Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема личности в философии
Личность как категория является общенаучным понятием в рамках гуманитарных наук. Она изучается разными науками – психологией, педагогикой, искусствоведением, юридическими дисциплинами и т.д. В философии проблема личности изучается как часть вопроса о человеке. Сущность философского подхода заключается в том, что он рассматривает личность в контексте взаимоотношений с обществом. Научное решение вопроса о сущности человека совпадает с формированием материалистического понимания общественного развития, заслуга которого принадлежит К. Марксу. Критикуя метафизический подход Л. Фейербаха к пониманию человеческой сущности, Маркс указывает, что «сущность человека не есть метафизический абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс, К. Соч. – Т. 3. – С. 2). Личность является не только объектом, но и субъектом общественного развития. Общественные отношения реализуются в деятельности личности, являются продуктом ее активности. Такое понимание составляет сущность диалектико-материалистической проблемы личности как единства объективного и субъективного. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс показал, что французские материалисты запутались в решении вопроса – личность создает общество или общество создает личность? Разрешение этого противоречия заключено в практической деятельности человека, реализующей единство общественных и личностных интересов. Творя себя, человек творит общественную жизнь, творя общественную жизнь, творит самого себя. Для многих современных западных концепций личности характерны представления о неизменной сущности человека. Ряд концепций ведет речь о враждебном противостоянии между личностью и обществом, об отставании личностного фактора в истории от объективно-общественного. Здесь имеет место непонимание того факта, что определенному обществу соответствует определенный тип личности. Нередко социологический план смешивается с социально-психологическим. Философия различает понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» обозначает принадлежность к биологическому виду Homo sapiens. Для него характерна двойная природа – биосоциальная. Не только социологические факторы испытывают давление биологии, но и биология человека испытывает воздействие социального фактора. Индивидом является отдельный представитель человеческого рода. Когда мы ведем речь об индивиде, то не фиксируем внимание на его характеристиках. Индивидуальность характеризуется неповторимостью, уникальностью особенностей человека. В этом смысле каждый человек является индивидуальностью – кто-то яркой, кто-то менее выразительной. Личность – это конкретный человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами. Определяющим в понимании личности является социальный момент. Личность понимается не как атом социального процесса, а общество – не как простая, механическая совокупность, сумма отдельных личностей. Общество – это система отношений и процессов, носителями которых являются социальные группы. Всякая личность входит в социальную группу и является ее представителем в своей социальной деятельности, отражая в себе содержание жизни этой группы. Причем личность является элементом многих социальных групп – народа, нации, класса, профессиональной группы, семьи, общественной организации. В принадлежности к этим группам реализуется отношение человека к обществу. Система социальных ролей составляет внешний, поверхностный слой социальных образований. В личности существует и более глубокая связь с обществом, которая реализуется в социальном характере. Социальный характер выражает принадлежность личности к определенному историческому типу личности, который выделяется в соответствии с какой-либо общественно-экономической формацией. Так, существует первобытнообщинный тип личности, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, в теоретическом плане и коммунистический тип личности. Социальный тип личности – более глубокая и более устойчивая характеристика личности. Личностями не рождаются, личностями становятся. Как же происходит процесс становления личности? Следует отметить два фактора, играющих важную роль в формировании личности – природный (генетический) и социальный. Как известно, мы приходим в мир с определенным набором врожденных данных. Генетически нам передается внешность, физиологические особенности, предрасположенность к болезням, темперамент, некоторые способности и таланты. Но они даются не как раз и навсегда данные задатки в неизменном виде, а как некие потенциальности, возможности. Наша внешность зависит не только от генов, но и от нашего образа жизни. Талант и способность, если над ними не работать, не развивать, могут потухнуть, так и не став действительностью. Важным фактором формирования личности является социальная среда. В значительной степени под ее воздействием происходит процесс социализации личности – развитие личности, ее включение в общество на основе усвоения культурно-исторических достижений цивилизации. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором формирования человека материальные условия жизни людей, основу которых составляет способ производства. По этому поводу К. Маркс писал в «Немецкой идеологии»: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами … Что представляют собой индивиды, – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» (Маркс, К. Соч. – Т. 2. – С. 19). Важную роль в формировании личности играют различные социальные институты – семья, система воспитания и образования (детские сады, школы, университеты, библиотеки), искусство (театры, филармонии, музеи, выставочные залы), а также обычаи, традиции. Ядром личности является самосознание – осознание собственного Я. Осознание себя происходит примерно с трех лет. До этого возраста, как правило, ребенок не вычленяет себя из окружающего мира, идентифицируя себя с третьим лицом единственного числа. Так, не случайно маленькие дети называют себя обычно по имени, не употребляя личностного местоимения Я: «Вася хочет гулять, играть и пр.». Для развития личности очень важно, как человек сам себя оценивает, как соотносит поступки. Л.Н. Толстой понимал самоуважение как соотношение того, что личность представляет собой в реальных поступках, делах, и того, что личность думает, представляет о себе. Для достижения душевной гармонии важно уменьшить уровень притязаний личности и адекватно оценивать свое Я. В структуру личности помимо самосознания включаются способности, таланты, знания, мировоззрение, жизненная позиция, совокупность этических и эстетических принципов и идеалов, интересы, цели, психологические и социальные установки. В изучении личности важной является проблема гуманизма. Учение о гуманизме развивали мыслители эпохи Возрождения, французские просветители 18 века, английские социалисты-утописты 17 – 18 веков, русские революционные демократы 19 века и многие другие. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие способностей. Основными принципами гуманизма являются принцип равенства, справедливости, человеколюбия, которые должны быть нормой отношений между людьми. Подлинно научный гуманизм был основан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В основу гуманизма они положили конкретно-исторический, классовый подход, разработали концепцию социалистического гуманизма. Идею гуманизма они связывали с теорией общественного развития, с борьбой за осуществление и реализацию коммунистических идеалов. Маркс называл коммунизм положительным, практическим гуманизмом потому, что он уничтожает всякое социальное угнетение человека. Все классовые общества не в состоянии избежать отчуждения личности. Отчуждение личности представляет собой такое душевно-психологическое состояние личности, при котором окружающий мир и люди представляются чуждыми и даже враждебными субъекту. Существенной причиной возникновения этого феномена является несовершенство общественного устройства, в результате чего человек выступает по отношению к другим не как цель, а как средство. Отсюда эксплуатация, социальная несправедливость, порождающие у человека подавленность, страх, тревогу, чувство неуверенности в завтрашнем дне. Существует и психологическая причина возникновения отчуждения личности. В равных условиях не у каждой личности развивается феномен отчуждения. Это зависит от организации психической и нервной деятельности человека. Людям с сильным, уравновешенным типом нервной системы гораздо легче справляться с социальными проблемами. Если существуют два источника возникновения феномена отчуждения личности, значит, реальны и два пути выхода из этого состояния. Это – совершенствование общественного устройства, создание общества, живущего по законам гуманизма. Второй задачей является оздоровление психической и нервной системы человека. Это задача особенно актуальна в тот период, пока еще нет возможности для гармонизации общества.
Контрольные вопросы
1. Назовите главную отличительную особенность личности. 2. В чем заключается социализация личности? 3. Какому фактору формирования личности Вы придаете большее значение? 4. Перечислите признаки зрелой личности. 5. Как соотносятся самосознание и самооценка личности? 6. Зависит ли содержание личности от культурно-исторического типа общества? 7. Опишите образ идеальной личности. Литература 1. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе /К. Маркс //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – С. 1 – 4. 2. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» /В.Т. Бахур. – М., 1986. 3. Гуревич, П.С. Философия человека: В 2 ч. /П.С. Гуревич. – М., 2001. 4. Крутова, О.Н. Проблема человека /О.Н. Крутова. – М., 1990. 5. Марголис, Дж. Личность и сознание /Дж. Марголис. – М., 1986. 6. Резвицкий, И.И. Личность, индивидуальность, общество /И.И. Резвицкий. – М., 1984. 7. Скворцов, Л.В. Культура самосознания /Л.В. Скворцов. – М., 1989. 8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека/ П. Тейяр де Шарден. – М., 1986. 9. Черняева, А.С. Проблема человека в философии 20 века: Учебное пособие /А.С. Черняева. – Красноярск, 2008. 10. Цивилизация. Культура. Личность. /Отв. ред. В.Ж. Келле. – М., 1999.
|