Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент и наблюдение.
Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным (приборами). Наблюдение приобретает научное значение, когда оно соответствует с исследованной программой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс. В процессе научного познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенным образами, мысленно ставит объект в определенные условия. Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Т.о. экспериментальная деятельность обладающая сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; математическая основа – приборы, непосредственно осуществляющие эксперимент; количественный и каченный анализ результатов эксперимента, их теоретическое обобщение. Необходимым условием исследования является установление фактов. Факт ( от factum) - сделанное, совершившееся. Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о. очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта. Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию. Эксперимент – метод получения информации об изменениях показателей о деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных контролируемых факторов. Главная особенность эксперимента – позволяет проверить предположения об изменении одной переменной под действием другой. Основное назначение эксперимента – получение информации о причинно-следственных связях между изучаемыми явлениями. Общая логика эксперимента – выбирается некая экспериментальная группа, помещается в экспериментальную ситуацию и отслеживается направление, величина и устойчивость изменяющихся характеристик. Основные ограничения на социальные эксперименты: · Эксперимент не должен противоречить нравственным нормам и вести к разрушительной деградации объекта · Риск для объекта должен быть ограничен, важно сохранять условия для его развития, функционирования Виды экспериментов: По степени происхождения экспериментальной ситуации: · Искусственные; · Естественные; · Ex-post-фактум (действие исследователя отсутствуют, но прослеживается изменение переменных по прошлым состояниям объекта). По характеристикам экспериментальной ситуации: · Лабораторные (участники осведомлены, что проводится эксперимент, но возможно не знают его целей); · Полевые (объект в естественных условиях, группы уже сложились, участники не знают, что проводится эксперимент). По схеме проведения эксперимента: · Линейный (одна группа, изучаемые характеристики замеряются, потом группа подвергается экспериментальному воздействию, затем снова проводится тест) · Параллельный (2 группы, воздействию подвергается одна, а другая контрольная) Особенности, преимущества, недостатки: · Информация получается в ходе воздействия исследователя на изучаемый объект экспериментальным фактором; · Информация зависит от экспериментатора; · Информация зависит не только от экспериментального, но и от других факторов (возможна ложная корреляция); · Возможность установить причинно-следственную связь между факторами, получить не только описание, но и объяснение; · Возможность воспроизведения экспериментальной ситуации и переноса на практику способов контроля и регулирования факторов; · Участники эксперимента могут оказать помощь в его проведении; · Экспериментальный фактор может вывести объект из нормального состояния; · Трудно локализовать ситуацию в рамках эксперимента; · Присутствует субъективизм восприятия процесса; · Эффект исключительности участника эксперимента может оказаться решающим фактором; Схема эксперимента: 1. Выбор экспериментальной ситуации (определение способов выравнивания контрольной и экспериментальной группы). Важно определить, по каким именно параметрам выравнивать. 2. Лабораторный (полевой) этап. Подвергаются воздействию экспериментальной переменной. 3. Анализ полученных результатов, сопоставление показателей контрольных и экспериментальных групп. Наблюдение – метод сбора эмпирических данных, который заключается в направленном непосредственном систематическом визуальном слуховом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задачи исследования социальных процессов, явлений, ситуаций. Главная особенность – взаимосвязь наблюдателя с объектов. Трудности: 1. Объективные (не зависят от наблюдателя) · Ограниченный и принципиальный частный характер каждой наблюдаемой ситуации; · Не все ситуации поддаются наблюдению; · Поведение может отличаться от естественного; · Сложно обеспечить репрезентативность; · Высокая трудоемкость; · необъективные (связаны с личностными и профессиональными особенностями); · Автоморфизм. (Склонность истолковывать действия других через собственное «я».); · На качество информации может влиять отличие социального положения, опыта наблюдателей и наблюдающих; · Изменение объекта под влиянием ожиданий наблюдателя; · Трудности интерпретации (не всегда формы поведения и мотивы связаны однозначно). Необходимые черты научного наблюдения: Подготовка программы: · Необходимо определить объект исследования (индивид, малая группа, социальная общность, мероприятие, событие); · Предмет наблюдения (совокупность интересующих наблюдателя свойств и признаков объекта); · Наблюдаемая ситуация; · Категории наблюдения (показатели или признаки, соответствующие определенным требованиям); · Условия наблюдения; · Единицы наблюдения. Инструментарий: · Дневник наблюдателя; · Оценка инструментария, процедур, реакций наблюдаемых; · Карточка наблюдателя (документ для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном закодированном виде); · Протокол наблюдения (объединяют информацию со всех карточек наблюдателей); · Классификатор контент-анализа (дневниковых, протокольных записей); · Программа обработки данных; Виды наблюдения: По степени формализованности: · Формализованное (жесткая программа, где заранее определены элементы изучаемой ситуации); · Неформализованное. По степени участия наблюдателя: · Включенное (подразумевает участие наблюдателя в изучаемом процессе); · Невключенное. По характеристикам ситуации: · Полевые; · Лабораторные (искусственно созданные условия). По степени систематизированности: · Систематические; · Случайные.
|