Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура Древней Греции.






  • предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.
  • Ахейско-минойское искусство
  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
    3. Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
  2. Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.
    1. Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
  3. Классический период — 5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н.э.
  4. Эллинистический период — сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.

Характеристика периодов 1) Эпоха геометрики. Эпоха получила название по виду вазописи.Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя. В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос. Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки. Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование. Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.

Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, но для зарождения чего-то нового необходимо вмешательство движущегося фактора, таким в истории культуры является обновление общественных отношений. В искусстве греческой архаики можно найти черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем, а также и явные следы влияния соседних восточных культур, но качественно нового, что есть в архаике, мы не поймём, если не примем во внимание социальные сдвиги эпохи. Они заключаются в переходе к развитым формам рабовладельческого строя, причем в Греции, в отличие от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления. Правил не единоличный властелин, поддерживаемый старой родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев, свободных граждан полиса. Только в Спарте и немногих других греческих центрах аристократия устояла и упрочила за собой власть (но и там в форме олигархической республики, а не монархии), в большинстве же полисов политическая борьба приводила к демократизации строя - в одних раньше, в других несколько позже. Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека, обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными. Говорить о его «примитивности» не приходится - это была далеко не примитивная эпоха, обладающая уже очень высокой, развитой культурой. Процветала знаменитая греческая лирика. Лесбосская поэтесса Сафо слагала гимны страстной, повелительной любви, Архилох писал насмешливые «ямбы» и басни, радостям юности и надвигающейся старости посвящал лирические миниатюры Анакреон, чья поэзия вдохновляла молодого Пушкина. Философия переживала не менее блестящую эру: малоазиатские философы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен - были первыми античными мыслителями, искавшими единое материальное первоначало всего сущего. Анаксимандр первым высказал догадку о бесконечности вселенной и о множестве миров. А в конце VI века до н.э. Гераклит Эфесский положил начало диалектической философии. Изобразительное искусство того времени создало обобщенный человеческий облик. Архаический Аполлон всегда молод - ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, одна нога выдвинута вперед - человек пускается в дорогу, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью: сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота - напрягаться, грудная клетка - раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Уголки рта, чуть приподняты, это некая условная «улыбка» - только возможность улыбки, намек на радость бытия. Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соизмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок.

Классика. Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI – V вв. до 338 г. до н. э. и началась она с победоносных войн с персами. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства. Скульптуру и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия. Облеченные гражданской ответственностью, скульпторы ваяли не только статуи богов и героев для украшения храмов, но и государственных деятелей и победителей Олимпийских игр для площадей у храмов, зданий палестр, рынков и театров. Именно в первой половине V в. до н.э. греческие философы и деятели искусства, каждый в своей области, разработали форму для выражения многогранной, динамичной, беспредельной и вечной жизни. На основе того, что общий замысел произведения должен быть воплощен как гармоническое и рациональное целое, они вывели формулу прекрасного как равновесия между формой и содержанием. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Редким образцом бронзовой скульптуры ранней классики был «Возничий» из города Дельфы. Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. Колесница и кони утеряны. Автор скульптуры сумел показать торжественность момента без пафоса, художественными приемами, используя стройность силуэта и внутреннее равновесие всех скульптурных линий. Фигура фронтальна, но легкий поворот плеч освобождает ее от скованности и придает позе естественность. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны. Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. Глаза инкрустированы цветным камнем, уцелели тончайшие бронзовые пластинки ресниц, обрамляющие веки. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса с мыса Артемисион на острове Эвбея. В фигуре бога зафиксирован момент движения, который станет отличительной чертой статуй атлетов Мирона из Элефтер, новатора в разрешении проблемы движения в скульптуре, мастера сложных бронзовых отливок. Ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале. Сюжеты фронтонов связаны конной тематикой (кентавры – полулюди-полукони), символизировавшей у древних греков рок, неотвратимость судьбы. Реконструкция этих фронтонов является предметом научных споров. Сложные многофигурные композиции, вписанные в углы фронтонов, составляют особенность олимпийских скульптур. На восточном фронтоне это лежащие мужские фигуры, вероятно, олицетворяющие реки в долине Олимпии; на западном фронтоне – фигуры женщин, наблюдающих за битвой. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Его скульптуры были величавы и возвышенны. Под его руководством были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. В композиционном плане они сходны с храмом Зевса в Олимпии, хотя свободнее в расположении, а в деталях более жизненны и динамичны. К следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами; изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Сохранившаяся голова коня из упряжки Селены считается одним из лучших в мире скульптурных изображений коня. Шедевр классического искусства представляют собой статуи богинь с восточного фронтона. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды». Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. В Парфеноне в зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. из чистого золота была изготовлена одежда богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни – сапфиры. К сожалению, их живописные произведения до нашего времени не дошли, сохранились лишь описания современников. Зато сохранились прекрасные образцы вазовой росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве их создателей. Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции —драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э.: Скопас, Праксителъ и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место, чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские. Скопас создавал мифологические образы, наделённые драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Пракститель ваял олимпийских богов и богинь. Его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом опираются на опоры. Самая знаменитая статуя Праксителя – «Афродита Книдская» – прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории древнегреческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины. Стремление передать многообразие характеров – основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. – Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене».

