Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заключительный этап войны.
В 1944 году начался заключительный этап войны. Антигитлеровская коалиция перешла к активному наступлению на всех фронтах. В июле 1944 года союзники высадились в Нормандии (Северная Франция). Второй фронт был открыт. Союзники начали общее наступление в Северной Франции в конце июля. В августе американские и французские войска высадились на юге Франции. Наступление союзников совпало с началом в стране антифашистского восстания. 18 августа оно началось в Париже, и через 4 дня весь город был в руках восставших. Когда к городу подошли союзники, блокированный гарнизон Парижа капитулировал. К концу 1944 года Франция и большая часть Бельгии были освобождены. Союзные армии стояли у границ Германии. 4 – 11 февраля состоялась новая встреча “Большой тройки” в Ялте – Крымская конференция. На конференции, прежде всего, был рассмотрен вопрос о будущем Германии. Было решено добиваться безоговорочной капитуляции Германии с ее последующей оккупацией. При этом кроме СССР, США и Англии, зону оккупации должна была получить и Франция. Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. Признано было необходимым взыскать с Германии репарации. СССР добился окончательного признания союзниками своих новых границ на западе, но согласился включить в состав просоветского правительства Польши представителей лондонского правительства и сделать его коалиционным. Была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание “демократических убеждений по их свободному выбору”. Был определен порядок работы будущей ООН – преемницы Лиги Наций. Эта была последняя встреча “большой тройки”, в которой принимал участие Рузвельт, избранный в ноябре 1944 года на четвертый срок. Вскоре после своего возвращения домой, 12 апреля 1945 года, он умер. Президентский пост занял вице-президент Гарри Трумэн. 7 мая немецкие войска капитулировали на западе, а в ночь с 8-ого на 9-ое мая фельдмаршал Кейтель от имени германского правительства подписал в Берлине акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны союзников акт подписали: представитель Советского командования маршал Жуков, от Великобритании – маршал Теддер, от США – маршал Спаатс, от Франции – генерал Делатр де Тасиньи. В тот же день советские войска освободили восставшую Прагу. С этого дня началась организованная сдача в плен немецких войск. Война в Европе закончилась. Итоги Второй мировой войны для Великобритании. Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате Второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского капитализма. Расходы Англии на войну превысили 25 миллиардов фунтов стерлингов. Людские потери Англии составили 244723 человека убитыми, 277990 ранеными и 53039 пропавшими без вести. Тоннаж английского торгового флота за 1939 - 1945 г сократился с 22, 1 миллионов тонн до 15, 9 миллионов тонн. Если в довоенные годы Англия получала от судоходства чистый доход в сумме свыше 100 миллионов фунтов стерлингов, то в 1946 он составил всего лишь 29 миллионов фунтов стерлингов. Ее внутренний долг вырос за годы войны втрое, а внешняя задолженность достигла 3, 3 миллиардов фунтов стерлингов. В1946 году уровень британской промышленности достиг 90% уровня 1937 года. За годы войны Великобритания истратила на покрытие военных расходов и оплату поставок из США значительную часть своих золотовалютных резервов и 1\4 своих заграничных инвестиций. Англия не была оккупирована, на ее территории не было наземных боев, но города Великобритании подвергались бомбардировке, а колонии (Бирма, Египет, Малайя и др.) были оккупированы вражескими войсками. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства. Тем не менее, война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны. Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались зависимостью от них Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах земного шара. Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе и японскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войск, как на западноевропейском, так и на тихоокеанском театре принадлежало не Великобритании, а США. Все это в немалой степени предопределило серьезное ухудшение военно-стратегического положения Англии в результате войны. Английский империализм оказался не в состоянии помешать распаду Британской империи и образованию на ее обломках политически независимых государств. Возросла самостоятельность доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Резко уменьшились возможности проведения политики “равновесия сил” в Европе, к которой Англия раньше широко прибегала, чтобы разделять и ослаблять своих противников. Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало стратегические позиции Великобритании, извлекавшей прежде немалые выгоды из своего островного положения. Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Однако правящие круги Великобритании стали на путь пересмотра согласованных решений военного времени, усиления гонки вооружений и проведения политики “холодной войны”. Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. Англия осталась великой державой, но ее международные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике и международных отношениях уменьшилась. Она не могла тягаться по мощи с США и СССР. После шести лет изнурительной войны англичане меньше всего думали о претензиях на мировое господство. Это особенно проявилось на первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 года. Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу - создать в Великобритании “государство благоденствия”, и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они - организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента, ее лидер Клемент Эттли сформировал правительство
39. Внутрішня та зовнішня політика лейбористських урядів: 1945-1951 рр.
Выборы 1945 года и образование лейбористского правительства. Полномочия парламента, избранного в 1935 г., были продлены в связи с войной в 1940. По окончании военных действий в Европе встал вопрос о проведении парламентских выборов. Рядовые лейбористы выступали за немедленное прекращение коалиции с консерваторами. Поэтому лейбористским лидерам пришлось отклонить предложение Черчилля о сохранении коалиционного правительства до окончания войны с Японией. 24мая 1945 года кабинет подал в отставку, а 5 июля состоялись парламентские выборы. Избирательные программы консерваторов и лейбористов содержали немало общего. Они провозглашали необходимость увеличения экспорта товаров, борьбы с безработицей, расширения системы социального страхования и т.п. Обе партии заявили о своем намерении добиваться разоружения Германии, ликвидации ее военной индустрии и создания эффективной международной организации по поддержанию мира и безопасности. Но в программных требованиях лейбористов и консерваторов были и существенные различия. Лейбористы в новой программе “Заглянем в лицо будущему” обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка. Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации. Подвергнув резкой критике лейбористов, консерваторы избегали брать на себя конкретные обязательства по многим вопросам внутренней и внешней политики. Консерваторы надеялись одержать победу благодаря популярности Черчилля как политического и военного лидера. Однако консерваторы потерпели крупное поражение. Они собрали 9, 9 миллионов голосов и получили 209 мест в палате общин. За лейбористов было подано 12 миллионов голосов, которые обеспечили им 389 мест в парламенте. Новое правительство сформировал лидер лейбористской партии Клемент Эттли. Пост министра иностранных дел занял Эрнст Бевин. Заместителем премьер-министра стал Герберт Моррисон. Эти деятели лейбористской партии участвовали в коалиционном правительстве Черчилля. Их политические взгляды были хорошо известны крупной буржуазии. Руководители лейбористской партии своими действиями подтверждали лояльность по отношению к социальному строю Англии. Поэтому переход руля управления к лейбористам не вызвал беспокойства у хозяев монополий.
Политика лейбористов. Правые лейбористы были готовы пойти на частичные уступки трудящимся и некоторые реформы, не задевающие основ общественного строя, лишь бы упрочить пошатнувшиеся позиции английского капитализма. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно - монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках. Реформа отвечала интересам промышленников и банкиров, избавленных от необходимости вкладывать капиталы в переоборудование предприятий, пришедших в упадок (угольные шахты, газовые заводы), и реорганизацию запущенного железнодорожного транспорта. Все расходы по реконструкции перекладывались на английских налогоплательщиков. Владельцы национализированных предприятий получили компенсацию в сумме 2, 5 миллиардов фунтов стерлингов, значительно превысившую их фактическую стоимость. Прежним хозяевам был гарантирован годовой доход, который выплачивался за счет эксплуатации рабочих. Немало бывших владельцев заняло руководящие посты в управлениях национализированными предприятиями. Была реорганизована система социального страхования. Рабочие добились выплаты пособий по болезни, по безработице, при потере трудоспособности, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, а также выплаты пенсий престарелым и вдовам. Фонд социального страхования состоит из взносов трудящихся, а также отчислений предпринимателей и поступлений из государственного бюджета. Лейбористы провели реформу, предусматривающую оказание бесплатной медицинской помощи населению. Однако вскоре за некоторые виды медицинского обслуживания была установлена плата. Лейбористы добились ограничения полномочий палаты лордов британского парламента, большая часть мест, в которой принадлежала наследственным пэрам Британии. Отныне она не имела права отклонять законы, принятые палатой общин, она лишь могла отложить на 1 год вступление этих законов в силу. В августе 1945 года США без предварительного уведомления прекратили поставки по ленд-лизу. Великобритания должна была впредь оплачивать наличными все, что она приобретала в США. Американские правящие круги решили воспользоваться затруднениями в Англии, чтобы получить от нее определенные уступки. Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта из стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса стал хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы за границей. Лейбористы решили выйти из создавшихся трудностей с помощью американских кредитов. В декабре 1945 года было заключено финансовое соглашение, по которому США предоставили Великобритании заем в сумме 4400 миллионов долларов. За вычетом 650 миллионов долларов в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3750 миллионов долларов. Она могла его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 год. Погашение займа начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продолжаться в течение 50 лет. Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946 году в США был отменен контроль над ценами. Экспортные товары подорожали, и Англия израсходовала полученный заем за один год. Тем не менее, в июле 1947 года английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры потребовали расчетов в долларах, но Англия не в состоянии была удовлетворить их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от свободного обмена валюты. Страна переживала острый финансовый кризис. Правительство сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по жизненному уровню трудящихся. Кабинет Эттли намеривался просить у США новый заем, но, поскольку американское правительство выдвинуло “План Маршалла”, лейбористы ухватились за него. В июле 1948 года было подписано двустороннее соглашение о реализации “плана Маршалла” в Англии. За американскую “помощь” пришлось расплачиваться новыми большими уступками, ущемлявшими экономические интересы и суверенитет страны. В период действия “плана Маршалла” Англия получила 2351 миллион долларов в виде поставок и 337 миллионов долларов в качестве займов. Но финансово-экономическое положение страны не улучшилось. Напротив, возросла зависимость английской экономики от США. “План Маршалла” ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Усилилась милитаризация экономики Англии. Во время экономического кризиса 1949 года США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов Англии. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 года девальвацию фунта стерлингов на 30, 5%. Стоимость фунта понизилась с 4.03 до 2, 8 доллара. Вслед за девальвацией в Англии произошла девальвацией в странах, входящих в стерлинговую зону или связанных с английским фунтом. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепила позиции доллара. Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 году некоторый запас золота и долларов. Поэтому лейбористское правительство решило по истечении 1950 года отказаться от американской “помощи” по “плану Маршалла”. Улучшение финансового положения страны оказалось временным и непрочным. Политика перевооружения привела к сокращению золотых и долларовых резервов и углублению финансового кризиса во второй половине 1951 года. Английские правящие круги рассчитывали преодолеть финансовые трудности путем получения больших доходов от расширения экспорта товаров на мировых рынках. В первые послевоенные годы Англия добилась значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Этому способствовало временное устранение германской и японской конкуренции и нехватка долларов в странах стерлинговой зоны. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Тем не менее, рост экспорта стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного развития была гонка вооружений. В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 году производство превысило почти на 1\3 показатели 1937 года. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) таки не достигли к 1951 году довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 годах) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили растущий разрыв между Великобританией и США в этой области. В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 году четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. В 1951- 1952 годах сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии. Англия по-прежнему покрывала за счет импорта. Реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Скорее наоборот. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. Распад Британской колониальной империи. Внешняя политика лейбористов. Распад колониальной системы империализма, начавшийся после Второй мировой войны, охватил и Британскую империю. Лейбористское правительство, заявляя на словах о раскрепощении колоний, в действительности стремилось сохранить господство колонизаторов, заинтересованных в получении огромных прибылей за счет эксплуатации угнетенных народов. Английские войска вели колониальные войны против народов Малайи, Нигерии, Уганды, Кении, Золотого Берега. Британские вооруженные силы помогали голландским и французским империалистам в их попытках удержать за собой Индонезию и Индокитай. В наиболее слабых звеньях Британской империи, где английские власти не могли сохранить старые порядки, правительству пришлось пойти на уступки. Назревавшая революционная ситуация в Индии вынудила английские правящие круги предоставить ей независимость. В 1947 году Индия была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Прав доминиона добился также Цейлон. Англия признала национальную независимость Бирмы. Ирландия, являвшаяся с 1921 года доминионом, была провозглашена республикой. Под нажимом доминионов власти метрополии отказались от термина Британское содружество наций. В обиход вошло название Содружество. Утратив политическую власть в своих бывших колониях в Азии, английские империалисты стремились всеми средствами сохранить там экономические позиции. Одновременно монополии рассчитывали восполнить потери в Азии широкой эксплуатацией ресурсов и населения африканских колониальных владений. Нараставшее освободительное движение народов черного континента опрокинуло эти планы. Лейбористское правительство отвергло политику сотрудничества с СССР, проводившуюся в годы войны. Во внешней политике Великобритании возобладала тенденция к сохранению и укреплению военно-политического союза с США. Английское правительство активно содействовало принятию “плана Маршалла” странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. Англия рассчитывала использовать этот военно-политический блок не только против сил общественного прогресса в Европе, но и для обеспечения своей руководящей роли в европейских делах. В1949 году западный союз фактически был поглощен Североатлантическим блоком, руководство которым взяли в свои руки США. В 1949 году Великобритания стала членом НАТО. Вопросы безопасности страны и восстановления международных позиций английских монополий лейбористские политики стремились решать, опираясь на американскую помощь. В ущерб национальным интересам правительство Эттли в 1948 году дало согласие на размещение в Англии американской авиации, несущей на борту атомные бомбы. “Атлантическое” единство не могло скрыть обострения противоречий между двумя партнерами. Более сильный из них - США - использовал союз с Англией и ее зависимость от заокеанских монополий для наступления на британские рынки сбыта и источники сырья. Англия упорно сопротивлялась попыткам США разрушить стерлинговый блок и систему имперских преференций. Но американский капитал сумел укрепить свое положение в английских доминионах. Усилилось и влияние США на их политику. Об этом свидетельствовало, в частности, подписание в сентябре 1951 года Тихоокеанского пакта о создании военно-политической группировки АНЗЮС с участием США и двух английских доминионов - Австралии и Новой Зеландии. Правительство Англии нарушило Потсдамские соглашения по германскому вопросу. Вместе с правительствами США и Франции оно осуществило раскол Германии путем создания западногерманского государства и его ремилитаризации. Английские вооруженные силы приняли участие в организованной США вооруженной интервенции в Корее.
40. Велика Британія в період правління консерваторів: 1951-1964 рр.
Консерваторы были у власти 13 лет - в 1951-1964 гг. За это время сменилось четыре консервативных кабинета. - У. Черчилля (1951-1955) - в 1955 г. Черчилль добровольно ушел в отставку, уступив власть своим младшим соратникам; - А. Идена (1955-1957) - кабинет с позором ушел в отставку поле неудачного вторжения в Египет в 1956 г.; - Л Макмиллана (1957-1963) - время относительной стабильноти и спокойствия в обществе; - А. Дугласа-Хьюма (1963-1964). Правительство А. Лугласа-Хьюма вошло в историю как одно из самых скандальных в новейшей истории Великобритании. Само назначение этого правительства вызвало проблемы — по результатам выборов ни одна из правящих группировок не могла сформировать правительство, между ними шли долгие и безрезультатные споры; в итоге королева Елизавета II воспользовалась своим правом и единолично назначила премьер-министра (что бывает крайне редко); - сформированное таким образом правительство А. Дугласа- Хьюма не пользовалось поддержкой в парламенте; - деятельность правительства омрачил предшествующий этому громкий скандал - " дело Профьюмо", в ходе которого выявилась интимная связь британского министра обороны Профьюмо с агенткой советской разведки. На досрочных выборах 1964 г. убедительную победу одержали лейбористы. В истории Великобритании началась новая эпоха.
Парламентские выборы 1950 и 1951 годов. Возвращение консерваторов к власти. В правящей партии углубились разногласия между лидерами и групповыми членами., возникли группировки внутри руководства. Опасаясь дальнейшего падения авторитета партии в массах, правительство назначило на 23 февраля 1950-ого года парламентские выборы. Лейбористы собрали 13, 3 миллиона голосов, консерваторы - 12.4 миллиона. Соотношение мест в палате общин изменилось в пользу консерваторов. Они получили 297 мандатов. Число депутатов-лейбористов уменьшилось с 389 до 315. Незначительное большинство в палате было показателем неустойчивости четвертого лейбористского правительства. Не желая нести ответственность за ухудшения экономического положения страны и, стремясь сохранить влияние на массы, лейбористы решили перейти в оппозицию, а руль государственного управления передать консерваторам. 25 декабря 1951 года состоялись досрочные выборы, на которых лейбористская партия потерпела поражение. Консерваторы получили 321 место, лейбористы - 295. Консервативное правительство возглавил лидер партии У. Черчилль. Министром иностранных дел стал А. Иден Внутренняя политика консерваторов. К этому времени консерваторы сделали серьезные выводы из своего поражения в 1945 году. Они не посягнули на систему социального обеспечения и медицинского обслуживания. Была денационализирована только сталелитейная промышленность и транспорт. В 1952 году умер король Георг VI, на престол вступила его 26-летняя дочь Елизавета II. В том же году Великобритания, не желая отставать от сверхдержав, обзавелась с помощью с помощью американцев ядерным оружием. В 50-е годы Великобритания присоединилась к другим странам Запада, вступив в полосу экономического подъема. Но темпы ее развития были ниже. Соответственно падала ее доля в мировой экономике. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (октябрь 1951 года - октябрь 1964 года) противоречия английского империализма еще более обострились. Экономика страны неоднократно переживала кризисные падения и застой. Рост промышленного производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических странах. Англия столкнулась с возрастающей японской и западногерманской конкуренцией на мировых рынках. По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х годов и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10, 2% в 1948 г. До 8, 3% в 1960 г. Расширились масштабы проникновения американского капитала в английскую экономику. Действие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма, распад Британской колониальной империи, огромные расходы на непроизводительные цели, связанные с гонкой вооружений и проведением агрессивной внешней политики, - все это обусловило падение роли Англии в капиталистическом мире. Однако по размерам заграничных капиталовложений и по военной мощи Великобритания занимала второе место среди капиталистических стран. Она возглавляет крупное валютно-финансовое объединение в капиталистическом мире стерлинговую зону. Английский флот перевозит значительную часть внешнеторговых грузов капиталистических государств. Пытаясь выйти из трудностей, консервативное правительство разработало программу финансового “оздоровления” страны, которая выразилась в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости. Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в ущерб гражданским промышленным отраслям. Прямые военные ассигнования достигли трети всей расходной части государственного бюджета. Но милитаризация не улучшила состояния английской экономики, а, напротив, уменьшила экспортные возможности страны и ухудшила ее платежный баланс. Правительство неоднократно прибегало к иностранным займам, чтобы восстановить сократившиеся валютные резервы. Для монополий гонка вооружений явилась источником небывалого обогащения. Прибыли английских компаний возросли с 1, 8 миллиардов фунтов стерлингов в 1949 году до 3, 8 миллиарда фунтов стерлингов в 1960 году. В интересах магнатов металлургической промышленности национализированные лейбористами сталелитейные заводы в 1953 году были возвращены прежним владельцам. “Политика сжатия”, провозглашенная правительством, которое после ухода Черчилля в отставку с апреля 1955 г. возглавил бывший министр иностранных дел Антони Иден, означала сокращение капиталовложений, удорожание кредита, уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с кризисом платежного баланса и стабилизировать развитие экономики так и не удалось. Консерваторы усилили наступление на жизненный уровень людей. Правительство отменило контроль над квартирной платой, повысило налоги и транспортные расходы, прекратило выдачу субсидий на некоторые виды продовольствия. Вновь проводилась политика замораживания заработной платы. Только с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%. Проводя организационную перестройку в период пребывания в оппозиции, консервативная партия укрепила местный партийный аппарат. На парламентских выборах 1955 и 1959 гг. Консерваторы одержали победу. Однако позиции правительства были непрочными. Колониальная и внешняя политика консерваторов. Консерваторы тщетно пытались приостановить или задержать процесс распада Британской империи. Колониальные войны против народов Кении, Малайи и других стран закончились поражением империалистов. Вынужденное признание политической независимости многих бывших колоний, особенно в Африке, сочеталось с жестокими репрессиями, политикой раскола национального единства и сохранением экономических позиций английских монополий в освободившихся странах. Пытаясь продлить свое господство, Англия насильственно объединяла группы колоний в федерации. Но искусственно созданные объединения стали распадаться. В 1954 году Англия приняла активное участие в создании агрессивного блока СЕАТО, а в 1955 году - в организации Багдадского пакта, последствии переименованного в СЕНТО. В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и поборниками более гибкого курса. Консерваторы, обеспокоенные дискредитацией правительства, пожертвовали Иденом, возложив на него ответственность за провал суэцкой авантюры. В январе 1957 года Иден вышел в отставку. Пост премьер-министра занял Гарольд Макмиллан - крупный бизнесмен, связанный с верхушкой аристократии. Не считаясь с уроками агрессии против Египта, английские империалисты предприняли в 1958 г. вооруженную интервенцию в Иорданию, также закончившуюся поражением колонизаторов. Правящие круги Великобритании официально признали невозможность проведения независимой политики, как в сфере экономики, так и в военной и внешнеполитической областях. В феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия. Хотя в соглашении оговаривалось, что решение о боевом применении ракет должно приниматься совместно двумя правительствами, интересы Англии не были гарантированы, так как хозяином ядерных запасов оставались США. В 1960 г. английское правительство предоставило американским атомным подводным лодкам базу в заливе Холи-Лох, близ Глазго. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. В мае 1955 г. СССР аннулировал англо-советский договор 1942 г., как утративший силу вследствие вступления Англии в военный союз с ФРГ. Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности товаров с маркой “сделано в Великобритании”. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против “общего рынка”. Неоднократные попытки Англии присоединиться к Европейскому экономическому сообществу встречали противодействие Франции и других стран “шестерки”. Президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на прием Великобритании в ЕЭС, аргументируя это слишком тесными связями англичан с американцами. Только в 1973 году униженная Великобритания была “допущена” в Европу на весьма тяжелых для нее условиях и уже значительно отставая по мощи от ведущих стран ЕЭС - ФРГ и Франции.
41. Економічна політика уряду Макміллана.
Еволюції позиції Великої Британії сприяли також і деякі зміни у підходах Франції до ідеї європейської інтеграції, пов’язані з приходом до влади де Голля. На відміну від керівників Четвертої республіки, де Голль виступав проти наднаціонального характеру європейського співробітництва, що знайшло своє відображення в запропонованій 5 вересня 1960 р. концепції «Європи держав». Такий підхід, фактично, збігався з британською позицією міждержавного співробітництва в політичній, економічній та військових сферах. Крім того, малі країни ЄЕС, такі як Голландія, продовжували прихильно ставитись до участі Великої Британії в європейській інтеграції. У Боннській декларації ЄЕС у липні 1961 р. підтверджувалась можливість «вступу до Європейських співтовариств інших європейських держав». Переорієнтація позиції Великої Британії збіглася з приходом до влади в 1959 р. консерваторів на чолі з Г.Макмілланом. Кабінет Макміллана розгорнув активну внутрішню та зовнішньополітичну роботу з метою домогтися входження Великої Британії до ЄЕС до 1 січня 1963 р., тобто до наступних загальних виборів. Вступ Великої Британії до ЄЕС до того, як була б вироблена загальна комунітарна політика, дав би змогу британському керівництву впливати на її формування. В уряді важливі посади в липні 1960 р. обіймали прихильники зближення з ЄЕС, так звані «європеїсти»: Едвард Хіт — уповноважений в європейських справах; Дункан Сендіс — міністр Співдружності; Крістофер Соемс — міністр сільського господарства. Під час візиту до Вашингтона в квітні 1961 р. Г.Макміллан отримав підтримку президента Джона Кеннеді щодо своєї європейської політики. На фоні все більш незалежної політики деголлівської Франції, Вашингтон розглядав Велику Британію як фактор посилення свого впливу на ЄЕС та гарантію розвитку справжнього євроатлантичного співробітництва. Заручившись підтримкою США, Г.Макміллану вдалося переконати в необхідності такого кроку як країни Співдружності, так і країни ЄАВТ. Він пообіцяв останнім на зустрічі Ради міністрів 27—29 червня 1961 р. у Лондоні врахувати їх інтереси під час переговорів з ЄЕС та домогтися, тією чи іншою мірою, участі всіх країн-членів ЄЕАТ у Спільному ринку. 31 липня 1961 р. у Палаті громад Г.Макміллан уперше офіційно оголосив про рішення уряду розпочати переговори з країнами «малої Європи» про вступ Великої Британії до Європейських співтовариств згідно зі ст. 237 Римських угод. Пообіцявши зберегти за Великою Британією її специфічні інтереси в сільському господарстві та у відносинах із країнами Співдружності та ЄАВТ, уряду Г.Макміллана вдалося домогтися ухвали своєї пропозиції, незважаючи на опозицію правого крила консервативної партії та лейбористів, які віддавали перевагу посиленню Співдружності націй, замість того, щоб входити до ЄЕС та намагатися трансформувати її зсередини. Офіційно заява на вступ Великої Британії до ЄЕС була оформлена 9 серпня 1961 р. Аналогічна заява була зроблена щодо ЄОВС та Євроатому 28 лютого 1962 р. Проте надії на швидкий вступ були марними і цього разу. Влітку 1961 р. розпочалася подача заяв нових претендентів на членство в ЄЕС. Майже одночасно з Великою Британією Ірландія 31 липня 1961 р. також подала заяву на вступ до ЄЕС. Тоді ж Рада Міністрів ЄАВТ висловила бажання країн-членів вступити до Європейського співтовариства або підписати з ним договори про асоційоване членство, що дало б змогу сформувати єдиний європейський ринок. 10 серпня 1961 р. до ЄЕС із заявою на вступ звернулася Данія (в ЄОВС та Євроатом — 16 березня 1962 р.), 30 квітня 1962 р. — Норвегія. Австрія (12 грудня 1961 р.), Швеція, Швейцарія (15 грудня 1961 р.), Португалія (18 травня 1962 р.) звернулися до ЄЕС з пропозицією підписати угоди про асоційоване членство. У більшості країн ЄЕС реакція на перспективу розширення Співтовариства була позитивною. Країни Бенілюксу вбачали в цьому і економічні, і політичні переваги, маючи на меті таким чином компенсувати франко-німецьке домінування в ЄЕС. Схожою була і позиція Італії. У Німеччині також значно зросла кількість прихильників більш ліберальної концепції будівництва Європейського співтовариства. Вони поряд з представниками промислових кіл, які традиційно виступали за розширення експорту до Великої Британії та скандинавських країн, пов’язували його майбутнє з Великою Британією. Досить виважену позицію в цьому питанні займали прибічники канцлера К.Аденауера, які побоювалися, що вступ Великої Британії може послабити комунітарні структури, основані на франко-німецькому співробітництві. Що ж до Франції, то її промислові кола та великі виробники сільського господарства, які вже зіткнулися з німецькою конкуренцією, не підтримували ідею розширення Співтовариства, побоюючись такого потужного суперника. Офіційно переговори розпочалися 10 жовтня 1961 р. в Парижі. Вони відбувалися за досить складною схемою, яка лягла в основу всіх майбутніх переговорів щодо розширення Європейського співтовариства. За ініціативою Франції країни Співтовариства мали формувати на рівні Ради Міністрів спільну позицію щодо Великої Британії. Цей метод, попри складність (весь час необхідно було переривати переговори для спільних консультацій), потребував погодження позицій усіх країн — членів ЄС. Щоб уникнути неминучого в цьому випадку затягування переговорів, Ж.Монне запропонував Е.Хіту, який очолював делегацію Великої Британії, досягти передусім узгодження з принципово важливих питань, і цим забезпечити її вступ до ЄЕС. Всі інші проблеми, що стосувалися безпосередньо самої Великої Британії, вона могла б вирішувати вже будучи членом ЄЕС. Проте уряд Г.Макміллана, не розраховуючи на швидкий прогресивний розвиток Європейського співтовариства і будучи пов’язаним внутрішніми зобов’язаннями щодо інтересів країн Співдружності та ЄАВТ і зростаючою опозицією в лейбористській і навіть самій Консервативній партії, схилявся до тактики детального обговорення кожного елемента митного союзу. Такий метод мав значну ваду: затягування переговорів та віддалення терміну вступу, у той час як Співтовариство продовжувало стрімко розвиватися без врахування інтересів Великої Британії. Так, 14 січня 1962 р. було нарешті прийнято Спільну сільськогосподарську політика ЄЕС та ухвалено перехід до другого етапу перехідного періоду. Е. Хіт влучно охарактеризував цю ситуацію як переговори «на рухомих сходах». В опублікованій у листопаді 1961 р. урядом Г.Макміллана «Білій книзі» сформульовано основні положення політики Великої Британії щодо європейської інтеграції та визначено три найважливіші проблеми її взаємовідносин з ЄЕС: торгівля з країнами Співдружності; спільна сільськогосподарська політика; відносини з країнами ЄАВТ.У серпні 1962 р., після кількох місяців переговорів, під час яких Велика Британія намагалася використати розбіжності в інтересах Франції та інших п’яти членів Співтовариства, було визначено основні позиції сторін. Велика Британія погоджувалася застосувати спільні зовнішні тарифи на промислові товари з країн «Білої Співдружності», відмовившись визнати асоційований статус, на зразок заморських територій ЄЕС, своїх азійських домініонів (Індія, Пакистан, Цейлон). Вона наполягала на праві поступової заміни імперських преференцій торговими договорами з ЄЕС. Країни Африки та Карибського басейну, що входили до Співдружності Великої Британії, мали б отримати асоційований статус в ЄЕС на зразок колишніх колоній країн «малої Європи». Одночасно Велика Британія наполягала на вільному імпорті із Співдружності сировини (алюміній, свинець, цинк, папір) та таких продуктів сільського господарства, як зернові, м’ясо, молочні продукти. В сільськогосподарській політиці уряд Г.Макміллана погоджувався на заміну системи прямих субсидій англійським фермерам комунітарним принципом підтримки сільського господарства за рахунок завищених цін на сільськогосподарську продукцію, однак перехідний період мав тривати аж 12-15 років, та вільний імпорт сировини і зернових з країн Співдружності. Така позиція уряду Макмілана, як зазначив П’єр Жербе, створювала враження, «що не Велика Британія входить до Спільного ринку, а навпаки — ЄЕС входить до Співдружності». Враховуючи досить схожі погляди Великої Британії та Німеччини щодо Спільної сільськогосподарської політики та внеску до бюджету ЄЕС, а також остерігаючись їхнього зближення на цій основі, Франція, попри опір п’яти інших членів ЄЕС, наполягала на остаточному прийнятті основних комунітарних положень до вирішення проблеми розширення Співтовариства. Характерно, що попри досить безкомпромісну позицію Великої Британії та невирішеність цілої низки важливих питань (сільськогосподарський імпорт з країн Співдружності; встановлення тарифів на сировину; відносини з країнами ЄАВТ; модифікація комунітарних інститутів) після зустрічі лідерів країн Г.Макміллана та де Голля в Парижі 2-3 червня 1962 р. Велика Британія, спираючись на підтримку своїх прихильників в ЄЕС, мала реальну можливість вступу до ЄЕС та подальшого вирішення перелічених проблем вже як член Співтовариства. Так, однією з причин призупинення в квітні 1962 р, мандата Комітету Фуше було небажання Німеччини та Бельгії переходити до політичної інтеграції без участі Великої Британії. Однак англійська тактика поступового та жорсткого обговорення всього комплексу питань, включаючи свої преференції в ЄЕС, призвела до затягування переговорів. 42. Велика Британія в умовах економічної та політичної нестабільності: 1964-1979 рр.
Период 1964-1979 гг. стал эрой правления лейбористов (кроме времени короткого возвращения к власти консерваторов в 1970-1974 гг.). Лейбористы победили в 1964 г. на фоне резкого падения авторитета консерваторов в связи со " шпионским скандалом" Порфюмо. Новым премьер-министром Великобритании стал Гарольд Вильсон. Приход лейбористов к власти в 1964 г. символизировал уход с политической арены " команды Черчилля", правившей Великобританией 24 года - в 1940-1964 гг. (самого Черчилля и трех его соратников - А. Идена, Г. Макмиллана и А. Дуглас-Хьюма, бывших премьер-министрами на протяжении 13 лет до этого - в 1951-1964 гг.). Лейбористское правительство Г. Вильсона символизировало " британские 60-е" - время популярности " Битлз", сексуальной революции, увлечения левыми идеями. В то же время, поощряя процессы духовного раскрепощения внутри страны, лейбористы проводили жесткую внешнюю политику. - поддерживали интервенцию США во Вьетнам (1965-1973); - поддерживали режим " черных полковников" в Греции, пришедший к власти в 1967 г.; - поддержали Израиль в Шестидневной войне 1967 г.
Великобритания вышла из войны с подорванными экономическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной продукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США.
43. Економічна та соціальна політика неоконсервативних урядів. Тетчеризм.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный. Своими корнями неоконсервативная модель уходит в теорию предложения А. Лаффера (США) и монетаристскую доктрину основоположника Чикагской школы М. Фридмена. Первый установил, что доходы бюджета имеют тенденцию к более быстрому росту при невысоких ставках налога на физических и юридических лиц. Монетаристы сводят регулирующую функцию государства, прежде всего, к управлению объемом денежной массы в обращении. Ее ограничение полагается главным фактором стабилизации и развития рыночной экономики. Применение неоконсервативной модели экономического развития означало переориентацию экономической политики развитых стран, в первую очередь, США, Великобритании, ФРГ с форсирования совокупного спроса (потребительского и инвестиционного) на стимулирование развития производства, снижение издержек, сокращение государственных расходов. Изменились ориентиры и приоритеты в макроэкономической политике этих стран. Ставка делалась на всемерное раскрепощение рыночных сил и развитие частного сектора во всех его формах, включая малый и средний бизнес. Составной частью экономической политики стали приватизация государственной собственности и дерегулирование, максимальное сокращение прямого государственного вмешательства в экономику, дебюрократизация государственного управления и внесение «прозрачности» в отношения государства и бизнеса. Налоговые реформы привели к уменьшению налогообложения производителей и повысили стимулы к накоплению и экономическому росту. Кредитно-денежные рычаги (политика процентных ставок, регулирование денежного обращения) использовались для подавления инфляции. Была проведена рационализация системы социальной помощи. Переход к неоконсервативной модели позволил ограничить инфляцию, усилить рыночные стимулы и в конечном счете повысить эффективность экономики. На передний план выдвинулись задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики, достижение долговременных стратегических целей, связанных с развитием высоких и наукоемких информационных технологий, глобализацией мировой экономики. Неоконсервативный сдвиг в экономической политике развитых стран обеспечил в два последних десятилетия XX в. их длительный экономический подъем. Вместе с тем в данный период этим странам не удалось преодолеть бюджетные дефициты. Снизились темпы роста социальных расходов государства.
Тетчер
|