Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земля как объект использования и охраныСтр 1 из 7Следующая ⇒
Тема № 11. Правовое регулирование использования и охраны земель
Земля как объект использования и охраны Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окружающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений – земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли. Законодательство Республики Беларусь не дает определения юридического термина «земля», который по содержанию не совпадает с естественнонаучным понятием этого объекта. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» только называет землю (включая почвы) как самостоятельный компонент природной среды, который подлежит правовому регулированию в качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды. В международном праве понятие земли содержится в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 года, которая рассматривает землю как земную биопродуктивную систему со всеми другими природными объектами. В юридической науке существует точка зрения, что под термином «земля» следует понимать земную поверхность на глубину ее почвенного или плодородного слоя90. Такое понимание земли как объекта экологических и земельных отношений представляется несколько суженным. Являясь компонентом природной среды, земля выполняет экологические, экономические и социальные функции, с учетом которых осуществляется правовое регулирование. Земля выступает в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения антропогенных объектов, территориального ресурса для различных видов человеческой деятельности. С этих позиций землю следует рассматривать как компонент природной среды, представляющий собой поверхностный земной слой, обладающий плодородием и другими полезными свойствами, подлежащий правовому регулированию в экологических, экономических и социальных целях, который отграничивается от других природных компонентов по естественным и правовым признакам. Одновременноземля является объектом имущественных отношений, которые складываются в гражданском обороте, и в которых земля имеет статус недвижимого имущества. В соответствии со ст. 130 ГК особым видом недвижимого имущества названы земельные участки, которые обладают следующими юридическими свойствами в качестве недвижимого имущества: • относятся к категории индивидуально-определенных вещей • могут быть делимыми или неделимыми с учетом целевого назначения земельного участка и соблюдения санитарных, экологических и других норм и правил; • подпадают под определенный режим собственности (государственной или частной), предусмотренный гражданским законодательством; • являются самостоятельным объектом правового регулирования. В имущественных отношениях, которые возникают в связи с оборотом земельной недвижимости, земельные участки обычно выступают как составная часть имущественного комплекса, который, однако, не включает в свой состав другие компоненты природной среды в пределах земельного участка, а также расположенные на нем строения и сооружения. Правовой режим компонентов природной среды, находящихся на земельном участке, определяется другими отраслями природоресурсного законодательства (водным, лесным и др.), а строений и сооружений – гражданским законодательством. Эти объекты, хотя и составляют с участком неразрывное единство, не следуют автоматически судьбе земельного участка, на котором они находятся, что затрудняет применение к земельной надвижимости таких характеристик, как главная вещь и принадлежность. В отдельных случаях земля может рассматриваться в качестве элемента определенной территории или пространства, на котором осуществляется человеческая деятельность, выступая неотъемлемой частью природных и природно-антропогенных территориальных образований различного рода (территории градостроительного развития, особо охраняемые природные территории и природные территории со специальным режимом охраны, территории экологического бедствия и другие экологически неблагополучные территории, планетное пространство). Правовая классификация всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на следующие составные части: категории земель; виды земель. Деление земель на категории проводится по наиболее устойчивому признаку, которым является целевое назначение земель. Законодательно эта классификация закреплена в ст. 3 КоЗ. Категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением Земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Эта классификация является исчерпывающей, соответствует сложившимся естественно-историческим условиям развития земельных отношений. Отнесение земель к указанным категориям, перевод их из одной категории в другую производится соответствующими государственными органами, осуществляющими государственное управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 КоЗ). Перевод земель из одних категорий в другие производится в случае изменения основного целевого назначения этих земель при: • изъятии и предоставлении земельных участков; • прекращении прав на земельные участки в случаях и порядке, определенном Кодексом о земле; • подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую в районный исполнительный и распорядительный орган по месту их нахождения. Классификация земель на виды является вторичным правовым делением и детализирует правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны применительно ко всем землям Республики Беларусь или отдельным категориям. Так, в рамках различных категорий земель выделяются отдельные виды, которые определяют внутреннюю классификацию земель этой категории с учетом многоцелевого использования, субъектного состава и других признаков. Например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, и т. д. В целях государственного кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на категории подразделяются на виды. Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования, которые устанавливаются на местности При определении состава земель Республики Беларусь как объекта природоресурсных отношений законодательство не разграничивает понятия земли и земельных ресурсов. Самостоятельное значение земельных ресурсов находит некоторое отражение в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в котором выделяются такие элементы, как земля и почва. Земельные ресурсы рассматриваются как более узкое понятие, под которым подразумеваются земли, которые используются или могут быть использованы для различных видов деятельности. Иногда употребляется термин «земельные угодья». Этот термин обозначает земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Понятие «земельные угодья» применяется в основном для характеристики земель сельскохозяйственного назначения. Земельные ресурсы в законодательстве, как правило, отождествляются с земельным участком, поскольку существует неразрывная связь земли и ее полезных свойств. Сведения о земельных ресурсах на земельном участке не отражаются в правоустанавливающих документах, так как они не входят в число обязательных сведений о земельном участке как недвижимости. Как правило, правомочия по использованию земли включают комплексное использование земельных ресурсов. В некоторых случаях законодательство уже сейчас выделяет земельные ресурсы как самостоятельный объект правоотношений. Так происходит при установлении требований по охране земель. Например, ст. 136 КоЗ включает в содержание охраны земель восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли. При использовании земельных участков землевладельцы, землепользователи и собственники земли имеют право эксплуатировать полезные свойства земли (ст. 64 КоЗ).
|