Эллинизм. Эллинизм был насильственным, достигнутым в результате ожесточенных войн. объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую систему и культуру. Эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны – из исторического развития древнегреческого общества, вступившего в фазу кризиса полисного строя, с другой — из древневосточных обществ, которые переживали разложение консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание своеобразной цветущей культуры, к середине IV в. до н. э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между различными социальными группами развернулась острая борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к взаимоуничтожению и тирании. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных полисов, которые то объединялись, то распадались. Ряд общественно-политических деятелей считал необходимым для дальнейших судеб греческого мира прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний мир, внешнюю безопасность и, тем самым, возможность дальнейшего развития. Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н. э. ближне- и средневосточный мир, объединенный в рамках державы Ахеменидов, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Ахемениды не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы драгоценных металлов, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы — Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии — разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения держава Ахеменидов к середине IV в. до н. э. представляла собой рыхлое образование, в которой связи центральной власти и местных правителей были ослаблены и стал обычным явлением сепаратизм местных правителей. Если Греция середины IV в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то государство Ахеменидов – напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. После распада державы Александра Македонского происходил синтез элементов общественно-политических систем Греции и Древнего Востока. В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу широты и глубины этого синтеза. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез восточных и греческих начал понимается в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее, как взаимодействие греческих и восточных начал в области политических учреждений, культуры и религии. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т.е. во всех областях жизни, производства и культуры. Эллинизм стал новым этапом в судьбах древнегреческого и древневосточного общества в обширном регионе Восточной половины Средиземноморья и Передней Азии. Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира, в каждом эллинистическом государстве был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. В одних государствах и обществах превалировали греческие начала, в других — восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. К тому же этот синтез в одних странах охватил больше одни элементы, например общественные структуры, в других — политические учреждения, в третьих—сферу культуры или религии. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств. В состав эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря на севере до первых порогов Нила на юге. В состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Можно выделить 4 региона, имеющих ряд общих признаков как географического, так и исторического порядка, известную общность общественного и культурного развития: I) Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии); 2) Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии); 3) Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам); 4) Великая Греция и Причерноморье. Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, которые рассматриваются как район классического эллинизма. В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т.е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начад не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем не менее и эти регионы стали частью эллинизма по нескольким причинам. Прежде всего они входили в общую систему эллинистических государств как определенного социально-экономического, политического и культурного целого. Эмигрировавшие из Эллады, Македонии и других областей греческого мира эллины и македоняне как воины (они составляли костяк армий эллинистических правителей), как администраторы (государственный аппарат в центре и частично на местах комплектовался из них), как граждане многочисленных греческих городов, основанных в разных частях эллинистического мира, стали играть крупную роль в жизни новых обществ и государств. Отлив значительной части населения из собственно Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений в полисах. Образование более значительного территориального единства, установление тесных связей между разными частями эллинистического мира расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в IV в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, в состав которых включались кроме греческих полисов территории местных племен (Сицилийское государство, Боспор и др.). Общие тенденции эллинизма как нового этапа социально-экономического, политического и культурного развития древнегреческого и древневосточного мира действовали с разной степенью интенсивности как на территориях, завоеванных войсками Александра Македонского, так и в тех регионах, которые такому завоеванию не подвергались. Каковы хронологические рамки эллинистического этапа греческой и древневосточной истории? Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Живопись. К веку расцвета живописи в Древней Греции относится одно замечательное новшество, утраченное и заново открытое в эпоху Возрождения: искусство светотени. Естественно, это новшество имело огромнейшее значение для развития реалистичной живописи. Первейшим тенеписцем был Аполлодор Афинский, за что ему было дано прозвище Тенеписец. За ним последовали другие известные живописцы, применившие этот прием: Зевкеис, Паррасий и Тиманф. Их творчество по сравнению с обычной графикой наполнено эмоциональностью, однако, несмотря на это, монументальная живопись не получила такого распространения, как вазопись. Техника вазописи была достаточно проста: изделия из глины покрывались орнаментами и разнообразными сюжетами. Изначально использовался только черно-фигурный стиль, который представлял из себя черные изображения на красном фоне (обожженная глина), затем появился красно-фигурный (чернолаковый), в котором черным лаком наносился фон между росписями, а сами фигруры оставались цвета глины, на которой это все изображалось. Все рисунки были плоскостного, графического характера. Самыми распространенными сосудами являлись: амфора (для хранения вина и масла) — изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) — сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик — сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) — высокий сосуд с тремя ручками. Как мы видим, каждая ваза имела свое особое назначение, подходящее для ее формы. Рисунки на вазах расширяют наше представление о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей, об особенностях видения мира.

Керамика. Древнегреческая вазопись — понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Периодизация греческой вазописи

  1. Протогеометрика — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. н.э.
  2. Геометрика — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
  3. Поздний геометрический период и архаика — ок.750 г. до н.э.— нач. 7 в. до н.э.
  4. Чернофигурная керамика — нач. 7 в. до н.э. — ок. 530 г. до н.э.
  5. Краснофигурная керамика — ок. 530 г. до н.э. — сер. 4 в. до н.э.

Медальерное искусство (нумизматика).Греческие монеты Первые монеты были изобретены в городе Лидии в VII веке, изначально они использовались в Греции, с тех пор именно Греки стали основателями канонов чеканки монет. В наше время в дизайне монет четко просматриваются образцы Древней Греции. Греки не рассматривали дизайн монет как основной вид искусства, но долговечность монет и их изобилие стало одним из основных источников знаний об эстетике Греции. Кстати, греческие монеты единственная форма искусства Древней Греции, которую и в наши дни можно купить и пополнить частные коллекции сокровищ. Греческие чеканщики ввели моду нанесения барельефа на лицевую сторону монеты. Изначально это был символичный портрет бога или богини покровителя того или иного города: Афина в Афинах, Аполлон в Коринфе, Диметра в Фивах и так далее. Позже использовались портреты мифологических героев. В греческих городах в Италии, например, в Сиракузах стали изображать реальных людей в IV веке до н.э., вскоре древнегреческие правители Египта и Сирии начали изображать свои портреты на монетах. На оборотной стороне монеты чаще всего изображались символы городов: сова - Афины, дельфин – Сиракузы и т.д. манера делать надписи на монетах тоже взяла свое начало в древне – греческие времена. Позже все эти традиции были облагорожены и усовершенствованы римлянами.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культуры, занявшей особое место в истории культуры человечества, относится к первой половине I тыс. до н. э.

Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых " полисов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а сравнительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии названное " классическим", то есть " образцовым".

" Много в природе есть дивных сил, но сильней человека нет, " — утверждал Софокл в своей трагедии " Антигона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек — мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения греческого искусства поражают своим реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Эстетические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия означавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.

Смотром духовной и физической доблести были общегреческие Олимпийские игры.

Человек — занимает центральное место в древнегреческом изобразительном искусстве. Образы юных дев, наделенных неземной красотой, подобных богиням, стройных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей идеальности жизненны и естественны. Никто не мог достигнуть такого совершенства в изображении человека, как греки.

Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие мастера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.

Философские взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человечества.

История греческого искусства делится на следующие периоды:

1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)

3. Классика (5-4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ. XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко называют темными веками. Основные источники информации о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев — это материалы археологических раскопок и эпические поэмы " Илиада" и " Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жизни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропущены через призму мироощущения человека более, позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейшего периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки называли свою страну).

Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными существами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах — ореад, морские пучины наводняли — нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в котором то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жили люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству — на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очеловечивание богов делало их близкими и доступными человеку, помогало верить в свои собственные силы.

