Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наставления Шри Чайтаньи
Третий стих «Шикшаштаки» звучит так: Тринад апи суничена татор апи сахишнуна Аманина манадена киртанийах сада харих «Тот, кто считает себя ничтожней травы, лежащей на дороге, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почтения к себе, но всегда готов выразить почтение другим, сможет постоянно повторять Святое Имя Господа». В этом стихе упомянуты 4 качества, которыми должен обладать преданный, и дается одно благословение: Ø Тринад апи суничена – тот, кто терпеливее дерева; Ø Тарор апи сахишнуна – тот, кто терпеливее дерева; Ø Аманина – тот, кто не ожидает почтения к себе; Ø Манадена – тот, кто всегда выразить почтение другим; Ø Киртаниях сада харих – такой человек сможет постоянно повторять Святое Имя Господа. Ø Почему эти качества так важны? Шрила Бхактисиддханта Махараджа утверждал, что гордый и тщеславный человек не сможет стать преданным. Гордеца не привлечет перспектива отказа от чувства собственно исключительности и вряд ли он станет рассматривать кого-то другого как равного себе. СМИРЕНИЕ: ДВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ Шрила Прабхупада давал смирению следующее определение: «Смиренного человека не трогают почести, которые оказывают ему другие, и, конечно же, не беспокоит их отсутствие. Материальные представления о жизни заставляют людей стремиться к тому, чтобы их почитали окружающие. Но с точки зрения человека, обладающего духовным знанием, то есть понимающего, что он не является телом, все, относящееся к телу, будь то честь или бесчестье, лишено смысла. Не следует гнаться за почестями, поскольку они преходящи». Шрила Санатана Госвами описывает истинное смирение следующим образом: «Знаток писаний называет человека смиренным, если он, обладая множеством хороших качеств, все же считает себя ни на что не годным, неразумным и бесполезным для общества. Долг преданного – вести себя так, чтобы утвердиться в смирении, используя свое тело, речь и разум. Разумный человек постарается научиться смирению. Истинное смирение – это зрелая стадия премы». Итак, корнем всех оскорблений, препятствующих непрестанному воспеванию Святого Имени, является дух наслаждения, проистекающий из ложного эго и приводящий телесному восприятию жизни. Побуждаемый материальными жизни, человек отвращается от служения Кришне и рассматривает весь мир как инструмент для удовлетворения своих чувств. Разумеется, такой человек оказывается под властью низших гун природы – страсти и невежества. Вследствие контакта с гуной страсти, изначальная любовь живого существа трансформируется в ненасытное вожделение, а затем – в гнев и иллюзию, которые характерны для гуны невежества. Этимология слова апарадха – радхад артхад арадханат-апгатах – что означает «отстранившийся от служения», а точнее, «отстранившийся от служения Радхе». Преданное служение направлено на то, чтобы человек мог стать слугой слуги Шри Кришны, а для этого стоит оставить корыстные материальные помыслы. Поэтому первым шагом на пути к Господу является отказ от отождествления души с материальным телом. Царь Кулакшекхара возносил Господу такие молитвы: «Красота этого тела была быстротечна. В конце концов суставы одеревенеют от старости и оно будет побеждено смертью. О сбитый с толку глупец, о каком лекарстве ты молишь? Имя господа Кришны – единственный эликсир, который никогда не подводит». Отказавшись от телесных представлений о жизни, преданный становится смиренным и искренне сострадает тем, кто волею судьбы оказался в материальном мире. Его сердце чисто и свободно от зависти; он не желает почестей и всегда готов выразить почтение любому живому существу. Когда Святое Имя становится неотъемлемой частью жизни преданного, он обретает все качества, упомянутые в стихе тринад апи. Он начинает понимать, что приобретения и потери, наслаждение и боль, жизнь и смерть не имеют ничего общего с его истинной духовной жизнью; все это лишь следствия прошлой кармы.
|