Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОМПОЗИЦИЯ 2 страница






Библейский взгляд не является ни исламским фатализмом, ни Кисметом, ни Кармой, ни причинно-следственным детерминизмом Индуизма и Буддизма. Люди всегда действуют как бы по своей воле и, следовательно, несут ответственность за свои поступки. Яхве часто предстает как бы разгневанным или расстроенным чело­веческими действиями, но в конце концов всегда побеждает Его замысел. Он вывел Израильтян из Египта, несмотря на мощь и мудрость фараона. Он провел Израильтян по пустыне, несмотря на неверие большинства. Он дал им победу над царями и народами, которые пытались закрыть им путь. Он превратил проклятия Валаама в благословения. И несмотря на их полное неверие в то, что они смогут вступить в землю ханаанскую, Он привел их к берегу Иордана и отдавал распоряжения, касаю­щиеся времени, когда они войдут в землю обетованную.

Эту же концепцию истории, иногда называемую " Heilsgeschichte" (" история спасения"), можно видеть и у пророков. У Ранних пророков она касается, в первую очередь, современной им истории, а у поздних - еще и будущего. Ею пропитаны про­изведения Псалмопевца. Она поддерживает народ Божий в плену и после; без нее это время было бы безнадежным. Она даже вплетена в события, о которых рассказыва­ется в Книге Есфири, в которой Имя Божие даже не упоминается. Для народа Божиего история становится " Его рассказом".

ВТОРОЗАКОНИЕ 177

ВЛИЯНИЕ ВТОРОЗАКОНИЯ

Как можно измерить влияние, оказываемое книгой? Одним измерением может стать количество книг, написанных о ней или цитирующих ее. Другим указателем может стать какое-либо великое достижение, мотивировка которого может быть четко прослежена к этой книге. Конечно, невозможно точно учесть те индивидуальные решения, принятые под влиянием прочтения книги, или количество тех, кто получил от нее надежду.

Некоторые исследователи Библии видят влияние Второзакония на Самуила и Илию, Осию и Иеремию, и на Христа. Судя по количеству цитат и ссылок на Второ­законие в Новом Завете, эта Книга находится среди оказавших на Него наибольшее влияние19. На основании количества рукописей отдельных ветхозаветных Книг найденных среди свитков Мертвого моря, можно заключить, что Второзаконие было одной из пяти наиболее влиятельных Книг20. Христос трижды находил во Второ­законии силы противостоять искушениям Сатаны (Мф.4.1-11; ср.Втор.8.3, 6.13, 16). Когда Христа спросили, какая из Заповедей является величайшей, Он привел Втор.6.5.

Однако это лишь вершина айсберга. Сколько же раз цитировалось Второзаконие в доме Иосифа и Марии, если Иисус знал его так хорошо? В какое количество домов, где ежедневное " Шема" (Втор. 6.4-5) произносится несколько раз, принесла эта Книга веру и вдохновенность? какое количество христиан нашли на страницах этой Книги помощь и силы? Каждое из этих указаний подчеркивает то, что Второзаконие является одной из наиболее значимых Книг Ветхого Завета. Она заслуживает внима­тельного изучения каждым поколением.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Carmichael, CM. The Laws of Deuteronomy. Ithaca, N.Y.: 1974. Clements, R.E. God's Chosen People. London: 1968.

_______. Prophecy and Covenant. London; 1965.

Craigie. P.C. The Book of Deuteromomy. NICOT. Grand Rapids: 1976.

Daane, J. The Freedom of God. Grand Rapids: 1973.

McCarthy, D.J. The Old Testament Covenant. Oxford: 1972. (Expansion of CBQ 27 [1965]: 217-240.)

_____. Treaty and Covenant. Analecta Biblica 21 (1965).

Nicolson. E.W. Deuteronomy and Tradition. Philadelphia: 1967.

Phillips, A. Deuteronomy. Cambridge Bible Commentary. Cambridge: 1975.

Robertson, E. The Old Testament Problem. Manchester: 1950.

Rowley, H.H. The Faith uf Israel. London: 1956. (

Weinfeld. M. Deuteronomy and the Deuteronomic School. Oxford: 1972. (

Zimmerli, W. The Law and the Prophets. Trans. R.E. Clements. Oxford: 1965.

19 По данным, приведенным в " Греческом Новом Завете", изданном НК Объединенными

Библейскими Обществами, Книга Второзакония цитируется или на нее ссылаются 15 раз. В

этом отношении ее превосходят только Псалтирь, Книги Исайи, Бытия и Исход.

20 На сегодняшний день найдено 27 экз. Псалтири, 24 экз. Второзакония, 18 экз. Кн.Исаии

и по 15 - Кн. Бытия и Исхода.


ГЛАВА 14. РАННИЕ ПРОРОКИ

Как было указано при рассмотрении канона (гл.З), вторым основным подразделе­нием еврейской Библии являются " Пророки", которые, в свою очередь, подраз­деляются " ранних пророков" и поздних пророков". " Ранние пророки" состоят из трех Книг: Иисуса Навина, Судей и Царств (Позднее разделенные на 1 -4 Царств).

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

" Пророки" или " история". В русской Библии эти шесть книг (считая четыре Книги Царств), включены в историческое подразделение, наряду с Книгами 1-2 Пар., Ездры, Неемии и Есфири. Почему же евреи, которые составляли древнееврейский канон назвали их " пророками"? И почему они сейчас рассматриваются как " история" 1? На данном этапе важно отметить, что, по крайней мере для древнееврей­ского мышления, " Ранние пророки" имели более " пророческую" чем " историческую" природу2.

Как было указано при рассмотрении Кн.Бытия (см.выше.стр. 107-109), вопрос о том, что составляет " историю" является чрезвычайно сложным и ученые приходят к различным выводам. За любой историей лежат " грубые факты" - " то, что произошло". Попытка зафиксировать все факты была бы бесплодной; выборочная же запись наиболее важных фактов немедленно ставит между читателем и событиями человека, который их записывает.

Некоторые ученые не считают такого рода записи историей. Скорее, они явля­ются " летописью", или " журналом". Они не делают попытки установить связь между событиями, изучить их влияние друг на друга3 или связать события одной летописи с событиями другой, происходящей из другого региона или периода. Книги Царств

1 Порядок протестантского канона был, по-видимому, составлен Лютером. Подробное

рассмотрение этой проблемы см. в Х.Е.Райл, " Канон Ветхого Завета", 2-е изд. (Нью-Йорк:

1895), стр.221-249.

2 Вполне вероятно, что евреи сосредотачивали свое внимание в первую очередь на

институте пророчества и пророческой природе Книги. Лишь западный образ мысли пытается

скоропалительно рассматривать это произведение как историю, не пытаясь понять его про­

роческой природы.

3 Даже этот вопрос часто отрицается историками современной " научной" школы, находя­

щейся под влиянием философии Д.Хьюма, в которой события рассматриваются как не имею­

щие связи друг с другом.

 

 

РАННИЕ ПРОРОКИ 179

содержат много ссылок на " летописи царей Израильских" или " Иудейских" или источники, имеющие аналогичные названия4. Это, по-видимому, были журналы или дневники, в которые записывались основные события и которые были источником составления 3-4 Цар. " Анналы" ряда Ассирийских царей также представляли собой такого рода летописи. Историю можно было определить как результат процесса отбора таких летописей и редакционного расположения таким образом, чтобы они представляли собой последовательный рассказ. Точно таким образом могла быть рассказана, например, история живописи, или возникновения и падения немецкого Третьего Рейха.

Отдельные Книги, составляющие " Ранних пророков" не являются собственно историей, по крайней мере они не удовлетворяют требованиям современных истори­ков. Кн.Иисуса Навина рассказывает о поселении Израильтян в Ханаане. Однако с исторической точки зрения, рассказ не является в одинаковой степени подробным. Переход через Иордан, религиозные обряды у Галгала, взятие Иерихона и Гая описаны достаточно подробно. Однако о покорении южного Ханаана рассказывается в сжатой форме, и еще более кратко - о покорении северных районов. В некоторых случаях, не упоминаются ни народы, вовлеченные в события, ни взятые города. Кн.Судей еще более сбивчива - ряд рассказов, по-видимому, происходящих из разных регионов страны и написанных в разное время. Попытка построить целост­ную историю развития молодой нации показывает, что в цели Кн.Судей не входило составление такого рода " истории"; она была призвана показать отношения Бога и Его народа, основанные на правосудии и милости. Первые две Книги Царств более подходят под определение " истории", т.к. они хорошо рисуют картину становления Монархии и период правления первых царей. 3-4 Цар. являются достаточно полным хронологическим отчетом, несколько усложненным тем, что в них переплетена история Северного и Южного царств. Однако даже здесь цари оцениваются по их религиозному благочестию, а не политической значимости. Религиозная точка зрения преобладает на страницах всех книг, объединяемых названием " Ранние пророки". Таким образом, эти книги не являются " историей" в том виде, в каком она бы была написана современными историками. Значительно упрощая, можно сказать, что речь идет об истории с пророческой точки зрения: (1) рисующей Божественное управление историей посредством Слова и дела; (2) рассказывающей о деяниях таких пророков, как Самуил, Натан, Илия и Елисей; (3) наглядно показывающей великие пророческие темы Божественного спасения во время Исхода, дарования Земли, заветных обяза­тельств исключительного служения Яхве, правосудия и справедливости внутри общества, Божественного благословения и наказания в ответ на послушание или непослушание.

Историческая значимость. Однако такое утверждение не ставит под сомнение историческую ценность библейских Книг. Все книги по истории являются выборочными, то есть не охватывают всех реально происшедших исторических событий, и все написаны с определенной целью, то есть - пристрастны. Имеется значительная разница между тенденциозными анналами Ассирийских царей и

4 Человек, в обязанности которого входило составление этих произведений первоначально назывался " mazkir" (доел, " тот, кто заставляет помнить"). Позднее, институт " mazkir" пре­вратился в нечто большее, чем просто летописцы.

 

 

180 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

историями Геродота или Иосифа Флавия5 - даже если историческая ценность многих утверждений в их работах и ставится под сомнение. В выборе материала каждый историк преследует определенную цель6. Он не выдумывает или фальсифицирует (хотя именно такое впечатление и возникает у того, кто преследует другую цель), он просто выбирает факты пристрастно, в соответствии со своей целью. " Ранние пророки" содержат исторические данные, отобранные с пророческой точки зрения.

В настоящее время обычно допускается, что Ветхий Завет содержит больше исто­рических материалов, чем любая другая книга до Геродота, " отца истории" 7. Архео­логические открытия неоднократно демонстрировали высокую степень его историче­ской точности'.Тем не менее, исторический элемент в " Ранних пророках", или даже на протяжении всего Ветхого Завета, является составной частью религиозного повествования. " Ранние пророки" в первую очередь являются пророчествами (в первоначальном еврейском смысле слов, внушаемых Богом). В этих Книгах говорится о замысле Божием; провозглашается Божие послание своему народу, воспринимаемое посредством Его слов и действий9.

" Ранние" и " поздние пророки". Между " ранними" и " поздними пророками" существует различие во времени. " Ранние" принадлежат в основном к периоду рас­селения в Ханаане и ранней Монархии, хотя они доводят рассказ до Пленения. " Поздние" принадлежат к заключительным столетиям двух царств. Однако было бы неправильным рассматривать различие по времени написания как единственную разницу между ними. Более фундаментальные различия могут быть обнаружены в самой природе этих книг.

" Ранние пророки" являются в большей степени историческими, они представля­ются последовательным повествованием о событиях израильской истории. По Книгам Ис.Нав. - 4 Цар. можно реконструировать — по крайней мере в общих чертах, а в некоторых случаях, достаточно подробно - последовательность событий Израиль­ской истории со времени вступления в Ханаан вплоть до Пленения, прибл. 1250-586 гг. до Р.Х. Именно по этой причине, эти книги и называются историческими.

5 См. анналы Ассур-насир-пала (ARAB 1 раг.437-483) или Салманасара III (ANET, рр.276-

281). См.также рассказы о походах Тутмоса III (ANET, pp.234-241). Имеется несколько

изданий Геордота и Иосифа Флавия.

6 Например, в распоряжении автора " черной истории" и любого другого историка

имеются одни и те же исторические данные. Ввиду своего вполне понятного мнения, что

предшествующие историки были склонны пропускать то, что, по их мнению, не относилось к

нечерным, авторы " черной истории" (история в афроиканской и афроамериканской перспек­

тиве) выбирают ту информацию, которая, в первую очередь, относится к африканским

народам. Будущие историки, пытаясь представить более " сбалансированную" картину, несо­

мненно выберут те данные, которые касаются как черных, так и нечерных.

7 Геродот жил в пятом веке до Р.Х.; " История персидских войн".

8 См. У.Ф.Олбрайт, " История, археология и христианский гуманизм" (New York: 1964);

Е.Ямаучи, " Камни и писания" (Philadelphia: 1972); Дж.Файнган, " Свет из древнего прошлого",

2nd ed. (Princeton: 1959); Дж.Келлер, " Библия как история", trans. W.Neil (New York: 1956);

Дж.Артур Томпсон, " Библия и археология", 3rd ed. (Grand Rapids: 1982); В.С.ЛаСор,

" Археология", ISBE (1979) l: 243f.

9 Наряду со всем этим, эти писания являются наилучшей книгой по древней истории. Они

дают наиболее полный рассказ с исключительной точностью и учетом социальных, политиче­

ских, религиозных и иных забот своего времени.

 

 

1 РАННИЕ ПРОРОКИ 1 g I

Напротив, " поздние пророки" содержат лишь смутные очертания истории. Историче­ские личности и события упоминаются, однако последовательность событий отсутст­вует. Даже имея общую исторический очерк " ранних пророков", расположение деталей " поздних пророков" в хронологической последовательности представляет собой большую сложность.

С другой стороны, " поздние пророки" являются в большей степени " пророческими", они содержат значительную долю проповеднического послания пророков. Например, Кн.Иисуса Навина рассказывает об Иисусе Навине - человеке, включая кое-что из того, что он говорил или делал; однако Иисус Навин, в отличие от таких пророков как Амос, нигде не выступает как " оракул" Божий. В связи с рас­сказом о Давиде зафиксированы многие слова Натана, однако их нельзя рассматри­вать как пророчества в смысле слов Иеремии. По-видимому, наиболее пространным пророческим писанием в " Ранних пророках" является " цикл Илии (1 Цар.16-2 Цар.1). Однако даже эти главы и " цикл Елисея" (4 Цар.2-9), который следует за ними даже отдаленно не похожи на пророчества Михея или Захарии.

Таким образом, хотя " Ранние пророки" являются книгами пророческими (в том смысле, что они повествуют о деяниях Господних и дают им толкование), оки в то же время историчны. Они действительно дают последовательную историю Израиля, но всегда глазами пророка. Это история, толкуемая Святым Духом, через Своего " представителя".

ПРОБЛЕМА ДАТЫ И КОМПОЗИЦИИ

Теория источников. Предшествующее поколение исследователей применяло документарную теорию о наличии четырех источников (J, E, D, Р) в Пятикнижии также и " Ранним пророкам" (см.выше стр.64). Обычно к Пятикнижию добавлялась и Книга Иисуса Навина, в результате чего, появлялось " Шестикнижие". В более ближние времена исследователи стали отделять Второзаконие от первых четырех книг (" Четырехкнижия") и рассматривать его, вместе с " Ранними пророками" как " второзаконную историю". Причины, стоящие за такими попытками, были те же, что и для Пятикнижия, а именно, использование двух Божественных имен, различие в стиле, двойные или даже тройные повторы, в которых встречаются те же самые или поразительно похожие подробности, или для одного и того же события даются раз­личные причины10, упоминание о более поздних событиях или географических на­званиях, цитирование источников (" Книга Праведного", " Книга летописей царей Иудейских"). Подробный анализ этих критических теорий можно найти в любом стандартном введении к Ветхому Завету.

Литературные формы в книгах царств. В Книгах Царств встречается целый ряд литературных форм (Gattungen). Их должна учитывать любая теория о композиции этих Книг.

Записанные рассказы имеют свои источники. Например, " цикл Соломона", серия рассказов о Соломоне с момента провозглашения его царем до его смерти, записан в (3 Цар.1.1-11.40). За ними следует утверждение: " Прочие события Соломоновы и все,

10 Одним из наиболее примечательных примеров этого является представление Давида ко двору Саула, которое в одном случае объясняется тем, что его музыка могла успокаивать царя (1 Цар. 16.14-22), а в другом - его победой над Голиафом (17.12-54, в частности ст.55-58).

 

 

182 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых" (11.41). Аналогич­ным образом, в рассказе о сыне Соломона - Ровоаме, указывается -ла " Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей Иудейских" (14.29). После короткого рассказа о Ваасе, царе Израильском, упоминается источник: " Прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских" (16.5)". В Книгах Царств встречается много подобных ссылок. Эти летописи были придворными дневниками или журналами, в которые придворный писец записывал события каждого дня.

Сюда включены и пророческие рассказы, или рассказы о пророках. Наиболее обширным из них являются " цикл Илии" (1 Цар.17.1-19.21; 22.41-2 Цар. 1.18) и " цикл Елисея" (2.1-10.36), но они представляются вплетенными в другие повествования. Среди более коротких рассказов о пророках - повествование о Ахии Силомлянине и Иеровоаме (3 Цар. 11.29-39). 2 Пар. 13.22 ссылается на пророческий рассказ: " Прочие деяния Авии и его поступки и слова описаны в сказании пророка Адды".

Пророчества часто вплетены в рассказ о пророке. Пророчество Ахии Иеровоаму (3 Цар. 11.31-39) занимает большую часть рассказа. Более короткие пророчества содержатся в длинном рассказе об Илии, например, пророчество Ахаву (21.21-24).

Подобны пророчествам и Божественные откровения пророкам, такие как слова Яхве Илии в 19.15-18. Обратите внимание, что в основном, откровения передаются в третьем лице: " И сказал ему Господь" (ст. 15).

Пророческие оценки наиболее заметны в рассказах о царях Израиля и Иудеи. Начиная рассказ о царствовании Иоаса, писатель говорит: " И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай" (4 Цар. 12.2). С другой стороны, в рассказе о Иоахазе Израильском говорится: " И делал не­угодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова..." (13.2). Согласно этим оценкам, в Иудее были хорошие и плохие цари; пророки не следовали слепо линии политической партии.

Конечно, возможно построить теорию богодухновения, которая бы объясняла различные литературные стили как результаты прямого откровения. Однако, как было указано в связи с рассмотрением откровения и богодухновения (см.выше гл.2), такая позиция не является выведенной из Библии, и она никогда не была историче­ской позицией Церкви. Следовательно, детали следует рассматривать как признаки того процесса, посредством которого Бог даровал людям Писания. По-видимому существовал " запасник" пророческих преданий, возможно составленный и сохранен­ный пророческой школой, известной как " сыны пророческие". Судя по некоторым местам Кн.Паралипоменон, пророки и их последователи сохраняли такие рассказы, как " Сказание пророка Адды" (2 Пар. 13.22) и " Записи Самея пророка и Адды прозорливца" (12.15). Это не были устные рассказы; в каждом случае говорится о записях, как в заключениях рассказов о царях. После последнего зафиксированного события, автор или редактор, по-видимому, соединяли вместе различные рассказы, образуя тем самым основную структуру Кн.Царств12.

" Эти летописи не должны смешиваться с Библейскими Книгами Летописей (рус.пер." Паралипоменон" - пер.). В то время, 1-2 Пар. еще не были написаны, и в них нет " прочего" (" dibre") об упомянутых царях. Более того, в Кн.Паралипоменон также содержатся подобные ссылки; ср. 2 Пар. 20.34.

12 См.ЛаСор, " 3 и 4 Книги Царств", NBC, р.320.

 

 

РАННИЕ ПРОРОКИ 183

Второзаконная история. Соединение исторических событий в осмысленную по­следовательность деяний Господних является, по-видимому, уникальной библейской концепцией. В других произведениях древней ближневосточной литературы некото­рые события приписываются действиям божеств, однако нигде Божий промысл не упоминается как основа исторического процесса в определенный период, все события нигде не приписываются одному и тому же божеству.

Происхождение этой концепции вызывает споры. Недавние исследователи при­писывают ее " второзаконному историку" VII века. По-видимому, наиболее яркой иллюстрацией этой концепции является Кн.Судей, где ясно указывается, что грехи порождают наказание в виде притеснений со стороны других народов, в то время как раскаяние приводит к тому, что Господь посылает избавителя (см.гл. 16). Однако такое же понимание истории содержится в оценках царей Израильских и Иудейских на протяжении 3-4 Кн.Царств.

Такая концепция, отстаиваемая с последовательностью, далеко превосходящей подобную у любых других народов, и так сильно отличающаяся от любой другой, прослеживаемой в древней литературе, могла быть присуща только Израилю. Она требует по меньшей мере исключительной религиозной проницательности, являю­щейся следствием Божественного откровения разуму, способному понять это от­кровение. Существенный вопрос, поэтому, сводится к следующему: Разумнее ли предположить, что основателем этой концепции был неизвестный писатель времен Осии, когда царство быстро двигалось к упадку, или это был Моисей? Или возможно это было результатом соединения их трудов?

Ответить на этот вопрос непросто. Наилучшим временем для построения истори­ческой философии является конец периода, а не его начало. Лишь посмотрев назад на великие деяния Божий можно сказать: " Бог делал это во благо". В более ранние времена можно было бы усомниться в Его Благости и Мудрости. Время Иеремии и Осии является подходящим периодом для развития философии истории. Однако не­вероятным является то, что такие относительно незначительные пророки как Гад, Адда, или даже Авдий или Аввакум известны по имени, их память сохранялась в народе Божием, в то время как имя великого гения, который увидел во всем проис­ходящем руку Божию, остается совершенно неизвестным.

Моисей постоянно представляется как человек, имеющий неповторимый опыт общения с Богом. Если принять на веру определенные утверждения, содержащиеся во Второзаконии, то основа этой книги представляет собой философию истории, объ­ясняющую великие деяния Господа. Согласно мнению многих ученых, Второзаконие это и есть та " книга закона", которую Хелкия обнаружил в храме во времена Осии (2 Цар.22.8-13). Однако это представляется слишком большим упрощением. Такой под­ход подчеркивает заключительный этап составления и редактирования книги, пре­небрегая ее корнями, относящимися к более ранним временам, и тем процессом, посредством которого в истории Израиля раскрывается суд и милость Божий. Если очертания вассального договора действительно усматриваются в Синайском законо­дательстве Моисея, тогда концепция благословения и проклятия уже присутствует. Она стоит за событиями, описанными в Кн.Судей. Рассказы о Сауле и Давиде изображают Божественное благословение и неприятие в период ранней монархии. Богослужебная литература, большая часть которой была написана в период монархии наполнена как свидетельствами благословений Господних, так и ощущением Божест­венного недовольства и наказания за несоблюдение Его закона. Вначале, этот взгляд на суд и милость в основном прилагался к отдельным лицам, однако ко времени

7 Зак. 3667

 

 

1 g4 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Амоса, эта концепция уже прилагалась к народу. Затем " второзаконная" концепция истории была, похоже, на время забыта, а затем, во времена Осии, " открыта" заново, с новым ощущением Божественного императива. В окончательной своей форме по­вествование о деяниях Господа, по всей вероятности, было написано редактором или редакторами Второзакония конца периода монархии, однако историческая концепция, содержащаяся в нем, похоже, относится к значительно более раннему периоду. Действительно, вполне разумно предположить, что народ Божий, прилагая основу Моисеевской истины к событиям последующих столетий, вызвал появление второзаконной концепции истории в ее окончательно сформировавшейся форме13.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Miller. J.M. The Old Testament and the Historian. Guides to Biblical Scholarship. Philadelphia:

1976. Porter. J.R. " Old Testament Historiography." Pp. 125-162 in G.W. Anderson, ed. Tradition and

Interpretation. (Pp. 132-152 on the Deuteronomic historical work.)

13 " Вообще, Книга не была составлена для объяснения прошлого, но как Писание для нового поколения израильтян, которых она наставляла из прошлого ради будущего"; Б.С.Чайлдс, " Ветхий завет как Писание", р.238. Рассматрение возможных целей окончатель­ных редакторов второзаконной истории см.там же. Точка зрения, которой придерживается Чайлдс близка взгляду Х.В.Вольфа в изложении автора: " в пересказ истории крушения нации, содержащийся в Книге, вплетен мотив Божественного суда и милости таким образом, чтобы дать народу, находящемуся под судом Божиим, обновленное обещание прощения".


ГЛАВА 15. ИИСУС НАВИН

Книга Иисуса Навина начинается на том месте, где заканчивается Второзаконие. Израильтяне расположились станом на равнинах Моавитских, ожидая повеления Господа войти и захватить Ханаан. Моисей, который до сих пор вел их, не должен был войти в землю обетованную (Втор.3.23-27; 32.48-52). Бог дважды повелел ему передать управление Иисусу Навину - в гл.3.28 и, еще раз, - перед самой смертью Моисея, (31.23). Вскоре после как Моисей выполнил это повеление, он умер (34.5).

" И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей воз­ложил не него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею." (ст.9)

На этом самом месте начинается рассказ Книги Иисуса Навина:

" По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служи­телю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым... Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя" (1.1-5)

СОДЕРЖАНИЕ

Книга разделяется на две, приблизительно равные части: краткий обзор покорения Ханаана и описание разделения земель между коленами.

Очерк содержания

Поручение Иисусу Навину (1.1-9) Вступление в землю обетованную (1.10-5.12)

Подготовка к пересечению Иордана (1.10-18)

Соглядатаи в Иерихоне (2.1-24)

Пересечение Иордана (3.1-4.18)

Стан у Галгала (4.19-5.12) Покорение земли обетованной (5.13-12.24)

Вождь воинства Господня (5.13-15)

Падение Иерихона (6.1-27)

Поход против Гая (7.1-8.29)

Жертвенник на горе Гевал (8.30-35)

 

 

186 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Договор с жителями Гаваона (9.1 -27)

Покорение южного Ханаана (10.1-43)

Покорение северного Ханаана (11.1-23)

Итоги покорения (12.1-24) Раздел земли (13.1 -22.3 4)

Уделы заиорданских колен (13.1-33)

Удел Халева (14.1-15)

Удел колена Иуды (15.1-63)

Удел сынов Иосифа (16.1-17.18)

Уделы остальных колен (18.1-19.51)

Города убежища (20.1 -9)

Города Левитов (21.1-42)

Заключение, уход заиорданских колен (21.43-22.9)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал