Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место и роль общественных объединений в политической системе общества.
Право на объединение является одним из важнейших политических прав личности и закреплено во многих международных актах (Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ (ст. 30). Право на объединение включает в себя правомочия создавать объединения, вступать в них либо воздерживаться от вступления, и выходить из объединений. Ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» 1995 г. определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Закон предусматривать 6 видов общественных объединений: организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Для участия в политической жизни общественные объединения могут осуществлять следующие правомочия: создавать СМИ, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях, использовать банковские вклады. Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер: государство регулирует правовой статус объединений, пределы их деятельности и объём полномочий, а объединения участвуют в политической жизни, политических акциях (митингах, демонстрация, шествиях), контролируют деятельность государства. Государство и объединения сотрудничают в следующих сферах: информирование граждан, ведение общих дел (охрана окружающей среды, правопорядка, труда), законотворчество. Государство наделено полномочиями проверять деятельность общественного объединения, приостанавливать или запрещать её.
34. Государство и церковь: правовые формы их взаимодействия. В зависимости от типа государственно-конфессиональных отношений все государства могут быть поделены на 4 группы: теократические, клерикальные, светские, атеистические. Признаками т еократического государства (Ватикан, Иран) являются: · государственная власть принадлежит церкви; · религиозные нормы регулируют все сферы публичной и частной жизни, являются источником законодательства; · глава государства является высшим религиозным деятелем. В клерикальном государстве (Великобритания, Швеция, Япония): · одна религия имеет статус государственной, пользуется привилегиями; · полного сращивания религии и государства не происходит: государство уважает религию, исповедуемую большинством населения и поддерживает традиции; · церковь активно участвует в экономических отношениях; · включена в политическую систему, имеет представительство в высших органах власти; · наделяется рядом юридических полномочий (регистрация брака); · контролирует образование, воспитание, СМИ. Светское государство обладает следующими признаками (Германия, США): · религиозные организации отделены от государства; · государство не вправе контролировать отношение граждан к религии, вмешиваться во внутрицерковные дела; · государство не оказывает материальной помощи ни одной из религий; · религиозные организации не выполняют юридических функций, не вмешиваются в политическую жизнь страны. Особенностями атеистического государства являются следующие (Албания, социалистические страны): · отсутствие у церкви права собственности; · запрет либо жёсткий контроль религиозных организаций; · репрессии священнослужителей и верующих; · запрет проведения обрядов, ритуалов, распространения религиозной литературы; · подмена свободы совести пропагандой атеизма.
35. Правовой статус личности: понятие, структура, принципы, виды. Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в обществе; это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус – реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. В структуру правового статуса входят следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа. На правовое положение личности оказывают воздействие экономические (кризисы, безработица), политические (сепаратизм, чрезвычайное положение), нравственно-психологические факторы (потеря ориентиров и приоритетов, духовной опоры). Различают следующие виды правового статуса: · общий (конституционный) – наиболее устойчивый, определяется Конституцией РФ, раскрывает положение личности в обществе в целом, свидетельствует о степени демократичности государства; · специальный (родовой) – указывает на особенности положения определенных категорий граждан, их дополнительные права, обязанности, льготы; · индивидуальный - фиксирует статус отдельного лица, совокупность персонифицированных прав и обязанностей, наиболее динамичная категория. По признаку гражданства можно выделить статус граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством, беженцев, российских граждан, находящихся за рубежом. В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, определяющих статус личности, выделяют отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, профессиональный, должностной. Принципы правового статуса личности - это основные начала, исходя из которых осуществляются использование прав и выполнение обязанностей. Конституционными принципами правового статуса личности являются равноправие (запрет дискриминации, равенство возможностей), непосредственное действие прав, неотчуждаемость прав, недопустимость их произвольного ограничения. При осуществлении прав человек не может нарушать права и свободы других лиц, правовой статус состоит не только из прав, но и из обязанностей. Гарантированность прав и свобод состоит в обязанности государства обеспечить каждому человеку реальную возможность пользоваться ими.
|