АРХАИКА. В период архаики появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.Развиваются наука, литература, философское мышление, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несомыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений последующих столетий.Практически все достижения архитектуры того времени как конструктивные, так и декоративные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, строился на деньги города-полиса, и, таким образом, принадлежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценностей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре городской площади, служившей местом общественных собраний, празднеств, религиозных шествий. Восхищаясь сегодня мраморной белизной величественных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, блистая на солнце множеством красок: синей, красной, зеленой, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершенством форм античных сооружений. Эпоха архаики — время рождения греческой монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор. Через все архаическое искусство проходит образ куроса (" курое" — в переводе с греческого " юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних греков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало) скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с четко выраженными выступами коленных чашечек, напоминающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энергичного человека, способного в трудный для города час защитить свою родину от врага, стихии, быть может от гнева богов. Самые ранние по времени статуи воинов-куросов отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, замкнутостью, статичностью и строгой фронтальностью изображения. К середине VI в. на устах куроса появляется улыбка, характерная для скульптурных изображений того времени, получившая название " архаической". Условная " архаическая улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе иногда придают куросам несколько манерный неестественный облик. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчлененно, лишены целостности.

Со второй половины VI в. до н. э. заметен интерес к пропорциям тела человека, чувствуется стремление к передаче реального человеческого образа, Одним из достижений архаической скульптуры стали статуи девушек-кор в нарядных одеждах, найденные в афинском акрополе. Они изображали юных жриц (служительниц культа) Афины. Найдено несколько десятков таких изображений. Стройные фигуры кор пропорциональны, чуть удивленная улыбка играет на нежном лице. Тщательно высеченные пряди волос и складки одежды ниспадают в плавном ритме. Такова, например, " Кора в пеплосе" (около 530 г. до н. э. Афины, Музей Акрополя). Статуи кор как бы подводят итог художественному развитию греческой архаики, являясь наиболее совершенными произведениями архаической скульптуры.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ. С первых десятилетий V в. до н. э. культура Древней Греции вступает в пору своего высшего расцвета, связанного с победой рабовладельческой демократии. Победа в греко-персидских войнах убедительно доказала преимущество общественного строя городов-полисов, способствовала росту гражданского самосознания, веры в силы человека-гражданина, принимающего активное участие в жизни своего государства. Рабовладельческая демократия привлекает к участию в общественной жизни всех свободных граждан. V-IV века до н. э. — время расцвета греческого театра, для которого творили Эсхил, Софокл и Еврипид. Театр участвовал в воспитании граждан Древней Эллады, показывая путь к гармоничному развитию личности. Искусство воплотило в прекрасных художественных образах возможный результат этого развития — обобщенный образ человека-героя, соответствующий представлению древних греков об эстетическом и нравственном идеале. Созданные в V-IV в. до н. э. творения архитекторов, скульпторов, живописцев стали образцами, которым подражали многие поколения мастеров в последующие века; их считали классическими, то есть образцовыми.

РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.). Наибольшее распространение в архитектуре периода ранней классики получают дорические храмы, соответствовавшие духу гражданственности, героики суровой эпохи. Строгая пропорциональность, упругость, весомость могучих форм отличает храм Геры в Пестуме (начало V в. до н. э.) Храм Зевса в Олимпии, появившийся несколько позже, превосходит храм Геры своим праздничным декоративным убранством: его фронтоны украшают рельефные изображения. Храм Зевса с особой художественной силой выражает героические устремления народа. Он создавался после выдающихся побед над персами и является лучшим образцом античной архитектуры раннего классицизма. К сожалению, храм Зевса не сохранился до наших дней, уцелели лишь сильно поврежденные скульптурные изображения фронтонов. Особенно ярко героический характер искусства классического периода сказывается в монументальной скульптуре — статуях богов, героев, победителей олимпийских игр. Эти статуи, будучи олицетворением эстетического идеала всего народа, являлись собственностью всего общества города-полиса, украшали храмы, площади, места общественных собраний. Монументальная пластика оказывала сильное эмоциональное и воспитательное воздействие на жителей городов-государств. Сюжеты для своих изображений скульпторы черпали из жизни и из мифологии, тем более что к тому времени в Древней Греции уже сложилась богатая мифологическая традиция. Переосмысливая старинные предания, художники классической Греции старались находить темы, волновавшие современников. В скульптуре Древней Греции V в. до н. э. наблюдается тенденция к разрушению замкнутой условности архаического искусства. Одним из лучших образцов скульптуры начала V в. до н. э. является статуя возничего, созданная неизвестным мастером в 470 г. до н. э., (г. Дельфы, Археологический музей). Скульптура выполнена в бронзе. Автор очень убедительно раскрывает образ идеального героя, в котором " воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела" (Лукиан). Фигура возничего была частью композиции, изображавшей победителя состязаний и возницу, который исполненный сурового спокойствия стоял на колеснице, запряженной квадригой (четверкой) лошадей, Стройная фигура юноши своей величавой красотой напоминает дорическую колонну, это сходство усиливается четким ритмом ниспадающих складок хитона, напоминающих каннелюры. Несмотря на напряженность, чувствуется естественность позы возничего, выгодно отличая эту скульптуру от неподвижно застывших изображений куро-сов периода греческой архаики. Высокими художественными достоинствами отличается и классический рельеф " Рождение Афродиты из пены морских волн у острова Кипр". Фигуры богини и нимф, поддерживающих ее, пропорциональны, им присущи ясная гармония форм и естественность движений. В середине V в. до н. э. в Афинах работает скульптор Мирон, творчество которого характеризуется поиском типически-обобщенных образов, новых приемов в передаче естественных движений фигуры человека. Мирон одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. Наиболее известна его статуя " Дискобол" (460-450 гг. до н.э., Рим, Национальный музей), она прославляет победителя Олимпийских игр, выполнена в честь конкретного лица, хотя и не носит портретного характера. Статуя изображает юношу в момент, когда он все свои силы вкладывает в бросок. Согнувшись, метатель занес назад правую руку с диском, готовый выпрямиться, передавая всю энергию своего упругого сильного тела метательному снаряду. В облике дискобола отчетливо проступают черты уже знакомого нам идеального образа человека-гражданина, которому присущи спокойное самообладание, сдержанность в проявлении чувств, способность подчинить себя разумной воле. Именно такими должны быть эллины. Необходимость в воспитании человека здорового душой и телом, прекрасного физически и нравственно объясняет греческий писатель Лукиан: " Более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье".

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V — начало VI в. до н. э.). Кризис рабовладельческой демократии, падение полисов, трагические конфликты периода поздней классики привели к утрате в искусстве идеала свободного гражданина. Несколько упрощенный взгляд на явления жизни, свойственный Греции предыдущих эпох, сменили более сложные, более глубокие представления о реальной действительности, что приводит к значительным изменениям в искусстве. Художники разрабатывают проблему передачи противоречивых переживаний героя. Были достигнуты первые успехи в раскрытии внутреннего мира человека. В пластике классики прослеживаются реалистичные традиции. Один из выдающихся скульпторов этого времени — Пракситель — создает новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до н. э.). В искусстве Праксителя еще чувствуется связь с классическими идеалами, но созданные им образы приобретают более утонченный, фйлософски-созерцательный характер. В художественной культуре к. IV в. до н. э. связи с высокой классикой ослабевают. Скульпторы отвергают идеализированный обобщенный образ героя-гражданина, обращаясь в своем творчестве к более конкретному отображению действительности. Их творчеству свойственно пробуждение интереса к миру человеческих чувств, мыслей, переживаний.

ЭЛЛИНИЗМ. К концу IV в. до н. э. огромная империя Александра Македонского распалась на отдельные эллинистические государства. Греция утрачивает свое былое могущество. В искусстве эллинистической Греции основные достижения связаны с разработкой образа человека в монументальной скульптуре. Обобщенный образ идеала был вытеснен более конкретными образами, в которых подчеркивалось преувеличенное героическое начало, чувствовалась утрата внутреннего равновесия. В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к действительности, которая зачастую выступает как сила, враждебная человеку, порой не способному противостоять ударам судьбы. Образы эпохи эллинизма несут в себе огромное эмоциональное напряжение и страстную патетику. Такими чертами наделен один из самых замечательных памятников эллинистической поры — " Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя богини из паросского мрамора была воздвигнута на острове Самофрака (Самофракия) в память о победе над флотом сирийского царя. Весь ее облик, стройная крепкая фигура, уверенный шаг, гордый сильный взмах орлиных крыльев, создают ощущение ликующего торжества победы. Наиболее близка к традициям греческой классики статуя Венеры Милосской (около 120 г. до н. э., Париж, Лувр). Ее авторство приписывается скульптору Александру (Агесандру). Она рождает чувство гармонии, это идеал нравственной чистоты и физической красоты того времени.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал