Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция философии науки К. Поппера.
Карл Поппер (1902—1994) рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии начиная с Евклида. Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений». При этом «основным механизмом роста знаний остается именно механизм предположений и опровержений». Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например: - отсутствие воображения; - неоправданная вера в формализацию и точность - авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»). В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Фальсификационистская концепцияя Поппера (Ф.К.) – родилась в результате критики коммулятивистской концепции. Суть Ф.К.: процесс развития науки – это процесс уничтожения нашего невежества (уменьшение нашего незнания). Это происходит за счет исключения из всего объема наших знаний тех суждений, которые являются ложными. Поппер: два тезиса: 1) тезис Ф-зма; 2) тезис фаллибилизма, т.е люб. т-рия подвержена ошибкам. Правдоподобие – критерий разв-я роста науч. зн-я. Конц-ю Поппера не ст-ко критиковали, ск-ко пыт. подправить, в рез. Чего возникла Эпистемолого - эволюционистская концепция. Онтологич. основа Ф.К. Поппера – его же т-рия 3-го мира. Онтология – базисная часть фил. зн-я. Весь мир сост. из 3 состояний: 1) мир физич. сост-й; 2) мир психич. сост-й; 3) мир объективного содержания мышл-я. Сюда входят крит. сужд-я, носители и хранители инф. и т.д. Третий мир явл. непреднамеренным продуктом в/д-вия первых двух миров. Суб-т позн-я не имеет никакой акт-ти в пр-се позн-я. 3-й мир автономен. Модель разв-я позн-я: проблема – пробная т-рия – элеминация (исключение) ошибок. Поппер наз. это эволюцией, т.к. элеминация ошибок аналогична с эвол. отбором. Критика Ф.К.: 1) концепция не срабатывает на бесконечных множествах; 2) субъекту познания нет места; 3) аналогии с теорией Дарвина не имеют доказательной силы.
Постпозитивисты согласны с неопозитивистами в стремлении четко уяснить содержание научного знания. Неопозитивисты считали, что человек способен на истинное знание. Постпозитивисты придают принципиальное значение тому, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт. Постпозитивисты настаивают на развитии знания. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно. Отличия постпозитивизма от неопозитивизма: · постпозитивисты проводят анализ истории науки; · в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние? · Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку. В рамках постпозитивизма происходит «три великих отказа»: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории); от представлений о линейном поступательном развитии науки. Карл Поппер (1902-1994) - основной представитель постпозитивизма. Теорию нельзя проверить на истинность, но ее можно фальсифицировать. Мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории проявляли свою недостаточность. В мире теорий идет " борьба за существование". Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность. Главные выводы: · в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); · научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо их истинность нельзя доказать; · из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; Сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, либо предложения теории опровергаются, в таком случае теория считается ложной и отвергается. ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - отделение научного знания от ненаучного. Методом является принцип фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - предложен Поппером в качестве демаркации науки от " метафизики" как альтернатива принципу верификации. Этот принцип требует принципиальной опровержимости утверждения, относимого к науке. ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений. ТЕОРИЯ " ТРЕХ МИРОВ" - утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки.
|