-четвёртых, такая работа предполагает постоянное возвращение к ранее изученному, то есть закрепление полученного результата; в-пятых, расширяется лексикон, что немаловажно для формирования культуры речи. Но за это время были разработаны и другие материалы по подготовке к ГИА и ЕГЭ, поэтому данная рабочая тетрадь состоит из нескольких разделов. Первый раздел – традиционный орфографический минимум. В течение этих лет он изменился незначительно, но настоящее издание дополнено заданиями, которые помогают учащимся овладеть навыками решения лингвистических задач по типу заданий ГИА. Весь словарь разделён на 4 года, каждый год – на 8 месяцев. В начале каждого месяца лицеистам даётся своеобразный старт: в течение 1 недели – работа со словарями, выяснение и запись лексического значения слов; 2 неделя – орфографический анализ слов (проверка, морфемный разбор); 3 неделя – выполнение заданий; 4 – подготовка к словарному диктанту. На каждом уроке осуществляется поэтапный контроль. В конце месяца – словарный диктант, за который выставляется минимум 2 оценки: первая – за орфографию, вторая – за знание лексического значения слов. Для объяснения лексического значения выбираются термины, иноязычная лексика. Третья оценка может быть выставлена, если вводятся лингвистические задачи по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике. В мае новый минимум не даётся, так как лицеисты готовятся к годовому словарному диктанту по всем изученным словам. Обратите внимание, что новые слова в 9 и 10 классах вводятся только со 2 полугодия, потому что в сентябре – декабре лицеисты повторяют словарный минимум предыдущего года, а в 11 классе все слова, изученные за три года, повторяются по группам орфограмм. Так реализуется русская «методическая» пословица «Повторение – мать учения». Важной частью первого раздела является раздел «Мои ошибки»: это раздел коррекции, раздел работы над ошибками, допущенными в словарном диктанте. Он позволяет каждому ученики оценивать уровень собственных знаний и усилий. Это своего рода самомониторинг. Завершают орфографический минимум тексты-шутки, придуманные мною для отработки практических навыков. В настоящем издании они представлены как перфорированные тексты с лингвистическими заданиями. Тексты включают как слова орфографического минимума, так и слова на орфограммы обобщающего повторения тем, трудные пунктуационные правила. Второй раздел посвящён орфоэпии, которой в ЕГЭ отводится почётное место под номером А1. Мною составлен этот орфоэпический минимум на основе анализа заданий ЕГЭ практически за 13 лет. И здесь вам придётся работать со словарём: расставить ударение, многократно произнести слово, чтобы оно стало частью вашей слуховой и произносительной памяти. Каждый преподаватель вводит свою систему контроля: ежемесячный, полугодовой. Эффективным является контроль с выбором варианта, который проводится уже в 11 классе. Третий раздел – комбинированные тесты по проблемным вопросам подготовки к ГИА и ЕГЭ. Это и задания, связанные с грамматическими и речевыми ошибками (А2-А5), это и задания по трудным вопросам орфографии (А-13-А19) и культуры речи. Хотелось бы обратить внимание на то, что все эти задания самым тесным образом связаны с частью С, при оценивании которой особое внимание обращается на точность и выразительность речи (К6). Высший балл (2) по этому критерию можно получить только тогда, когда будет максимальная оценка по критерию «речевые ошибки» (К10). Это раздел рассчитан на самостоятельную работу, поэтому в конце помещены ключи к тестам. Обратите внимание, что в некоторых случаях есть несколько вариантов ответов, а в некоторых правильный ответ отсутствует. Это сделано для того, чтобы решение тестовых заданий не было формальным угадыванием ответа. Главное, выполняя тест, соблюдать технологию работы со словом, понять принципы анализа. Каждый учитель русского языка стремится к тому, чтобы орфографическая грамотность стала необходимым атрибутом общей культуры, чтобы быть безграмотным, как говорил С. Соловейчик, «было стыдно». Но избавление от хронической болезни нашего века должно стать совместным делом учителя и ученика. Подготовка к ГИА и ЕГЭ – это комплексная задача, которую надо решать на протяжении всех лет обучения. ЕГЭ только форма контроля знаний. А реальная работа – это воспитание потребности говорить, писать правильно, потому что непростая орфография русского языка, грамматические и речевые нормы - это опыт многих поколений, часть национальной культуры.
И. Миляева, учитель русского языка высшей категории, заслуженный учитель РФ
Примечание. Все тексты, представленные в данном издании, придуманы автором.
|