Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль общественных объединений в политической системе общества.






Право на объединение является одним из важнейших политических прав личности и закреплено во многих международных актах (Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ (ст. 30). Право на объединение включает в себя правомочия создавать объединения, вступать в них либо воздерживаться от вступления, и выходить из объединений.

Ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях» 1995 г. определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Закон предусматривать 6 видов общественных объединений: организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Для участия в политической жизни общественные объединения могут осуществлять следующие правомочия: создавать СМИ, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях, использовать банковские вклады.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер: государство регулирует правовой статус объединений, пределы их деятельности и объём полномочий, а объединения участвуют в политической жизни, политических акциях (митингах, демонстрация, шествиях), контролируют деятельность государства. Государство и объединения сотрудничают в следующих сферах: информирование граждан, ведение общих дел (охрана окружающей среды, правопорядка, труда), законотворчество. Государство наделено полномочиями проверять деятельность общественного объединения, приостанавливать или запрещать её.

 


34. Государство и церковь: правовые формы их взаимодействия.

В зависимости от типа государственно-конфессиональных отношений все государства могут быть поделены на 4 группы: теократические, клерикальные, светские, атеистические.

Признаками т еократического государства (Ватикан, Иран) являются:

· государственная власть принадлежит церкви;

· религиозные нормы регулируют все сферы публичной и частной жизни, являются источником законодательства;

· глава государства является высшим религиозным деятелем.

В клерикальном государстве (Великобритания, Швеция, Япония):

· одна религия имеет статус государственной, пользуется привилегиями;

· полного сращивания религии и государства не происходит: государство уважает религию, исповедуемую большинством населения и поддерживает традиции;

· церковь активно участвует в экономических отношениях;

· включена в политическую систему, имеет представительство в высших органах власти;

· наделяется рядом юридических полномочий (регистрация брака);

· контролирует образование, воспитание, СМИ.

Светское государство обладает следующими признаками (Германия, США):

· религиозные организации отделены от государства;

· государство не вправе контролировать отношение граждан к религии, вмешиваться во внутрицерковные дела;

· государство не оказывает материальной помощи ни одной из религий;

· религиозные организации не выполняют юридических функций, не вмешиваются в политическую жизнь страны.

Особенностями атеистического государства являются следующие (Албания, социалистические страны):

· отсутствие у церкви права собственности;

· запрет либо жёсткий контроль религиозных организаций;

· репрессии священнослужителей и верующих;

· запрет проведения обрядов, ритуалов, распространения религиозной литературы;

· подмена свободы совести пропагандой атеизма.

 

 


35. Правовой статус личности: понятие, структура, принципы, виды.

Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в обществе; это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус – реальное положение человека в системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

В структуру правового статуса входят следующие элементы: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего (статусного) типа.

На правовое положение личности оказывают воздействие экономические (кризисы, безработица), политические (сепаратизм, чрезвычайное положение), нравственно-психологические факторы (потеря ориентиров и приоритетов, духовной опоры).

Различают следующие виды правового статуса:

· общий (конституционный) – наиболее устойчивый, определяется Конституцией РФ, раскрывает положение личности в обществе в целом, свидетельствует о степени демократичности государства;

· специальный (родовой) – указывает на особенности положения определенных категорий граждан, их дополнительные права, обязанности, льготы;

· индивидуальный - фиксирует статус отдельного лица, совокупность персонифицированных прав и обязанностей, наиболее динамичная категория.

По признаку гражданства можно выделить статус граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством, беженцев, российских граждан, находящихся за рубежом. В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, определяющих статус личности, выделяют отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, профессиональный, должностной.

Принципы правового статуса личности - это основные начала, исходя из которых осуществляются использование прав и выполнение обязанностей. Конституционными принципами правового статуса личности являются равноправие (запрет дискриминации, равенство возможностей), непосредственное действие прав, неотчуждаемость прав, недопустимость их произвольного ограничения. При осуществлении прав человек не может нарушать права и свободы других лиц, правовой статус состоит не только из прав, но и из обязанностей. Гарантированность прав и свобод состоит в обязанности государства обеспечить каждому человеку реальную возможность пользоваться ими.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал