Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет № 7. 1). Служение пророка Исаии
1). Служение пророка Исаии. Эта книга принадлежит одному из самых первых по времени пророков-писателей, поэтому вынесена в начало свода пророческих книг. Этим также явлено особое ее значение. Сначала нужно нечто сказать об эпохе, в которую пришлось нести свое служение этому пророку. По самим указаниям этой книги, начало служения пророка Исаии приходится на время царя Озии прокаженного и затем Иоафама, Ахаза и Езекии. Сколько времени длилось это служение, зависит от хронологии этого периода, которая разнится. Некоторые говорят, что начало служения пророка Исаии связано с годом смерти царя Озии, когда было видение Господа на Херувимах. Другие, как, например, блаженный Иероним, считали, что это служение началось в 25-й год царя Озии. Евсевий Кесарийский в своей хронологии писал, что это 17 год. В зависимости от этого, его продолжительность была от 50 до 70 лет. " Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось" (Сир.49: 27, 28). Пророк Исаия, по его собственным словам, был сыном Амоса. В житиях святителя Димитрия Ростовского сказано, что Амос был сыном царя Иоаса, то есть братом царя Амасии, и таким образом пророк Исаия принадлежал к царскому роду. Это видно из самой книги. Он вхож во двор царский, его слог обличает человека весьма образованного. Многие из его пророчеств изложены в стихотворной форме и являют одни из лучших образцов древнееврейской поэзии. Пророку Исаие принадлежали и другие книги, которые до нас не дошли: " Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк" (2Пар.26: 22). Кстати, в связи с этим возникает вопрос, почему, по мнению некоторых библеистов он не писал пророческих книг, а это за него делали его ученики? Потому что все его силы уходили на летописание? Но ведь в книге есть и такие слова: " Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: " перестаньте провидеть", и пророкам: " не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева" " (Ис.30: 8-10). Время царя Озии – это время восстановления и укрепления Иудейского царства после прежде бывших потрясений, расширение его; но затем, ко времени царя Ахаза, укрепившееся Израильское царство в союзе с сирийцами и идумеями начинают постепенно его теснить и делать удачные набеги, вплоть до того, что сам Иерусалим оказывался в осаде. Время царя Ахаза – это время одного из весьма значительных отступлений Израиля от Бога. В конце его жизни был даже закрыт Иерусалимский храм. Царь Езекия был человеком весьма благочестивым, и в его годы притом, что положение оставалось весьма сложным, многократно Бог являл чудесные избавления Иудеи от нашествий. В частности, от нашествия ассирийцев, которое стерло с лица земли Израильское царство. Это нашествие описано и в книге пророка Исаии. Окончание служения пророка Исаии приходится, согласно преданию, на время нечестивого царя Манассии, который воцарился примерно в 716 году. Во время этого царя, который залил Иерусалим и всю Иудею кровью праведников и пророков, пророк Исаия был перепилен пилой, когда пытался спрятаться от преследователей в дупле дерева. В послании к Евреям апостол Павел перечисляет древних праведников, и говорит, что некоторые из них были перепилены (Евр.11: 37). Речь идет предположительно именно об Исаие. Призвание на пророческое служение. В шестой главе описывается призвание пророка Исаии. Мы говорили о том, что у нескольких пророков есть описание их призвания, хотя может быть это не есть первоначальное призвание в тот момент, в который он начинал свое пророческое служение. Тем более, что тогда бы это призвание стояло в первой главе, а оно все-таки поставлено в 6-й. Возможно, что это произошло в то время, когда он уже нес свое служение и был призван к какой-то еще более напряженной деятельности, к получению более высоких и таинственных откровений. Рассмотрев пророчества, содержащиеся в следующих пяти главах, мы увидим, что это действительно так. " Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями" (Ис.6: 6-4). Обратите внимание, что Бог открывается пророку в храме. Мы видели, что Господь требует от людей правды, милосердия, снисхождения к вдове и сироте. У таких пророков, как Амос и Осия это является центром проповеди. В какой-то момент даже складывается такое ощущение, что Господь есть Бог такой социальной справедливости, что занят Он только решением каких-то человеческих проблем, разбором неправд и так далее. Отсюда иногда вытекает наивный (и богословски безграмотный) вопрос: " Что же делал Бог до того, как сотворил мир? ". И вот масштабы видений пророка Исаии совершенно не дают нам сделать такой ошибки. Исполнение неба и земли славой Божией, служение Ему Серафимов и Херувимов, потрясение всего от этого славословия совершенно отчетливо нам показывает божественное всемогущество, невместимость и непостижимость миром Бога, невозможность к Нему даже приблизиться. Когда Исаия видит это, он восклицает: " горе мне, погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис.6: 5), – невозможно при этом присутствовать, невозможно это видеть, невозможно даже помыслить приблизиться к этой святости, к этой славе. И, тем не менее, пророк Исаия делается причастником этой славы, когда один из Серафимов приносит горящий угль и касается уст пророка и говорит: " вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен" (Ис.6: 7). Когда священники и диаконы причащаются в алтаре, то, причастившись, они целуют святой потир и говорят: " Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя и грехи мои очистит", – эти же самые слова, говоря об этом самом действии силы Божией, которая исправляет и очищает человека, который сам своею волею, своею силою не способен бывает к Богу приблизиться. Клещи, которыми Серафим берет уголь от престола, прообразуют Богородицу, Которой был принесен божественный уголь Тела Христова. " И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня" (Ис.6: 8), – эти слова часто относят не только к пророку Исаии, но и к Сыну Божию, эти слова относят к Предвечному Совету, когда решается вопрос о спасении человека, и Сын Божий принимает на себя обязательство, приняв крестную смерть и Воскресение, спасти род человеческий (см. Быт.1: 27). Также эти слова применимы к самому пророку Исаие и его служению: " пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис.6: 9-10). Снова прообраз. Служение пророка Исаии предваряет явление Бога воплощенного, потому что именно в Его явлении эти слова и исполняются в полной мере. Бог Сам стоит и проповедует людям, и они смыкают свои глаза, и затыкают уши, и не желают, не хотят Его слышать, и не хотят исцелиться. Ведь так и сказал Христос: " И сбывается над ними пророчество Исаии, который говорит: слухом услышите и не уразумеете…" (Мф.13: 14). А святой евангелист Иоанн, приводя эту цитату, добавляет: " Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о нем" (Ин.12: 40). Итак, этого явления он сподобляется перед тем, как ему были открыты тайна Боговоплощения. Вопрос единства книги. В современной западной библеистике более или менее прочно утвердилось мнение, что книга пророка Исаии не представляет собой единого целого. Еще в XVI веке было выражено такое мнение, что эта книга состоит из двух частей: с первой по 39 главы и с 40 по 66, первую из которых написал первый Исаия, а вторую написал некий другой пророк, которого стали называть Второисаия. Библейские исследования на месте не стояли, и этой второй части тоже нашли какие-то различия: ее тоже поделили еще пополам, сказали, что нет, там еще последние 10 глав писал некий третий Исаия. Кто-то делит эту книгу еще на какие-то более мелкие отделы. Насколько это состоятельно, судить довольно трудно: при чтении всех этих сочинений видно, что главным аргументом в пользу деления является все то же неверие, что пророкам могут быть открыты какие-то подробности будущего. Основной аргумент в пользу того, что, начиная с 40 главы, тот древний Исаия уже писать не мог, это пророчество о царе Кире Персидском, который сокрушит Вавилон и отпустит пленников на свободу. Поскольку " никто этого заранее знать не мог", значит эта часть книги была написана уже во времена Кира. А потом говорят, что третья часть вообще показывает уже обстановку, явно бывшую после возвращения из плена и, скорее всего, – это был еще какой-то пророк. А потом все это составили в одну книгу. Более того, чтобы еще более облегчить себе работу, специалисты решили, что даже первая часть книги написана не самим пророкам, но его учениками, которые многое при этом напутали. Подробный разбор и опровержение этих взглядов имеется в работах профессора П.А. Юнгерова и других русских богословов. По своему масштабу Исаия – пророк воистину эпический, никто с ним сравниться или подражать ему не может; и если есть какая-то разница в этих частях, то если вспомнить на протяжении скольких лет совершал он свое служение, можно, конечно, предположить, что стиль человека с годами меняется. Тем более, если менялись обстоятельства жизни. Святитель Кирилл Александрийский объяснял различия манеры изложения в разных частях книги именно этим. Это может происходить и из-за разного характера пророчеств. Христос ссылается на те отделы, которые усваиваются Второисаии и Третьеисаии, просто как на пророка Исаию, не прибавляя к его имени никаких нумераций. Книга Церковью принята как богодухновенная, и отцы ее толковали именно в том порядке, в котором она изложена. Так что, я думаю, мы вполне можем их примеру последовать. 2). Экзегеза 3 псалма. В начале третьего псалма имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов его. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже Авессалом, один из сынов его. Последний задумал воцариться вместо Давида, отца своего, и для этой цели подготовил вооруженное против него восстание. Давид принужден был оставить Иерусалим, свою столицу, и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома. Но Господь услышал молитву Давида и спас его от козней врагов его, которые все погибли лютой смертью. Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу: Ст. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя. По переводу с еврейского: " Господи! как много у меня врагов! " или: " Как умножились враги мои! " Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом " приусвои... сердца сынов Израилевых", т.е. вкрался в сердца их (2 Цар. 15: 6, 12). В смятении Давид говорил рабам своим: " Востаните и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля" (Там же. ст. 14). Мнози восстают на мя. Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предъизобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его, в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился. Ст. 3 и 4. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Не безосновательно можно предположить, что Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу на множество врагов, разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему, т.е. постоянно беспокоящих, угнетающих его, но и врагов внутренних, каковы собственная плоть постоянно воюющая против закона совести и разума, грешный мир, во зле лежащий, или люди нечестивые, вводящие в соблазн и искушения и постоянно преследующие ненавистью, и, наконец, исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели. Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: " Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога". Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: " Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему" (Мф. 27: 43). Ст. 4. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования. Ст. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, " небесный Иерусалим" (Евр. 12: 22). Таким образом, стих голый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе. Ст. 6 и 7. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы. Ст. 8. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Слово " воскресни" употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте: " Востани, вскую спиши, Господи" (43: 24). Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. Восстань, говорит, Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоей. Ст. 9. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение. " Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь" (Псалтирь св. Ефрема Сирина).
|