Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гидролиз солей. Произведение растворимости.






 

Опыт № 1. Реакция среды в растворах различных солей.

Выполнение работы: В шесть пробирок до 1/3 их объема налить нейтральный раствор лакмуса. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, а в остальные добавить по одному микрошпателю кристаллов следующих солей: в первую - ацетата натрия; во вторую - хлорида аммония; в третью - карбоната натрия; в четвертую - карбоната аммония; в пятую - хлорида калия.

Растворы размешать. (Стеклянные палочки не переносить из одного раствора в другой).

По изменению окраски лакмуса сделать вывод о реакции среды в растворе каждой соли.

Запись данных опыта. Полученные результаты свести в таблицу:

 

№ п/п Формула соли Окраска лакмуса Реакция среды рН растворы (рН < 7, рН = 7, рН > 7)
         
         
         

 

Какие из исследованных солей подвергаются гидролизу? Написать ионные и молекулярные уравнения реакций их гидролиза и указать вид гидролиза каждой соли (простой или ступенчатый).

В случае ступенчатого гидролиза написать уравнение реакции только на первой ступени, так как практически в достаточно концентрированных растворах последующие ступени проникают очень слабо.

Сделать выводы о реакции среды в растворах солей:

сильных оснований и слабых кислот;

слабых оснований и сильных кислот;

слабых оснований и слабых кислот;

сильных оснований и сильных кислот.

Опыт № 2. Образование основных и кислых солей при гидролизе.

А) Гидролиз ацетата алюминия.

Выполнение работы. В пробирку внести 7-8 капель раствора хлорида алюминия и такой же объем раствора ацетата натрия. Укрепить пробирку в штативе и опустить в водяную баню, нагретую до кипения. Отметить образование осадка основной соли алюминия Аl(ОН)2СHзСОО.

Запись данных опыта. Написать молекулярное уравнение реакции образования ацетата алюминия и ионное уравнение его гидролиза. Продуктом, какой ступени гидролиза является образовавшийся осадок основной соли? При гидролизе, каких солей могут получаться основные соли?

 

Б) Гидролиз сульфита натрия.

Выполнение работы: Налить в пробирку до 1/3 ее объема воды, внести туда 1-2 микрошпателя кристаллов сульфита натрия и размешать стеклянной палочкой. Две капли полученного раствора нанести на индикаторную бумажку и определить величину рН.

На присутствие, каких ионов в растворе указывает найденное значение рН? В результате, какого процесса эти ионы появились?

По отсутствию запаха сернистого газа убедитесь в том, что сернистой кислоты не образуется. По какой ступени преимущественно протекает гидролиз сульфита натрия? Какая соль является продуктом его гидролиза?

Запись данных опыта. Написать молекулярное и ионное уравнение реакции гидролиза сульфита натрия. При гидролизе, каких солей получаются кислые соли?

 

 

Опыт № 3. Факторы, влияющие на степень гидролиза солей.

А) Влияние силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза.

Выполнение работы: В две пробирки до 2/3 объема налить дистиллированной воды. В одну пробирку внести один микрошпатель кристаллов сульфита натрия, в другую - столько же кристаллов карбоната натрия. В каждую пробирку добавить по одной капле фенолфталеина.

Написать ионные уравнения гидролиза сульфита натрия и карбоната натрия (по первой ступени). В растворе, какой соли окраска фенолфталеина более интенсивна? В каком растворе концентрация ионов (ОН-) более высокая? Степень гидролиза, какой соли больше? Почему?

Степень гидролиза, какой соли при одинаковых концентрации и температуре должна быть больше: АlС13 или МgСl2? в растворе какой соли концентрация ионов (Н+) выше? Проверить свой ответ опытом, определив ориентировочно при помощи индикаторной бумажки рН растворов этих солей.

Запись данных опыта. Сделать общий вывод о влиянии силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза.

 

Б) Влияние температуры на степень гидролиза соли.

Выполнение работы: Налить в пробирку до 1/2 ее объема дистиллированной воды и внести в нее 2-3 микрошпателя ацетата натрия. Написать ионное уравнение гидролиза этой соли. Какую величину имеет рН раствора ацетата натрия: меньше 7 или больше?

Добавить в пробирку с раствором соли одну каплю фенолфталеина. Опустить пробирку в водяную баню, нагретую до кипения.

Запись данных опыта. Какой вывод об изменении концентрации ионов (ОН-) в растворе можно сделать на основании изменения окраски фенолфталеина? В каком направлении смещается равновесие гидролиза?

Сделать вывод о влиянии температуры на степень гидролиза соли. Указать причины этого влияния.


В) Влияние разбавления раствора на гидролиз соли.

Выполнение работы: В пробирку внести 2-3 капли раствора хлорида трехвалентной сурьмы и постепенно по каплям прибавлять воду до выпадения белого осадка хлорокиси сурьмы SbOС1. Этот осадок образуется на второй ступени гидролиза из Sb(ОН)2С1 путем отщепления воды.

Запись данных опыта. Написать ионные уравнения первой и второй ступеней гидролиза SbС13 и общее уравнение ее гидролиза. Написать формулу для вычисления константы гидролиза хлорида сурьмы для первой ступени. Показать при помощи этой константы, как влияет разбавление на степень гидролиза этой соли. Добавлением, какого реактива можно уменьшить степень гидролиза хлорида сурьмы? Проверить свое заключение опытом.

Сделать общий вывод о влиянии разведения на степень гидролиза солей. Степень гидролиза, каких солей не меняется при разбавлении растворов?

 

Г) Влияние изменения концентрации водородных ионов на гидролиз солей.

Выполнение работы: Внести в пробирку 8-10 капель дистиллированной воды и один микрошпатель кристаллов хлорида двухвалентного олова. Раствор перемешать стеклянной палочкой. Образующийся белый осадок представляет собой основную соль двухвалентного олова SnОНС1. В результате, какого процесса получилась эта соль?

Запись данных опыта. Написать ионное уравнение соответствующей реакции. Концентрацию, каких ионов в растворе следует увеличить, чтобы растворить полученный осадок? Проверить свое заключение опытом.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал