![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преднаука и философия познания в Средние века.
Сре́ дние века́ (Средневеко́ вье) — исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Специфика средневековья определяется: • Принципиально иным, по отношению к античности, типом мышления (" религиозным"), характерным для ученого человека средневековья; • Качественно иным характером понимания связи теоретического знания и продуктивной деятельности; • Радикальным изменением важнейших технологий. Средневековье условно делится на три основных периода: * Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). * Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков). * Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века). * В эпоху Раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Росло исламское влияние. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь. * Высокое средневековье. Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке. * Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Средневековье обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Московское царство. Структура средневекового научного знания включает четыре основных направления: 1. Физико-космологическое, ядром которого является учение о движении. На основе натурфилософии Аристотеля оно объединяет массив физических, астрономических и математических знаний, послуживших почвой для развития математической физики Нового времени; 2. Учение о свете; оптика в узком смысле слова является частью общей доктрины - " метафизики света", в рамках которой строится модель Вселенной, соответствующая принципам неоплатонизма; 3. Учение о живом, понимавшееся как наука о душе, рассматриваемое как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни; 4. Комплекс астролого-медицинских знаний, к которому в известном отношении примыкает также учение о минералах и алхимия. В конце XII - начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности (поэтому universitas - корпорация преподавателей и студентов). Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета: общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии. Изучали философские вопросы – одни из самый важных. Идея двойственной истины (религиозное): 1 – она есть, достигается разумом 2 – Божественная истина, разуму не доступна. 1131 г. – наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. В этот период исследуются не реальные вещи и исследования, а понятия. В мире, созданном Богом, не было места объективным законам, без этого наука не могла быть. Существовали области знания, которые подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология, натурфилософия, магия) и др. Универсальным методом исследования была дедукция Аристотеля (идеалистическая дедукция). Наука и открытия: 9век - Кирилл и Мефодий составили первую азбуку. Затем начались первые переводы литературных изданий. Развитие каллиграфии. Индия, Китай – придумали первые цифры. В 5 веке придумали фарфор, компас. Университеты. Оксфордский и Кембриджский университет в Англии в 13 веке.
|