Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОМПОЗИЦИЯ 4 страница
Частичным решением этой проблемы является то, что такое религиозное " заклятие" было частью религиозной культуры того времени. Для древних ближневосточных народов было привычным посвящать людей, имущество и пленных своим богам. То, что эти действия были привычными ни в коей мере не оправдывает их, однако помогает понять, почему Израильтяне не посчитали их неправильными. Как было указано, откровение Божие носит постепенный характер. Он берет Свой народ в том состоянии, в котором он находится и постепенно, шаг за шагом, приводит его к Себе. В тот момент, Израильтяне не были еще готовы к таким учениям как Нагорная проповедь (" любите врагов ваших"). Если бы они были готовы, Бог дал бы им такое откровение. Однако это не единственное решение. Библейская позиция относительно хананеев сложнее чем просто " Убейте их! " Это повеление имеет свою причину, которую лучше всего понять на фоне хананейской культуры и религии. В глазах Господа Хананеи были великими грешниками, которые не только совершали " мерзости", но и хотели склонить Израильтян к участию в этих " религиозных" действах. Открытие угаритских документов у Рас Шармы в Сирии дало исследователям подробную информацию о хананейских религиозных обрядах. 31 Ассириологи, встретившиеся на конгрессе в Париже в 1953 г. чтобы глубоко обсудить эту проблему пришли к различным выводам. См. M.Greenberg " Hab/piru". American Oriental Series 39 (New Haven: 1955); J.Bottero, " Le Probleme des Habiru a la tieme rencontre assyriologique Internationale". Cahiers de la Societe asiatique 12 (1954). 32 Для дальнейшего чтения см. G.L.Archer, Jr., " A Survey of Old Testament Intriduction" (Chicago: 1964), pp.253-59; Albright, " Yahweh and the Gods of Canaan", pp.73-91; A.Haldar/'Habiru, Hapiru" IDB 2: 506; T.O.Lambdin, " Tell el-Amarna" 1DB 4: 529-533. 33 По сути данная " теория" повторяет одну из ранних христианских ересей, связанную с именем Маркиона, в неявной форме рецидивировавшую в богословской мысли в течение тысячелетия.
196 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА Религиозная проституция, жертвоприношение детей и другие черты этой религии заставили Albright на одной из лекций описать ее как, возможно, самую развратную религию, известную человечеству34. Израильтянам неоднократно напоминалось, что Яхве является святым Богом. Он не терпит мерзостей, особенно во имя служения божеству. Хананеи должны были быть наказаны. Кроме того, следовало сохранять чистоту Израильской религии, а чувственные соблазны хананейской религии могли представлять серьезную угрозу (как это и произошло в Ситтиме) суровой Яхвистской нравственности. Хирург, не раздумывая удаляет руку, ногу или даже жизненно-важный орган, когда дело касается жизни пациента. Здесь дело шло о духовной жизни Израиля, а позднее и всего мира, который Яхве хотел благословить через Израиль, поэтому Он повелел произвести " хирургическое вмешательство". Конечно, это лишь человеческое толкование и попытка решить сложный библейский вопрос. Кроме того, существует приговор истории. Израильтяне, уставшие от убийств или прельщенные чувственными религиозными обрядами, прекратили уничтожать хананеев. Постепенно хананейские религиозные обряды проникли в израильскую религию и, как это видно у пророков, навлекли на Израиль ужасные наказания Господни — чужеземное иго, вторжения, разрушение израильских городов и, в конце концов, разрушение Иерусалима и пленение. Повторяясь, следует сказать, что Яхве не приказывал уничтожать все племена -только хананеев. Эта политика не должна была стать постоянной; она была нужна в конкретной ситуации, когда израильтяне занимали землю, которую Бог обещал их отцам. Позже моральные и нравственные учения таких пророков как Амос, Михей и Исайя будет представлено Израилю как слово Господне, а еще позже, Иисус Христос скажет, что Он пришел исполнить закон и пророков. Заклятие хананеев следует рассматривать на фоне всех этих факторов. Заставил ли Ииисус Навин остановиться солнце? В Ис.Нав.10.12-13 мы читаем: Иисус воззвал в Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: Стой, солнце, над Гаваоном, И луна, над долиной Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: " стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день"? На первый взгляд, это, похоже указывает на то, что солнце и луна остановили свое движение по небу приблизительно на целый день. Подтверждение такого чуда 34 В своей работе " Jahweh and the Gods of Canaan", p. 152, он более осторожен: " В настоящее время мы не вправе утверждать, что северо-западные семиты были более " развращены" (с Яхвистской точки зрения) чем египтяне, месопотамцы или хетты, однако фактом является то, что человеческие жертвоприношения продолжались у хананеев и родственных с ними народов значительно дольше, чем в Египте или Месопотамии. То же можно сказать и о сексуальных злоупотреблениях во время религиозных служб, т.к. в Египте и, в целом, в Месопотамии нравственность в этой области была поднята значительно раньше чем в Ханаане."
ИИСУС НАВИН 197 можно найти в фольклоре по всему миру, в легендах о дне, когда солнце не заходило. Вопрос, однако, заключается в том, имеет ли данное место в Библии в виду именно это. Здесь важно помнить, что вера в возможность чуда с одной стороны, и толкование конкретного места в Писании, которое может указывать или не указывать на чудо, с другой стороны, являются совершенно разными вещами. Мы не в коей мере не ставим под сомнение способность Бога совершить чудо. Вопрос в том, указывает ли данное место на то, что солнце действительно стояло. Интересующий нас отрывок несомненно - поэтический, или, по крайней мере, содержит поэтические строки. В поэзии же дословное значение часто заменяется речевыми оборотами. Более того, приведенный выше перевод нельзя считать точным. Для того, чтобы язык приобрел изящество, в текст введены дополнительные слова. Дословно же читаем: Солнце над Гаваоном - остановись, И Луна - над долиной Аиалон! И солнце было недвижно, и остановилась Луна... Глагол, переведенный " стоять", имеет два значения - " быть без движения" и " быть спокойным". Поэтому, вопрос о том, просил ли Иисус Навин, чтобы солнце " стояло без движения" или " было спокойным" (т.е. не палящим), остается открытым. Слова, которыми завершается ст. 13 (" стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день") похоже поддерживает значение" быть спокойным" 35. Во-вторых, рассказ ссылается на книгу Праведного. Что это была за книга, кто ее написал и даже, какая часть библейского рассказа заимствована из нее - ответа на эти вопросы не существует. Если указание относится к последующим словам, тогда поддержка толкования " стоять спокойно" должна быть приписана книге Праведного. Возможно наиболее важным здесь является применение принципа, что Библия всегда проводит нравственную связь между природой чуда и целью, ради которой оно совершается. Бог никогда не совершает чуда произвольно; Он всегда преследует определенную цель, является ли это избавление народа от египтян, снабжение их пищей, исцеление их от укусов змей или избавления их от врагов. Как правило, существует связь между " размером" чуда и его назначением. Для замедления вращения Земли на сутки потребовалось бы чудо космического масштаба. Было ли это громадное усилие необходимым для дарования победы Иисусу Навину? Не все ученые согласны с этими выводами. Некоторые отбрасывают весь рассказ, считая его привнесенным из языческого источника. Те, кто верят, что чудо все-таки произошло, понимают его по-разному. Некоторые считают, что Иисус Навин имел в виду избавление от солнечного зноя; другие полагают, что солнечные и лунные лучи были " согнуты" изменением преломляющих свойств атмосферы таким образом, что казалось, будто они стоят на месте. Чтобы ни произошло - а что-то непременно произошло - это очень сильно укрепило веру Израильтян. 35 Хотя точное местонахождение Иисуса Навина и его войска определить невозможно, стих указывает на то, что солнце было на востоке, а луна на западе. Это означало, что дело происходило рано утром, до или сразу после рассвета, когда луна убывала. Иисус Навин только что совершил ночной марш (ст.9) и, возможно, просил не больше света, а больше темноты. Blair (NBC, p.244) поддерживает это толкование и считает, что глагол здесь может означать " вставать", хотя это и противоположно обычному использованию этого глагола с солнцем; обычно он означает " заход солнца".
198 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА БОГОСЛОВСКИЕ ПРОЗРЕНИЯ В КНИГЕ ИИСУСА НАВИНА Бог, который выполняет свои обещания. За века до описываемых событий, Бог вступил в завет с Авраамом, обещая дать землю Хананнскую его потомкам. Это обещание было повторено Исааку и Иакову, возобновлено Моисею, повторено Израильтянам в пустыне и еще раз, когда Иисус Навин был уполномочен вести евреев за Иордан. Яхве сражался за Израиль и даровал ему победу. Когда, наконец, Иисус Навин стал описывать границы владений колен, это было исполнением - пока лишь частичным - обещаний Господа. Значительная часть земли оставалась непокоренной, однако Господь обещал изгнать ее жителей от лица сынов Израилевых (13: 2-6а). Что касается уже занятой земли, Он повелел: " Раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина". Концепция обещания и исполнения играет важную роль в рассказе о вере Израиля. Рассказ от том, как Господь избавил Израильтян от египетского рабства, поддерживал их в пустыне и дал им Ханаан многократно вспоминается пророками, призывающими людей вернуться к их Богу. Заветная идея. Концепция заветных взаимоотношений между Яхве и Израилем была представлена в предыдущих главах. В Кн.Иисуса Навина эта концепция присутствует, в основном, в покорении земли: " Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их" (21: 43); " Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось" (ст.45)36. На протяжении всего Ветхого Завета, земля является основополагающим элементом завета. Израильтяне должны были подчиняться слову Господнему, дабы их дни на земле были долгими, а земля была процветающей. Когда идолослужение и вероотступничество стали серьезной проблемой, пророки объявили, что если народ не покается, он будет изгнан из земли. Затем через пророков было сказано, что в виду Своего обещания, Господь возвратит часть народа и восстановит его на земле. В течение периода пленения, это обещание восстановления было основой веры. Аналогичным образом, " /iere/и" (стр.207) следует рассматривать в рамках заветных взаимоотношений. Господь действовал ради Израиля против врагов его по завету, данному отцам. Фактически, это делает идею полного разрушения понятным элементом библейской религии, т.к. конечная цель завета - дать всем народам земли знание об Яхве и заветное благословение. Все, что мешает продвижению к искупительной цели должно быть убрано. Хотя это может показаться суровым приговором, альтернативой ему является ненависть и враждебность, которые доминируют среди людей, не знающих искупительных деяний Господа. Достижение покоя. Одним из взглядов Книги Иисуса Навина, чаще выражаемым в гимнах, чем в основном тексте Писания, является то, что по достижении Ханаана народ обрел покой от трудностей и лишений, связанных с жизнью в пустыне и завоеванием (напр. 1: 13; 11: 23). После обоснования в Ханаане, Израиль должен был жить как собственный народ Божий, свидетель перед другими народами. Падение Израиля явилось следствием того, что религиозная истина редко прилагалась к 36 Поощряющий к дальнейшим исследованиям обзор роли земли в вере Израильтян, см. в кн. W. Brueggerman " The Land" (Philadelphia: 1977).
ИИСУС НАВИН 199 проблемам каждодневной жизни. Об этом со всей серьезностью говорят пророки VIII века. Тем не менее, для народа Божиего существует покой. Эта основополагающая истина развивается в богатую доктрину будущей надежды и благословения (напр. 2 Цар.7: 1), где небо является конечным местом обретения покоя от трудностей и лишений земного странствования. Автор Послания к Евреям говорит о " покое народа Божиего", используя при этом образы, взятые из периода странствований по пустыне и покорения Ханаана (Евр.3: 7-4: 10). ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ: Driver, S.R. Introduction to the Literature of the Old Testament, (pp. 116-159; argues for Hexaleuch.) Freedman, D.N. " Hexateuch." IDB 2: 597f. Gevirtz. S. " Jerusalem anid Shechem; A Religio-literary Aspect of City Destruction." V'T 13 (1963): Jensen, I.L. Joshua: Rest-Land Won. Chicago: 1966. Kaufmann, Y. The Biblical Account of the Contquest of Palestine. Trans. M.B. Dagut. Jerusalem: 1953. Lapp, P.W. " The Conquest of Palestine in the Light of Archaeology." СГМ38 (1967): 283-300. McCarthy, D.J. " The Theology of Leadership in Joshua 1-9" Bibl 52 (1971): 165-175. Miller, J.M., and Tucker. G.M. The Book of Joshua. Cambridge Bible Commentary. New York: 1974. Nielsen, E. Shechem: A Traditio-historical Investigation. 2nd ed. Copenhagen: 1959. Soggin, J A. Joshua: A Commentary. Trans. R.A. Wilson. OTL. Philadelphia; 1972. Weippert, M. The Settlement of the Israelite Tribes in Palestine. Trans. J.D. Martin. SBT 21. Naperville: 1971. Woudstra. M.H. The Book of Joshua. N1COT. Grand Rapids: 1981. Yeivin, S. The Israelite Conquest of Canaan. Istanbul: 1971. ГЛАВА 16. СУДЬИ В конце Книги Иисуса Навина колена Израильские находились в земле, обещанной Господом патриархам. Они уже покорили некоторых своих врагов, но не всех. В будущем им предстояло стать нацией со своим царем, однако не ранее чем через двести с лишним лет. Период времени, в течение которого колена учились жить вместе и решать проблемы, связанные с наличием в их среде ханаанских городов и враждебных соседей на границах, известен как " период Судей". О нем рассказывается в Книге Судей. После вводной части (Суд.1), в которой подводится краткий итог завоевания Ханаана и указывается на непокоренные территории1, рассказ продолжается на том месте, на котором он закончился в Книге Иисуса Навина: " Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю: тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю.... и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Тогда сыны Израилевы... оставили Господа, Бога отцов своих... и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их..." (2.6-12) Здесь прямо указывается на основную проблему - Израильтяне оставили Господа и обратились к богам хананеев.
|