![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция философии науки Т.Куна.
Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922—1995), включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода в особенности характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ. Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей «методологических предписаний». Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом этого процесса является научная революция — полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой. В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традициями — могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой «понятийной сетке». В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для периода «нормальной науки». Кун отмечает, что в период научной революции главная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного — того, который «вытекает» из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их «голым отрицанием», а «снятием», с сохранением положительного. Понимание развития науки и его основные аспекты. Аспекты: 1) источники развития науки (внутренние и внешние); 2) выяснение характера происходящих в науке изменений. Являются ли эти изменения эволюционными или переросли в эволюционные. Не всякие изменения ведут к развитию науки; 3) преемственность в развитии науки; 4) направленность. Развитие науки – это изменение качества. Качество – это совокупность существующих сторон и признаков. Качественное изменение – это сам переход от одного качества к другому и называется революцией. Этот переход свидетельствует о развитии. Термин «научная революция» ввел Кун (представитель постпозитивизма) в своей работе «Структура научной революции». Парадигма (по Куну) – это совокупность научных достижений, которые в течении определенного времени признаются научным сообществом в качестве основы для развития его дальнейшей практичности. Парадигма – это не просто совокупность теорий, но это еще и набор образцов решения конкретных задач, образцов исследования конкретных вопросов. Парадигма задает круг проблем, которые имеют научный смысл и которые принципиально решаемы средствами науки. Парадигма определяет, что может относиться к научным фактам, а что не может. Парадигма задает мир. Научная революция – это смена парадигмы. Что можно считать парадигмой по Куну: физика Аристотеля; геоцентрическая система Птолемея; гелиоцентрическая система Коперника; классическая механика Ньютона; геометрия Евклида и Лобачевского; электродинамика Максвелла; теория относительности Эйнштейна. Весь процесс развития науки укладывается в 3 периода: 1) Период нормальной науки – отказ от новых теорий, т.к. каждая новая теория - это покушение на парадигму, у всякого научного новшества отсутствует ореол открытия. Лучше совершенствование старых теорий. Все работы на укрепление парадигмы. 2) Период кризиса в науке. Признаки кризиса: а) нарастает неспособность нормальной науки решать локальные проблемы средствами парадигмы; б) внутри самой парадигмы возрастают аномалии; в) проблемное поле парадигмы сужается, т.е. проблемы уже нет; г) растет число факторов, остающихся за пределами парадигмы. Как следствие этих 4-х признаков возникает «смутное чувство интеллектуального дискомфорта» и нарастает стремление самих ученых к философии. 3) период экстраординарной (революционной) науки – старая парадигма заменяется новой, которая не совместима со старой. Пропаганда за новой парадигмой. Мир остается прежним, но видим его по-новому. Концепция Куна не может объяснить момент преемственности, а без нее не будет развития. Критика Куна: 1) Монопольность парадигм; 2) Тезис о несоизмеримости парадигм разрушает преемственность знания; 3) Нет четкой критики прогресса науки; чрезмерный психологический и иррациональный подтекст. «+» стороны конц-и Куна: 1) Дает больше возможности для объяснения развития; 2) Срабатывает исторический подход; 3) В концепции возрастают усилия для соединения не только философии науки, но и механизмы выдвижения науки с другим богатством мира; 4) Есть элементы социологии науки.
|