Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление землями
Государственное управление землями представляет собой урегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.Управление землями представляет собой составную часть управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Главной задачей государственного управления в рассматриваемой области является организация рационального использования и охраны земель. При этом государственные органы не занимаются непосредственно эксплуатацией земли, ее хозяйственным использованием или охраной. Деятельность уполномоченных государственных органов по управлению землями носит государственно-властный характер, направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Названная деятельность вытекает не из правомочий государства-собственника, а из его публичных полномочий и основана на принципе разделения властей. Государство осуществляет управление землями через свои органы, но не как собственник, а как публичный субъект (носитель государственной власти). Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков. Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т. е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель. К функциям управления землями относятся следующие: • программирование и прогнозирование использования и охраны земель; • распределение и перераспределение земель; • учет земель и ведение государственного земельного кадастра; • землеустройство; • мониторинг земель; • государственный контроль за использованием и охраной земель; • разрешение земельных споров. В условиях реформирования земельных отношений изменились методы государственного управления землями. Административное управление земельными ресурсами дополняется методами государственного регулирования с использованием экономических механизмов.
Управление землями осуществляют органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся территориальные органы управления всех уровней (представительные • Президент Республики Беларусь; • Совет Министров Республики Беларусь; • местные исполнительные и распорядительные органы; • администрации свободных экономических зон в случаях передачи им местными исполнительными и распорядительными органами полномочий по предоставлению и изъятию земель, передаче их в аренду. Кроме того, некоторые распорядительные и контрольные полномочия осуществляют местные Советы депутатов, например, контроль за принятием решений о предоставлении и изъятии земель (ст. 6 Коз), участие в планировании и программировании использования и охраны земель (ст. 24 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Специальное управление в области использования и охраны земель на республиканском уровне осуществляет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (Госкомимущество), который является республиканским органом управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. На Госкомимущество возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений. На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляют областные, Минская городская землеустроительные и геодезические службы, которые являются территориальными органами Госкомимущества. Областные, Минская городская землеустроительные и геодезические службы являются юридическими лицами и включают в свой состав районные, городские землеустроительные, геодезические службы. Государственный контроль за использованием и охраной земель является составной частью контроля в области природопользования и охраны окружающей среды и заключается в проверке уполномоченными органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по предоставлению и изъятию земель. В соответствии со ст. 139 КоЗ задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, государственными органами и общественными объединениями требований земельного законодательства Республики Беларусь. Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех землепользователей. Круг органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, установлен земельным и экологическим законодательством. В соответствии со ст. 140 КоЗ государственный контроль в области использования и охраны земель осуществляется: специально уполномоченным органом по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомимущество); местными исполнительными и распорядительными органами. Последние осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, находящихся в их ведении, как непосредственно, так и через находящуюся в их подчинении землеустроительную и геодезическую службу. Согласно ст. 6 КоЗ местные Советы депутатов имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков. Землеустроительные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах своей компетенции по управлению землями. Должностные лица органов по земельным ресурсам и землеустройству являются Главными государственными инспекторами по использованию и охране земель Республики Беларусь. Государственный контроль в области охраны земель осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы. Согласно ст. 143 КоЗ учет земель ведется в форме государственного земельного кадастра, который представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Объектом земельно-кадастрового учета являются все земли Республики Беларусь, как используемые, так и неиспользуемые, таким образом, государственный земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, системой регистрации, учета и оценки земель. Его содержание составляют различные данные о земле, которые подтверждаются документами установленной формы. В земельно-правовой науке к ним относятся данные: • государственного кадастрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на землю, которые определяют правовое положение земельных участков как объектов земельных прав, права на них, владельцев, ограничения прав и сделок; • о распределении земель по категориям, видам, которые определяют правовое положение отдельных категорий земель и земельного фонда в целом; • о качественной характеристике земель в зависимости от их естественно-природных свойств, которые отражают природное состояние земель, их сравнительную ценность по природным свойствам; • экономической оценки земли, которые показывают сравнительную ценность земли в хозяйственном отношении. В соответствии со ст. 143 Коз государственный земельный кадастр состоит из следующих разделов: • Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц; • Регистр земельных участков; • Реестр цен на земельные участки; • Регистр стоимости земельных участков; • Реестр земельных ресурсов. Ведение государственного земельного кадастра осуществляет Госкомимущество в соответствии с кадастровым делением, по единой для Республики Беларусь системе, за счет средств государственного бюджета Республики Беларусь. Сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре, являются открытыми. Они могут предоставляться заинтересованным лицам в виде выписки из государственного земельного кадастра или копии земельно-кадастровой документации. В целях наблюдения за состоянием земель в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ведется мониторинг земель, порядок ведения которого определен Советом Министров Республики Беларусь. Мониторинг земель представляет собой систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий. Мониторинг проводится на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса, лесного фонда, а также на других землях, определяемых Госкомимуществом по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Наблюдения за состоянием земель проводятся на пунктах мониторинга, а также на всей территории путем периодических аэрофотогеодезических, геодезических, почвенных, агрохимических, ландшафтно-геохимических, других работ, обследований и изысканий организациями, подчиненными Госкомимуществу, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству образования Республики Беларусь, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси.
|