![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретический раздел. Для проектирования операций необходимо знать маршрутную технологию, схему базирования и закрепления изделия
Для проектирования операций необходимо знать маршрутную технологию, схему базирования и закрепления изделия, намеченное ранее содержание операций, для поточной линии - такт выпуска изделий. Проектирование операции рекомендуется выполнять в следующей последовательности: · уточняется схема базирования и содержание операции, устанавливается последовательность и возможность совмещения переходов во времени; · окончательно выбирается оборудование, приспособления и инструменты (или даются задания на их проектирование); · рассчитываются или выбираются режимы работы сборочного оборудования; · рассчитываются или назначаются нормы времени; · при необходимости проводится технико-экономический анализ вариантов выполнения сборочной операции; · заполняются операционные карты и карты эскизов и схем. В зависимости от конструкции изделия, вида сборочной операции возможны следующие варианты базирования. 1) Базовую деталь изделия базируют на необработанную поверхность и при одной установке производят его полную сборку (применяется преимущественно при ручной сборке простых изделий в приспособлениях, обеспечивающих их неподвижное расположение). 2) Базовую деталь изделия базируют на обработанную поверхность. Схему базирования применяют при ручной сборке в приспособлениях, обеспечивающих точное положение сопрягаемых деталей, а также при механизированной и автоматической сборке. 3) Базовую деталь изделия устанавливают на различные последовательно сменяемые базы. Содержание операций определяет тип, основные размеры и техническая характеристика сборочного оборудования и технологической оснастки (приспособлений, рабочего и измерительного инструмента). При серийном производстве технологическое оборудование и оснастку применяют универсального, переналаживаемого типа. В массовом производстве преимущественно используют специальное оборудование и оснастку. Тип, основные размеры и грузоподъемность подъёмно-транспортных систем определяют по установленным организационным формам сборки, размерным характеристикам изделий и их массе. Выбор оборудования и технологической оснастки рекомендуется проводить по справочной литературе [3], [4], [5]. Режимы работы сборочного оборудования определяют либо аналитически, либо по нормативным и справочным данным. Более подробно выполняют расчет режимов на типовые сборочные операции, такие как соединения с натягом, резьбовые соединения, клёпанные соединения. При сборке соединений с натягом под действием осевой силы необходимо точное центрирование деталей. При запрессовке осевая сила растет от нуля до максимальной величины. Усилие запрессовки без теплового воздействия шкивов, шестерен и втулок определяют по формуле
где сталь-сталь сталь-чугун сталь-латунь сталь-алюминий и его сплавы d – средний диаметр контактирующих поверхностей, мм; L – длина запрессовки детали, мм; p – удельное давление на поверхности контакта, МПа, определяемое по зависимости
где
где Rz1 и Rz2 – высоты микронеровностей сопрягаемых поверхностей деталей, их значения берут из рабочих чертежей деталей (при расчетах можно принять Rz1 = Rz2 = 3, 2 мкм). Е1 и Е2 – модули упругости материалов охватывающей (отверстие) и охватываемой вал деталей, МПа (см. табл. Б.1 приложения Б). С1 и С2 – безразмерные коэффициенты, зависящие от материала сопрягаемых деталей и отношения их диаметров:
где μ 1 и μ 2 – коэффициенты Пуассона для тех же материалов (табл. Б.1 приложения Б); D – диаметр наружной поверхности втулки, мм (см. рис. 4.1); do– диаметр отверстия пустотелого вала, мм (при сплошном вале do =0 и С1 =1-μ). Значения коэффициентов С1 и С2 для различных материалов приведены в приложении Б (табл. Б.2). Запрессовку рекомендуется выполнять при скорости 2…20 мм/с, для облегчения ориентации детали рекомендуют делать фаску с углом 10º. Для запрессовки применяют винтовые, пневматические, гидравлические и другие виды прессов. При большом натяге сборку производят с термовоздействием. При этом прочность соединений по сравнению с механической запрессовкой повышается в 1, 5…2, 5 раза. При сборке либо нагревается охватывающая, либо охлаждается охватываемая деталь. Сборку с нагревом производят в основном на автоматизированном оборудовании. Деталь нагревают до температуры 320…350º С, при которой сохраняются физико-механические свойства материала. Нагрев производят токами высокой частоты и в масляных ваннах (130º С). При сборке с охлаждением в качестве хладоносителей применяют твердую углекислоту (-78º С) и жидкий азот При сборке с тепловым воздействием необходимо определить температуру нагрева
где
Соединение, собираемое тепловыми методами необходимо проверить на прочность:
где Для большинства резьбовых соединений автомобилей нормируется момент затяжки. Минимальная сила затяжки для осевой силы для касательной силы где К - коэффициент увеличения внешней нагрузки: К=1, 25...2 - постоянная; К=2, 5...4 - переменная; К=1, 25...2, 5 - при условии обеспечения герметичности с мягкими прокладками; К=2, 5...3, 5 - тоже с металлическими прокладками; а = 0, 2...0, 4 - коэффициент основной нагрузки, учитывающий податливость резьбовых соединений;
Момент затяжки для метрической резьбы с углом резьбы 600 равен:
где
fр и d - номинальный диаметр резьбы. Для проверки полученных значений необходимо рассчитать максимальный момент затяжки из условия прочности стержня. Если значение силы Р точно неизвестно, то максимальный момент принимается в качестве расчетного, с учетом коэффициента запаса Для болтовых и шпилечных соединений ориентировочно можно рассчитать:
где Для винтов с цилиндрической, сферической или шестигранной головкой:
для винта с потайной головкой
где Заклёпочные соединения применяют в конструкциях, воспринимающих интенсивные вибрационные и ударные нагрузки (рама автомобиля), работающих при низких и высоких температурах, а также для прочного соединения пластмассовых изделий с металлическими. Усилие, необходимое для образования головки при холодной клепке равно:
где
|