Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие философии науки постпозитивизмом (И. Локатос, П. Фейерабент, М. Полани).






Новый взгляд и новый подход к исследованию науки: анализировать не готовые научные знания, а историю как историю научных идей и исторических методов научного мышления.

Ввод новых понятий:

· Научная парадигма;

· Научная революция;

· Научная школа;

· Научное сообщество;

· Научная школа.

Важно в постпозитивизме:

· Вводит историю (или исторический подход) к анализу науки;

· Выделяет социологические проблемы науки;

· Возвращает субъект, личность в поле исследование.

Ком предложил рассмотреть науку не как процесс накопления сумм знаний (кумулятивный прогресс – процесс накопления знаний). Когда-то научная идея возникла, утверждала себя, развивалась, утвердила себя (и что при этом происходило в науке?).

Здесь он говорит: «Наука – не просто совокупность факторов и методов. Наука – это научная деятельность, которую осуществляет человек. Как она осуществляется? Ученый, осуществляющий научную деятельность, стремится сделать открытие, которое выражается в открытии законов открытий».

Научная деятельность начинается с постановки проблемы. Проблема – это знание о познании. Правильная постановка проблемы – 80% успеха. Надо начать с того, что мы не знаем. Можно ли с помощью имеющейся теории решить проблему?

«ДА» - тогда научная деятельность стремится к распространению сведений об имеющейся теории. Новизна в том, что мы находим новую область применения имеющихся предложений и при помощи этого объяснять проблему.

«НЕТ» - тогда научная деятельность направлена на создание новой теории, которая объясняла бы имеющиеся факты. Сначала гипотеза, потом новые идеи.

Научная деятельность связана с борьбой идей. Эти столкновения были и среди научных школ (пример: Ньютон (теория близкодействия) и Лейбниц (дальнодействие)).

Наука без человека не может существовать Ком вводит понятие парадигмы:

· Парадигма – доминирующее понятие;

· Способ действия;

· Модель решения исследуемых задач.

Определение: Парадигма – это научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решение научному сообществу (это теория, которая используется в качестве образца).

Механика Ньютона: тело не может начать движение само.

Парадигма – это образец, по которому нужно следовать в научной деятельности. Такой период – нормальная наука (этап, или исторический период в развитии науки, когда есть теория, объясняющая факты и есть парадигма научной деятельности, которая позволяет осуществить опыты в рамках этой теории). Но, рано или поздно, ученые начинают получать такие факты, которые ученые объяснить не могут. Происходит противоречие между теориями и фактами. Появляются новые ученые, которые придумывают новые способы, новую парадигму, которая объяснит эти факты. И теперь идет борьба между двумя парадигмами: старой и новой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал