Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растворы.






Опыт № 1. Приготовление растворов различной концентрации.

А) Приготовление 5 % -ного раствора бихромата калия.

Выполнение работы: Рассчитать, какая масса бихромата калия необходима для приготовления 50 граммов 5 %-ного раствора. Какой объем воды необходимо взять? На технохимических весах (с точностью до 0, 02г.) взвесить часовое стекло и рассчитанную навеску бихромата калия. Отмерить мензуркой необходимый объем дистиллированной воды. Навеску бихромата перенести в стаканчик (на 100 мл.), при этом стеклышко обмыть над стаканом небольшим количеством воды из мензурки. Оставшуюся в мензурке воду перелить в стакан по стеклянной палочке. Смесь перемешать до полного растворения кристаллов соли. Определить плотность приготовленного раствора ареометром.

Запись данных опыта и расчеты. Все расчеты и результаты взвешивания записать в лабораторный журнал. По плотности найти процентную концентрацию бихромата в растворе. Установить величину расхождения найденной концентрации с заданной. Вычислить молярность полученного раствора.

 

Б) Приготовление 0, 5 М раствора хлорида бария.

Выполнение работы: Рассчитать, сколько граммов кристаллогидрата хлорида бария BaCl2 * 2H2O нужно взять для приготовления 50 мл. 0, 5 М раствора. После проверки расчета преподавателем отвесить на технохимических весах вычисленную навеску хлорида бария на часовом стекле. В мерную колбу на 50 мл. вставить воронку с обрезанным концом. Перенести в нее навеску соли. Небольшим количеством дистиллированной воды из промывалки обмыть над воронкой часовое стекло и смыть всю соль в колбу. Постепенно добавляя воду и перемешивая жидкость легким круговым движением колбы, добиться полного растворения хлорида бария. Объем воды при этом не должен превышать 2/3 объема колбы. Только после растворения всей соли добавить воду в колбу, доведя уровень жидкости в колбе до отметки. Последние порции воды следует прибавлять по каплям из пипетки. Уровень жидкости определять по нижнему уровню мениска. Плотно закрыть колбу пробкой и перемешать раствор, несколько раз повернув колбу вверх дном. Приготовленный раствор сдать лаборанту.

Запись данных опыта. Записать в журнал весь расчет и методику приготовления раствора.

 

В) Приготовление 2Н растворов серной кислоты и соляной кислоты. Выполнение работы:

Налить имеющуюся в лаборатории серную кислоту (10-15 %-ной концентрации) в стеклянный цилиндр и определить плотность ее ареометром. Какому процентному содержанию H2SO4 соответствует найденная плотность? (см. Приложение, табл. 5).

Рассчитать, какой объем этой кислоты нужно взять для приготовления 100 мл. раствора серной кислоты заданной концентрации (0, 2 Н или 0, 2 М, по указанию преподавателя). Отмерить этот объем мензуркой (на 10-15 мл).

В мерную колбу на 100 мл из промывалки ввести около 50 мл. дистиллированной воды. Перемешивая жидкость круговым движением колбы, понемногу через воронку перелить в нее всю кислоту из мензурки. Сполоснуть воронку водой, вынуть ее и дождаться охлаждения колбы до комнатной температуры. Затем, добавляя воду, довести уровень жидкости в колбе до метки. Последние порции воды добавлять по каплям пипеткой. Плотно закрыть колбу пробкой, перемешать несколько раз полученный раствор, перевертывая колбу дном вверх и сдать его лаборанту.

Запись данных опыта. Записать в журнал расчеты.

 

Опыт № 2. Ионные реакции.

А) Получение малорастворимых оснований. Выполнение работы:

В две пробирки ввести по 2-3 капли раствора хлорида трехвалентного железа. В одну из них добавить несколько капель раствора едкого натрия, в другую - раствора едкого барита. Отметить цвет осадка гидроокиси железа. Соединение, каких ионов происходит в обоих случаях?

Получить малорастворимые основания меди и магния, используя растворы, которые имеются в штативе. Каждый раз следует брать не более 3-4 капель исходного раствора.

 

Б) Получение малорастворимых кислот.

Выполнение работы: В одну пробирку внести 2-3 капли раствора силиката натрия, в другую - такой же молибдата аммония (NH4)6Mo7O24 4H2O. В обе пробирки ввести несколько капель соляной кислоты до образования осадков соответствующих кислот.

Запись данных опыта. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

 

В) Образование слабых оснований.

Выполнение работы: В одну пробирку внести 3-4 капли раствора хлорида аммония, в другую - столько же сульфата аммония. В обе пробирки добавить несколько капель раствора едкого натрия и слегка нагреть их. По запаху определить, какой газ выделяется.

Запись данных опыта. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций образования слабого основания аммония и его дальнейшего разложения на аммиак и воду.

 

Г) Образование слабых кислот.

Выполнение работы: В две пробирки внести по 2-3 капли раствора соды. В одну из пробирок добавить несколько капель соляной кислоты, в другую - уксусной. Что наблюдается? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций образования слабой угольной кислоты и разложение на воду, и двуокись углерода.

Получить слабую сероводородную кислоту, используя реактивы, имеющиеся в штативе.

Запись данных опыта. Объяснить наблюдаемое. Написать ионные уравнения реакций.

 

Д) Получение малорастворимых солей.

Выполнение работы: В две пробирки ввести по 2-3 капли раствора соли свинца. В первую из них добавить несколько капель 2 Н серной кислоты, в другую - сульфата натрия. Какой осадок выпадет в том и другом случае?

Используя имеющиеся в штативе реактивы, получить малорастворимые соли: йодид свинца, хлорид серебра, хромат бария и карбонат кальция.

Запись данных опыта. Ответить на вопросы. Написать молекулярные и ионные уравнения реакций.

 

Е) получение соли путем реакции нейтрализации.

Выполнение работы: В фарфоровую чашечку (диаметром 4 см.) Внести 20 капель 2 Н раствора едкого натрия и такой же объем 2 Н соляной кислоты. Перемешать раствор стеклянной палочкой. Определите реакцию среды в растворе, для чего одну каплю раствора перенести стеклянной палочкой на красную лакмусовую бумажку, а другую - на синюю. Если среда в растворе окажется кислой, то нейтрализовать избыток кислоты щелочью, прибавляя последнюю по каплям до тех пор, пока цвет обеих лакмусовых бумажек не перестанет меняться от капли раствора. Если среда в растворе окажется щелочной, то нейтрализовать избыток щелочи, добавляя кислоту. Написать молекулярное и ионное уравнения реакции, нейтрализации. В чем сущность этой реакции. Фарфоровую чашечку с полученным нейтральным раствором поставить на сетку и выпарить воду. Какое вещество осталось в чашечке?

 

Опыт № 3. Сравнение химической активности кислот.

 

А) Взаимодействие соляной и уксусной кислот с мрамором. Выполнение работы: В одну пробирку внести 3-4 капли 2 Н раствора уксусной кислоты, в другую - столько же 2 Н раствора соляной кислоты. Выбрать два приблизительно одинаковых по величине кусочка мрамора и бросить по одному в каждую пробирку. Какой газ выделяется?

Запись данных опыта. В какой пробирке процесс идет более энергично? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций. От концентрации, каких ионов зависит скорость выделения газа? В растворе, какой кислоты концентрация этих ионов больше? Сделать вывод об относительной силе исследованных кислот.

 

Б) Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком.

Выполнение работы: В одну пробирку до 1/3 ее объема налить 2 Н раствор соляной кислоты, в другую - столько же 2 Н раствора уксусной кислоты. Выбрать два одинаковых по величине кусочка цинка. В каждую пробирку бросить по одному кусочку.

Запись данных опыта. В каком случае водород выделяется более энергично? Написать ионные уравнения реакций. Объяснить наблюдаемое различие в скоростях реакций.

 

Опыт № 4. Смещение равновесия диссоциации слабого электролита.

А) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты.

Выполнение работы: В две пробирки внесем по 5-7 капель 0, 1 Н уксусной кислоты. В каждую пробирку прибавить одну каплю метилового оранжевого. Под влиянием, каких ионов метиловый оранжевый принимает розовую окраску? Одну пробирку с уксусной кислотой оставить в качестве контрольной, а в другую внести 3-4 микрошпателя ацетата натрия и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На изменение концентрации, каких ионов указывает изменение окраски метилового оранжевого?

Запись данных опыта. Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы ее диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия. Как меняется при этом степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н +.

 

Б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания.

Выполнение работы: В две пробирки внести по 5-7 капель 0, 1 Н раствора аммиака. В каждую пробирку прибавить одну каплю раствора фенолфталеина. Под влиянием, каких ионов фенолфталеин принимает красную окраску?

Одну пробирку с раствором аммиака оставить в качестве контрольной, а в другую добавить 3-4 микрошпателя хлорида аммония и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке.

Запись данных опыта. Написать схему равновесий, существующих в растворе аммиака. Как смещается равновесие в этом растворе при добавлении к нему хлорида аммония? Почему при этом окраска раствора фенолфталеина бледнеет?



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал