Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознания






 

В обществе есть материальные и духовные процессы. Они подчинены общим законам, имеют общую сущность. Эта общая сущность заключается в том, что по содержанию отражения общественное сознание есть отражение общественного бытия, по механизму отражения – осмысление человеком условий бытия. Идеи, чувства, мысли не конструируются на голом месте, они возникают из анализа реального жизненного процесса. Общественное сознание представляет собой совокупность всех духовных процессов общества. Оно существует в форме идеалов, чувств, настроений, представлений, типичных для данной эпохи, общества, социальной группы. Иначе говоря, общественное сознание – абстрактная категория, обозначающая то общее, типичное, что характерно для сознания определенных конкретных социальных носителей. Оно существует через индивидуальное сознание отдельных людей, но не сводится к их простой механической сумме.

Общественное и индивидуальное сознание соотносятся как общее и единичное. Они различаются между собой:

1. Субъектами или носителями. Носитель индивидуального сознания – личность. Субъект общественного сознания – социальная группа.

2. Способом бытия. Индивидуальное сознание существует как единичное, общественное сознание – как общее. Одно без другого не существует. Всякое индивидуальное сознание содержит элементы общественного сознания. Общественное сознание существует через систему индивидуальных сознаний. Индивидуальное сознание существует непосредственно, общественное сознание – как опосредованное.

Общественное сознание подчиняется общественным закономерностям развития. Являясь вторичным по отношению к общественному бытию, оно обладает определенной относительной самостоятельностью развития. Относительная независимость проявляется в том, что конкретные идеи, теории не обязательно возникают как результат непосредственного отражения бытия, а как результат логического развития непосредственного исторического материала. В этом смысле общественное сознание обладает саморазвитием.

Общественное сознание имеет и другую особенность. Оно оказывает обратное воздействие на общественное бытие, будучи сформированным под его воздействием. Оно вплетается в процесс жизнедеятельности общества, направляет процессы развития бытия. В классовом обществе общественное сознание имеет всегда классовый характер. Это означает, что общественное сознание разных классов и других социальных групп различно. Одни и те же явления в их духовном мире оцениваются не одинаково. Так, например, совершенно несовместимы понятия женской красоты, существовавшие в дворянском обществе и в крестьянской среде.

Общественное сознание многообразно, дифференцировано по субъекту – общественное сознание эпохи, конкретного общества, социальной группы. Общественное сознание также дифференцировано по объекту и способу отражения социальной действительности. Эта дифференциация лежит в основе структуры общественного сознания. Общественное сознание – явление исторически изменчивое, в том числе и с точки зрения структуры. Общественное сознание ранних ступеней развития цивилизации характеризуется аморфностью, простотой, элементарность. Оно еще не дифференцировано по формам. В процессе развития общества развивалось и общественное сознание. Его развитие обусловлено развитием материального производства. Разделение труда послужило предпосылкой для изменения общественного сознания. Общая тенденция развития общественного сознания – усложнение, дифференцирование.

С точки зрения структуры общественное сознание имеет два уровня – обыденный и теоретический, три подуровня – общественная психология, идеология, научное сознание. Кроме того, выделяется ряд форм общественного сознания – экономическая, политическая, правовая, религиозная, философская, этическая, эстетическая, экологическая.

Деление сознания на теоретическое и обыденное осуществляется по гносеологическому принципу, а именно, каким способом отражается в сознании бытие. Обыденное сознание – совокупность массовых, стихийно складывающихся стереотипных социальных представлений, чувств, настроений, установок, идеалов, мнений, образовавшихся в непосредственных житейских ситуациях как их отражение. Обыденное сознание отражает общественное бытие поверхностно. Вместе с тем оно охватывает все сферы бытия, может касаться сложных вопросов бытия.

Обыденному сознанию свойственно:

1. Внешность, поверхностность отражения.

2. Разрозненность и несистематизированность идей.

3. Противоречивость. В разных ситуациях субъект руководствуется различными представлениями, поступая то принципиально, то уклончиво.

4. Неадекватность образов бытия. Как метод осмысления действительности отличается стереотипностью – совокупностью закостенелых представлений, нетерпимостью ко всему, что выходит за рамки психологических установок. Субъект данной вида сознания склонен считать свои знания абсолютно истинными. Уровень характеризуется эмоциональной окрашенностью и субъективностью.

Обыденное сознание, как и теоретическое, является значимым. Гносеологически их можно разделить, но с оговорками. Обыденное сознание поверхностно, но в нем есть моменты положительного содержания. На этом уровне формируется здравый смысл как отражение опыта многих поколений. В обыденном сознании нередко концентрируется народная мудрость, находящая выражение в поговорках, пословицах, приметах.

Теоретическое сознание – совокупность типичных, общих представлений о действительности, выработанных в теориях, учениях, концепциях общества или социальной группы. Теоретическое сознание отличается от обыденного целенаправленностью своего создания и устранения. Основой этой целенаправленности являются некоторые идеалы, цели. Оно является продуктом творчества отдельных людей.

Теоретическое сознание отличается следующими чертами:

1. Стремление к глубине вскрытия сущности.

2. Систематизированность и целостность отражения объектов.

3. Стремление исключить противоречия и достигнуть последовательности мышления.

4. Стремление к адекватности отражения. По методу характеризуется критическим отношением к стереотипам, к содержанию собственного знания.

5. Терпимость к новым идеям. Отсюда быстрое развитие теоретического сознания.

6. Не является преобладающим эмоциональный момент. В том объеме, в каком он присутствует, не препятствует адекватности отражения.

Теоретическое и обыденное сознание органично взаимосвязаны в бытии и функционировании. Во-первых, обыденное сознание находит свое выражение в теориях, учениях, произведениях искусства, Теории онаучивают обыденное сознание. Во-вторых, шаблонизированные, устаревшие догматические элементы теоретического сознания могут превращаться в элементы обыденного сознания. В-третьих, существует общеисторическая тенденция онаучивания обыденного сознания. Но это не означает, что обыденное сознание конечно. Оно будет существовать всегда как прямая, непосредственная реакция человека на действительность.

В рамках обыденного и теоретического сознания как подуровни выделяются – общественная психология, идеология и научное сознание.

Общественная психология – непосредственное выражение природы социальной группы в ее психической жизни на уровне обыденного сознания в рациональной и иррациональной формах. Включает в себя эмоциональные моменты – общественные чувства, настроения, ценностные ориентации, общие вкусы (политические, эстетические и пр.), совокупность мнений, оценок.

Общественная психология складывается в процессе обыденной жизни людей, отражая не только сами условия бытия, но и природу социальной группы. Общественная психология является реальным движущим духовным мотивом деятельности людей. В повседневной жизни люди редко руководствуются сложными теориями. Большое влияние оказывают настроения и симпатии.

Идеология – опосредованное влиянием выражение коренных интересов социальных групп на уровне теории, отчасти в иррациональной форме. Она включает в себя социальные идеалы, концепции, теории. Идеология, в отличие от общественное психологии, присущей любому обществу, существует только в классовом обществе. Не всякий класс в истории был способен выдвинуть свою идеологию. Господствующей идеологией в обществе является идеология господствующего класса. В настоящее время все более распространенной становится концепция плюрализма идеологий. Существует и концепция деидеологизации, объявляющая идеологию анахронизмом.

Общественная психология и идеология тесно взаимосвязаны. Общественная психология отражается в идеологических концепциях. Идеология через систему учреждений воздействует на общественную психологию. Одно из их отличий заключается в том, что общественная психология всецело относится к уровню обыденного сознания, идеология же помимо этого захватывает и уровень теоретического сознания.

Третьим подуровнем общественного сознания является научное сознание, представляющее собой специализированный вид человеческой деятельности, направленный на достижение объективного, истинного знания о мире. Подуровень сочетает в себе все особенности, присущие теоретическому уровню общественного сознания.

Формы общественного сознания (экономическая, политическая, правовая, религиозная, философская, этическая, эстетическая, экологическая) отражают определенную сферу человеческой жизнедеятельности и пронизывают все уровни и подуровни общественного сознания.

Экономическое сознание является отражением непосредственной хозяйственной жизни людей. Это сознание присуще человеческому обществу с самого начала существования. На теоретическом уровне экономическое сознание начинает формироваться в классовом обществе, выражаясь в экономических учениях. Экономическое сознание руководит хозяйственно-производственной жизнью идеологически и духовно. В современную эпоху экономическое сознание имеет тенденцию превращаться из идеологического сознания в научное. Большое количество экономических сочинений носит характер конкретного анализа.

Политическое сознание возникает вместе с государством, политическими отношениями. Политическое сознание – это сознание, в котором отражаются отношениями между классами, нациями, государствами, между личностью и государством. Политическое сознание существует на обыденном и теоретическом уровнях. На уровне обыденного сознания оно существует как разрозненные политические представления. Политическое сознание теоретического уровня представлено в виде учений, теорий, политических программ разных партий, государственных заявлений, указов и пр.

В общественной психологии политическое сознание выражается в виде совокупности политических чувств, настроений, симпатий, антипатий. В политической идеологии в концентрированном виде выражаются классовые интересы, касающиеся вопроса о власти, о положении класса в обществе. Здесь формируются политические цели и идеалы класса.

Политическая идеология исторически развивается. В ранних классовых обществах существовала только идеология господствующего класса. В феодальном обществе возникает буржуазная идеология как оппозиционная. С этого времени начинается идеологическая борьба, приобретающая особую остроту в буржуазном обществе. Для классической буржуазной идеологии характерно стремление к защите демократии, равенства, свободы личности при опоре на принципы разумного устройства общества. Для современной буржуазной идеологии характерно оправдание принципов неравенства, элиты, а также отсутствие научно-обоснованного идеала.

Правовое сознание отражает правовую систему, существующую в обществе, или право. Право – это совокупность юридических законов, создаваемых законодателем (верховной властью). Сущность права заключается в том, что в праве в форме закона выражается воля господствующего класса. Центральное место в праве всегда занимал вопрос об экономических отношениях класса.

Современное право имеет тенденцию охватить максимум сторон общественной жизни, включая различные разделы: гражданское право, уголовное право, административное право, трудовое право, международное право.

Помимо права существует правосознание как обыденное правовое сознание, заключающееся в отношении к существующему праву. Правовое сознание отражает общественное бытие через правовую систему. Важной является проблема соответствия системы права и правосознания. Между ними существуют регулярные противоречия. Во-первых, противоречия между существующим в данное время правом и правовым сознанием оппозиции, противоположного класса. Во-вторых, противоречия между развивающимся правовым сознанием и стабильным устойчивым правом. Право, как совокупность законов, всегда создается надолго. Только долговременно существующие законы делают общество правовым. Поскольку жизнь развивается непрерывно, постоянно возникает несоответствие между потребностями и правовой системой. В-третьих, противоречия между объективно-прогрессивными правовыми нормами, системами и догмами обыденного правосознания. В-четвертых, противоречия между устаревшими нормами права и опережающим их прогрессивным правосознанием. В целом правовое сознание развивается благодаря этим противоречиям.

Религиозное сознание отличается от религии тем, что является ее элементом и исходным пунктом. Религия представляет собой сложное социальное явление, включающее помимо сознания религиозную деятельность и религиозные учреждения, в том числе многочисленные предметы религиозного культа. Религиозное сознание по своей сущности является фантастическим отражением действительности в представлениях о сверхъестественном и его свойствах. В религиозном сознании земные процессы и явления приобретают форму небесных. Вера в сверхъестественное представляет ядро религиозного сознания.

Особенностью религиозного сознания является то, что практически во всех религиозных системах имеется внешнее по отношению к нему содержание. Почти все религии являются носителями моральных принципов. Религиозность многих людей держится именно на моральной стороне. Хотя религия исторически являлась носителем нравственности, теоретическое сознание показало, что религиозное сознание и нравственность – вещи разные. Нравственное сознание может существовать вне религии, в то время как религия без нравственного не может существовать.

Философское сознание как теоретическая система, как рациональная форма осмысления действительности формируется в эпоху античности. Философия отражает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Она является историческим типом мировоззрения, наукой и формой общественного сознания. Мы не будем здесь более детально останавливаться на характеристике этой формы общественного сознания, поскольку все изложенные в учебном пособии темы фактически посвящены раскрытию сущности философского сознания.

Этическое сознание существует каксовокупность морали и этических учений. Мораль является ядром этического сознания и представляет собой совокупность принципов, чувств, идеалов и оценок, отражающих и регулирующих отношения между людьми посредством представлений о добре и зле, совести, счастье, долге, любви и пр. Мораль всегда связана с оценкой поступков, действий людей.

Мораль является отражением общественного бытия, с бытием развивается, имея исторический и классовый характер. Вместе с тем в исторически преходящем и классовом содержании морали имеется общечеловеческое и вечное начало, которое исторически обогащается, в результате чего происходит нравственный прогресс.

Существуют различные типы морали, среди которых можно выделить 1) индивидуализм, 2) авторитаризм, 3) коллективизм. Индивидуализм означает преобладание личных интересов над общественными (традиционное западное общество). Авторитаризм предполагает господство норм группы над личными нормами (христианская мораль). Коллективизм стремится гармонично представить интересы личности и общества (идеал коммунистической морали).

Мораль является древнейшей формой общественного сознания и вечной. В будущем, предположительно, мораль будет главным средством регулирования отношений между людьми.

Эстетическое сознание – это совокупность представлений о прекрасном и красоте. Оно является отражением противоречивого единства гармонии и дисгармонии в природе, обществе, в отношениях людей между собой, к природе и обществу. Эстетическое сознание существует в виде эстетических вкусов, оценок и мнений, чувств и переживаний, теорий и идеалов.

Устарело представление об искусстве как форме общественного сознания. Искусство как сложное социальное явление включает в себя тип творчества, его продукт, процесс восприятия произведения. Искусство – это сфера производства и потребления продуктов качественно своеобразного вида – эстетических ценностей.

Эстетическое сознание связано с искусством следующим образом. Во-первых, искусство базируется на эстетическом сознании, создается эстетическая ценность. Во-вторых, в само произведение искусства включается момент сознания, предметный образ. Действительность в искусстве отражается и осмысляется посредством художественных образов.

При этом нужно иметь в виду, что искусство не сводится к эстетическому содержанию, хотя и базируется на нем. В произведении искусства может содержаться не только эстетическое содержание, но и нравственное, политическое, религиозное и любое другое, например, экономические идеи. Понятие искусства является более широким, чем эстетическое содержание.

Эстетическое сознание означает переживание красоты. Искусство предполагает произведение предметов, порождающих эстетическое сознание. Эстетическое сознание функционирует и за пределами искусства. Человек видит красоту в природе, в человеческих отношениях.

Эстетическое сознание возникает в процессе практической деятельности человека, в процессе труда еще у первобытного человека. В последующие эпохи происходит формирование эстетического сознания и на теоретическом уровне.

Переживание прекрасного отражает объективные условия действительности. Все элементы эстетического сознания исторически изменчивы. В классовом обществе эстетическое сознание имеет классовое содержание. У разных социальных групп существуют различия в восприятии внешнего мира. Так, например, понимание женской красоты в дворянском обществе резко отличается от такового в крестьянской среде, что обусловлено разными условиями жизнедеятельности и быта.

Экологическое сознание выражает рефлексию человека по поводу состояния окружающей среды, включая неживой и живой природный мир. Становление развитого экологического сознания происходит достаточно поздно. Хотя определенные знания в этой области возникают уже в 19 веке, особую остроту экологическое сознание приобретает примерно с середины 50-х годов 20 века, когда человечество вплотную столкнулось с многочисленными экологическими проблемами – загрязнением окружающей среды (воздушной, земной, водной), истреблением флоры и фауны и т.д.

От степени развитости экологического сознания в значительной степени будет зависеть будущее планеты и человечества. При этом важно, чтобы оно было развито и на обыденном уровне, и на теоретическом. Не только научные экологические теории, но и усилия отдельного человека способны повлиять на экологическую ситуацию современности. Следует особо подчеркнуть, что влиятельным оптимизирующим фактором экологического сознания является мораль человека. Это лишний раз показывает неразрывную взаимосвязь, переплетение форм общественного сознания между собой.

Все формы общественного сознания отражают бытие либо специфической области, либо специфическим образом. Формы общественного сознания воздействуют на бытие, регулируя общественное поведение людей посредством выработки социальных норм. Поскольку каждой форме общественного сознания соответствуют определенные социальные нормы, все формы сознания институциализированы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каков характер взаимосвязи материальных и духовных процессов в общественной жизни?

2. Когда сформировалось общественное сознание?

3. Какие структурные элементы содержатся в общественном сознании?

4. По какому принципу выделяются уровни и формы общественного сознания?

5. Приведите пример классового содержания общественного сознания.

6. Существуют ли вневременные формы общественного сознания?

7. Раскройте взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Литература

1. Волков, А.Н. Проблемы духовной философии /А.Н. Волков.- М., 1995.

2. Грушин, Б.А. Структура и состав общественного сознания /Б.А. Грушин //Социологические исследования. – 1984. - № 4.

3. Козлова, О.Н. Духовная жизнь как система: ее сущность и структура /О.Н. Козлова //Социально-гуманитарное знание. – 2001. - № 2.

4. Николаева, Л.В. Общественное сознание и его структура /Л.В. Николаева. – М., 1977.

5. Общественное сознание и его формы /под ред. В.И. Толстых. – М., 1986.

6. Уледов, А.К. Структура общественного сознания /А.К. Уледов. – М., 1968.

7. Уледов, А.К. Общественная психология и идеология /А.К. Уледов. – М., 1985.

8. Чагин, Б.А. Структура и закономерности общественного сознания /Б.А. Чагин. – Л., 1982.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал