Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания и эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста.






В дошкольном детстве у ребенка продолжается развитие осознания того, что он собой представляет, какими характеристиками обладает, как относятся к нему окружающие люди и чем обусловлено это отношение Это проявляется в самооценке, т.е. в оценке ребенком своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Предпосылкой развития самосознания является отделение себя от других людей, которое начинается уже в раннем детстве. У младших дошкольников еще нет обоснованного и адекватного представления о себе. Дети часто приписывают себе все положительные, социально одобряемые характеристики, не осознают их сущность.

В середине дошкольного возраста происходит серьезный перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа " Я". " Я" ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка, постоянно сравнивая себя с другими. Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, по и во внутренней жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошкольника имеет явно завышенный характер – ребенок четырех-пяти лет склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.

Самостоятельная оценка ребенком других людей сначала зависит от его эмоционального отношения к этим людям. Постепенно оценка отделяется от общего отношения и начинает обусловливаться осознанием ситуации и конкретного значения. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся основой для оценивания ребенком других людей. Однако применить это к оцениванию самого себя для ребенка сложно. Эмоциональные переживания, захватывающие ребенка, не дают возможности беспристрастной оценки своих действий и поступков. Такая оценка может проявляться только к старшему дошкольному возрасту в результате сравнения своих поступков, качеств с поступками и качествами других людей. Дети дошкольного возраста объективнее оценивают других, чем самих себя.

На протяжении дошкольного возраста ребенка происходит переход от предметной оценки других людей к оценке им своих особенностей личности и своих собственных психических состояний. Старшие дошкольники весьма относительно способны правильно осознавать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны окружающих людей. Ребенок может целенаправленно использовать определенное отношение взрослых к тем или иным его особенностям и добиваться получения желаемого. Вследствие недифференцированности самооценки дошкольник воспринимает оценку результатов его отдельных действий со стороны взрослых как оценку своей личности в целом.

В целом бо́ льшая часть детей дошкольного возраста имеет завышенную самооценку с различной степенью адекватности и осознанности, что является благоприятным психологическим условием для психического развития, поскольку помогает без страха и сомнений осваивать новые виды деятельности, включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. При заниженной и низкой самооценке необходимо осуществление специальной психокоррекционной работы с детьми.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал