![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие философии науки постпозитивизмом (И. Локатос, П. Фейерабент, М. Полани).
Новый взгляд и новый подход к исследованию науки: анализировать не готовые научные знания, а историю как историю научных идей и исторических методов научного мышления. Ввод новых понятий: · Научная парадигма; · Научная революция; · Научная школа; · Научное сообщество; · Научная школа. Важно в постпозитивизме: · Вводит историю (или исторический подход) к анализу науки; · Выделяет социологические проблемы науки; · Возвращает субъект, личность в поле исследование. Ком предложил рассмотреть науку не как процесс накопления сумм знаний (кумулятивный прогресс – процесс накопления знаний). Когда-то научная идея возникла, утверждала себя, развивалась, утвердила себя (и что при этом происходило в науке?). Здесь он говорит: «Наука – не просто совокупность факторов и методов. Наука – это научная деятельность, которую осуществляет человек. Как она осуществляется? Ученый, осуществляющий научную деятельность, стремится сделать открытие, которое выражается в открытии законов открытий». Научная деятельность начинается с постановки проблемы. Проблема – это знание о познании. Правильная постановка проблемы – 80% успеха. Надо начать с того, что мы не знаем. Можно ли с помощью имеющейся теории решить проблему? «ДА» - тогда научная деятельность стремится к распространению сведений об имеющейся теории. Новизна в том, что мы находим новую область применения имеющихся предложений и при помощи этого объяснять проблему. «НЕТ» - тогда научная деятельность направлена на создание новой теории, которая объясняла бы имеющиеся факты. Сначала гипотеза, потом новые идеи. Научная деятельность связана с борьбой идей. Эти столкновения были и среди научных школ (пример: Ньютон (теория близкодействия) и Лейбниц (дальнодействие)). Наука без человека не может существовать Ком вводит понятие парадигмы: · Парадигма – доминирующее понятие; · Способ действия; · Модель решения исследуемых задач. Определение: Парадигма – это научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решение научному сообществу (это теория, которая используется в качестве образца). Механика Ньютона: тело не может начать движение само. Парадигма – это образец, по которому нужно следовать в научной деятельности. Такой период – нормальная наука (этап, или исторический период в развитии науки, когда есть теория, объясняющая факты и есть парадигма научной деятельности, которая позволяет осуществить опыты в рамках этой теории). Но, рано или поздно, ученые начинают получать такие факты, которые ученые объяснить не могут. Происходит противоречие между теориями и фактами. Появляются новые ученые, которые придумывают новые способы, новую парадигму, которая объяснит эти факты. И теперь идет борьба между двумя парадигмами: старой и новой.
|