Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ред.]Фамільне Дерево⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 63
51. Охарактеризуйте основні напрямки розвитку Великої Британії на першому етапі післявоєнного розвитку 1945-1979 рр.
Последствия Второй мировой войны. Развитие экономики в 1940-1950-х годах. После окончания Второй мировой войны экономика Англии, как и в 1920-х годах, оказалась в очень тяжелом положении. Второй раз на протяжении одного века английская экономика подверглась большим испытаниям, а внешнеполитическое положение страны снова оказалось ослабленным. Людские потери (по сравнению с Германией или СССР) были относительно невелики. В ходе войны Англия потеряла около 250 тыс. человек убитыми и около 280 тыс. ранеными (что было значительно меньше, чем в Первой мировой войне). Но экономический ущерб оказался очень большим: была утрачена четверть национального богатства. Многие английские города (Лондон, Бирмингем, Ковентри) подвергались массированным бомбардировкам и получили большие разрушения. Англия потеряла большую часть торгового и военно-морского флота. К концу войны тоннаж английского флота оказался в два раза меньше американского. Военные расходы составили более 25 млрд ф. ст. В 1945 году внутренний государственный долг равнялся 21, 5 млрд ф. ст., что в три раза превышало довоенный уровень, а внешняя задолженность - 3, 4 млрд ф. ст. На частичное покрытие военных расходов Англия потратила примерно треть своих заграничных капиталовложений, особенно в странах Британского Содружества и в Латинской Америке, и примерно на 3, 5 млрд ф. ст. получила от своих колоний товаров в кредит. В годы войны вся промышленность была ориентирована на военное производство. Объем промышленной продукции военного назначения в 1943 году превысил довоенный уровень 1939 года в пять раз. Значительная часть населения была мобилизована в армию или для работы на военных предприятиях. К 1946 году общий объем промышленного производства составил только 90% по сравнению с 1937 годом. Дефицит платежного баланса был равен 4 млрд ф. ст. В значительной степени износилось оборудование промышленных предприятий, на обновление которого в стране не было капиталов. Особенно большой спад производства произошел в хлопчатобумажной промышленности - на 50%, в угледобывающей - на 16% и обувной - на 13% по сравнению с довоенным уровнем. Послевоенная экономика Англии сильно отставала от других стран, и особенно США: по выплавке стали - в 4, 7 раза, по добыче угля - в 3, 2 раза; объем промышленной продукции составлял всего 20%, а объем экспорта - не более трети американского. Население Англии испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, жесткой карточной системы, стихии " черного рынка", инфляции и т.д. Налоги надушу населения за годы войны выросли более чем в три раза, а стоимость жизни увеличилась почти на 72%. Большой ущерб Англия понесла в результате потери международных рынков. Во время войны некоторые страны Британского Содружества были оккупированы японскими и германскими войсками (Бирма, Малайя, часть Египта и др.). После войны Англия утратила влияние во многих регионах мира, например в странах Ближнего Востока, в Юго-Восточной Азии, заметно сократились и даже полностью прервались внешнеэкономические связи со многими странами, особенно попавшими в сферу интересов Советского Союза (государствами Центральной и Восточной Европы, Китаем и др.). Доля Англии в мировом экспорте (исключая СССР) снизилась с 11, 3% в 1937 году до 9, 8% в 1947 году. В годы войны и сразу же после нее активизировалось национально-освободительное движение в британских колониях, в результате чего в 1947-1948 годах Бирма, Индия, Цейлон добились полной независимости14. Позже, уже в 1950-1960-х годах, этот процесс усилился, что привело к полной независимости Нигерии, Сомали, Того, Малайи, Судана, Золотого Берега, Кипра, Кении, Уганды и многих других государств. От былой империи остались лишь небольшие острова в Океании и военные базы (например, Гибралтар)15. Для Англии, чей экономический потенциал на протяжении нескольких веков во многом зависел от ее колоний, распад колониальной системы означал существенное ослабление ее былого могущества. В июле 1945 года в Англии состоялись первые послевоенные выборы в парламент. Победу на них одержала Лейбористская партия во главе с Клементом Эттли, который в 1945-1951 годах возглавлял правительство страны. Лейбористы шли на выборы с программой возрождения экономики под названием " Лицом к будущему", провозглашавшей создание " социалистического содружества Великобритании" и постепенное формирование " смешанной экономики", где наряду с частной собственностью большая роль отводилась государственному сектору. Известно, что еще в годы войны английское правительство стало активно вмешиваться в экономику путем субсидирования строительства частных предприятий и сооружения заводов за счет государственного бюджета, позже распроданных в частные руки. Правительство закупало дефицитное сырье, проводило принудительное картелирование и т.д. В 1945-1951 годах правительство лейбористов провело массовую национализацию, в результате чего был создан мощный государственный сектор, в который входили такие отрасли, как угледобывающая, газовая, частично - металлургическая, электроэнергетика, а также все виды внутреннего транспорта, гражданская авиация, предприятия телефонной и радиосвязи, Банк Англии и др. Национализация охватывала прежде всего старые низкорентабельные отрасли. Считалось, что только государство сможет провести модернизацию этих предприятий за счет государственного бюджета. При этом бывшие владельцы получили огромные выгоды за счет компенсации в размере 4 млрд ф. ст. Многие из них оставались служить управляющими на этих предприятиях. Особенно массовые масштабы национализация приобрела в наиболее старой и отсталой угледобывающей отрасли, где было множество мелких, оснащенных изношенным оборудованием шахт. Владельцы национализированных шахт получили в качестве выкупа 166 млн ф. ст., что значительно превышало их реальную рыночную стоимость. Плюс ко всему государство выплатило им 66 млн ф. ст. в качестве возмещения права дальнейшей разработки недр. А для управления этой отраслью был создан Национальный совет по угольной промышленности, в который входили и прежние шахтовладельцы. К мерам государственного вмешательства можно отнести борьбу с дефицитом государственного бюджета и платежного баланса. В 1947 году была принята программа " суровой экономии", предусматривавшая увеличение налогов и сокращение государственных расходов на социальные нужды. Была сделана попытка ограничить объем импорта, время от времени осуществлялось " сжатие" производства путем повышения банковского процента и т.п. Но эти меры не были достаточно эффективными для того, чтобы снизить безработицу и инфляцию, устранить другие кризисные явления. Одной из форм государственного вмешательства в экономику было принудительное регулирование заработной платы. В 1948 году правительство лейбористов провело широкомасштабное " замораживание" заработной платы под предлогом борьбы с бюджетным дефицитом. Правда, через три года к власти вновь пришли консерваторы, которые не поддерживали политику " замораживания", но и не допускали значительного роста заработной платы. Следует отметить, что лейбористы столкнулись со множеством внешних проблем. Известно, что в послевоенный период стала ощущаться экономическая зависимость Англии от США, осуществлявших в годы войны большие поставки вооружения, продовольствия, техники по ленд-лизу (примерно на 10 млрд долл.) своему союзнику по антигитлеровской коалиции. Но несмотря на огромные трудности в английской экономике, США в сентябре 1945 года без предварительного уведомления прекратили эти поставки, и Англия должна была расплачиваться за продовольствие уже валютой, поэтому ей пришлось просить у американского правительства финансовую помощь. В декабре 1945 года кредит в размере 4, 4 млрд долл. был предоставлен, но на очень жестких условиях. После вычета 650 млн долл. в счет погашения долгов за поставки по ленд-лизу кредит фактически составил 3, 75 млрд долл. Это был товарный кредит из расчета 2% годовых. Англия могла на эту сумму закупать американские товары в течение пяти лет. Погашение кредита должно было начаться только через шесть лет и продолжаться в течение 50 лет. При этом Англия брала на себя обязательство вернуться к практике свободного обмена фунта стерлингов на доллар, а также существенно скорректировать преференциальную систему. Но в 1946 году Соединенные Штаты сами столкнулись с финансовыми проблемами, которые повлекли за собой отмену государственного контроля за ценами и соответственно резкий рост цен на экспортные товары. По этой причине полученный Англией кредит был израсходован в течение одного лишь 1946 года. Однако Англия должна была еще выполнять обязательства по свободному обмену фунта на доллар, что и было сделано в июле 1947 года. Но поскольку финансовое положение страны было очень тяжелым, правительство не смогло обеспечить свободный обмен в полной мере, и уже через месяц пришлось от него отказаться. Это привело к значительному сокращению объемов импортируемого продовольствия и, следовательно, к резкому росту цен на продукты питания. Англии ничего не оставалось делать, как присоединиться в 1948 году к плану Маршалла (см. гл. 6). По этому плану, рассчитанному на четыре года, Англия получила помощь на сумму почти 2, 7 млрд долл., из них более 2, 3 млрд - в виде товарных поставок, а остальные - в качестве займов. В основном поставки состояли из продовольствия с армейских складов, а не из сырья и оборудования, которых так не хватало английской промышленности. В эти годы Англия была вынуждена допустить в свою страну американских контролеров, следивших за расходованием кредитов, что больно ударило по самолюбию англичан. Большие трудности английская экономика испытывала в связи с нестабильностью в валютно-финансовой сфере. Ситуация осложнялась тем, что в 1949 году США в результате очередного кризиса сократили импортные закупки в странах стерлинговой зоны. Это привело к уменьшению английских золотовалютных резервов. В целях защиты своей финансовой системы правительству в сентябре 1949 года пришлось пойти на девальвацию фунта, что резко ограничило его роль в качестве международной валюты. Курс фунта был понижен с 4, 03 до 2, 8 долл., или на 30, 5%. И хотя девальвация позволила расширить экспортные возможности английских компаний, внутренние цены заметно выросли, что привело к снижению уровня жизни населения. Как это ни парадоксально, но в качестве фактора, способствовавшего некоторому подъему экономики страны, только что вышедшей из войны, можно назвать войну в Корее (1950-1953). Английские войска не принимали в ней непосредственного участия, но зато заводы Англии получали выгодные военные заказы от США, что позволило оживить промышленное производство, пополнить золотовалютные запасы. И в конце 1950 года правительство лейбористов объявило об отказе от американской помощи, предусмотренной планом Маршалла. Конец 1940-х годов был ознаменован началом " холодной войны", разделившей бывших союзников по антигитлеровской коалиции на два непримиримых военно-политических лагеря16. В ходе " холодной войны" Англия поддержала политику " атлантической безопасности" и приняла участие в создании в 1949 году Северо-Атлантического союза (НАТО), что означало новые огромные затраты на вооружение. В 1950-х годах прямые военные расходы вновь выросли и составили 10-11% национального дохода страны (в 1930-х годах - всего 2-2, 5%). На территории Англии впервые в ее истории были размещены иностранные (американские) военные базы, а британские воинские подразделения в НАТО были обязаны подчиняться американскому командованию. И все же следует отметить, что английская экономика достаточно быстро завершила послевоенное восстановление. Уже в 1948 году был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1951-м объем промышленной продукции на треть превысил аналогичный показатель 1937 года. По сравнению с довоенным периодом сократился уровень безработицы, который в 1950-х годах колебался от 1, 2 до 2, 6% от общего количества экономически активного населения. Однако развитие отраслей проходило очень неравномерно: в то время как машиностроение, автомобильная, химическая отрасли, нефтепереработка и электроэнергетика переживали подъем, старые отрасли (угледобывающая, текстильная) так и не смогли к 1951 году достичь довоенных показателей. В 1951 году к власти пришли консерваторы, а правительство возглавил У. Черчилль, который провозгласил новые цели в экономической политике, и прежде всего частичную денационализацию черной металлургии. Это стало возможным в результате того, что государство направляло крупные суммы в данную отрасль и она вновь стала прибыльной. Распродажа предприятий проводилась по весьма низким ценам, что вызывало заинтересованность частного капитала в денационализации. Другим направлением политики нового правительства стало стимулирование процесса монополизации в целях усиления конкурентоспособности национальной экономики. В середине 1950-х годов было заметно ограничено антимонопольное законодательство 1948 года, которое в свое время препятствовало возникновению трестов, концернов, конгломератов и др. Теперь запрещались только сговоры об уровне цен и о рынках. В эти годы ведущее положение заняла небольшая группа гигантских монополий, аккумулировавших основную часть доходов страны. По-прежнему одной из крупнейших монополий являлась компания " Виккерс", которой принадлежали авиационные, металлургические, судостроительные, машиностроительные и другие предприятия, ориентированные в основном на военное производство. Заводы этой компании были размещены во многих странах мира, причем не обязательно входивших в Британское Содружество. Не менее мощным являлся химический концерн ИКИ, по своим капиталам уступавший лишь американскому концерну " Дюпон", связанному с ним тесными производственными и финансовыми отношениями. Концерну ИКИ принадлежало 128 дочерних компаний в 48 странах мира. В сущности, он являлся полным монополистом, поскольку контролировал почти всю химическую промышленность Англии. Помимо минеральных удобрений, серной кислоты, синтетических красителей и волокон ИКИ производил химическое оружие, взрывчатые вещества, а также участвовал в создании английской атомной промышленности. Наиболее крупным концерном после войны стала англо-голландская нефтяная компания " Ройял Датч-Шелл групп", которой принадлежали предприятия по добыче и переработке нефти в Венесуэле, на Ближнем Востоке, в США, Индонезии и во многих других странах мира. В конце 1950-х годов ежегодная сумма продаж этой компании составляла в среднем 6, 5 млрд долл., а на ее предприятиях трудилось 250 тыс. человек. В число крупнейших монополий также входили трест " Юнилевер" и концерн " Бритиш петролеум". В 1952 году была создана английская автомобильная компания - " Бритиш мотор холдинг", в том же году произошло поглощение компании " Инглиш электрик" старейшей монополией " Дженерал электрик" (1900), что позволило последней занять ведущее место в электротехнической промышленности Англии. Характерной чертой английской экономики в 1950-х годах было слияние мелких и средних фирм при содействии государства, причем, как и в годы войны, зачастую принудительным путем. В 1959 году было создано Управление по реорганизации хлопчатобумажной промышленности, что фактически означало санкционирование большого количества слияний в этой отрасли. Процесс монополизации проходил и в банковской сфере, что сопровождалось волной слияний и поглощений. По-прежнему огромное влияние имела " большая пятерка" банков, которой принадлежало более 85% всех банковских активов страны. Кроме того, значительную роль играли крупные страховые компании - " Эллайен", " Личел энд дженерал" и др., аккумулировавшие большое количество акций промышленных монополий из различных отраслей. Правительство консерваторов стало уделять большое внимание структурной перестройке экономики, поскольку основное место в промышленности по-прежнему занимали " традиционные" отрасли. По техническому оснащению и внедрению новых технологий английская промышленность намного отставала от аналогичных показателей таких держав, как США, ФРГ и даже Япония. Начавшаяся в те годы научно-техническая революция требовала от правительства новых подходов при проведении индустриальной политики. В передовых отраслях на юго-востоке страны и в Западном Мидленде, где имелись для этого соответствующие условия, при помощи государственных льготных кредитов сооружались новые предприятия. Большое развитие получили научные и проектные институты, исследовательские центры по самым прогрессивным направлениям. Но целый ряд регионов страны оставались в очень тяжелом положении. Особенно много их было в Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе, на северо-востоке Англии, где закрывались угольные шахты, металлургические заводы, судостроительные и судоремонтные верфи, текстильные и другие предприятия. Кризис угледобывающей промышленности носил глобальный характер и был связан прежде всего с сокращением удельного веса угля в общем объеме энергоносителей, поскольку все большую роль стали играть газ, нефтепродукты и атомная энергия. Резко сократился экспорт угля: с 41 млн т в 1937 году до 6, 8 млн т в начале 1960-х годов. Это негативно повлияло на состояние торгового и платежного баланса Англии. В середине 1950-х годов правительство консерваторов столкнулось с еще одной проблемой: потерей Англией ее традиционно ведущих позиций на мировых рынках. Утрата британских колоний, глобальные изменения в мирохозяйственных связях, связанные с небывалым усилением американских позиций, привели к тому, что английские товары уже не обладали высокой конкурентоспособностью, присущей им в течение столетий. Необходимо было найти " свое место" в международном разделении труда. Следует отметить, что именно в этот период ведущие западноевропейские страны осознали жизненную необходимость хозяйственного объединения перед лицом усиливающейся конкуренции со стороны США и Японии. В 1957 году была создана крупная международная интеграционная группировка " Общий рынок" (Европейское экономическое сообщество - ЕЭС). Англия в это объединение тогда не вступила, посчитав, что со своими внутренними и внешними проблемами сумеет справиться самостоятельно. Но формирование ЕЭС значительно ограничило доступ английских товаров на европейские рынки, что принесло большие убытки британским предпринимателям и финансистам. Тогда Англия в противовес ЕЭС выступила с инициативой создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В нее вошли Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия, причем Англия стала играть в ней ведущую роль. Соглашения по созданию ЕАСТ были подписаны в Стокгольме в январе 1960 года. Однако эта ассоциация не имела такого сильного интеграционного начала, какое было заложено в ЕЭС. Очень скоро стало ясно, что ЕАСТ не может составить сильной конкуренции " Общему рынку", поэтому уже в 1961 году Англия начала переговоры о вступлении в ЕЭС, но этот процесс затянулся более чем на 10 лет. Большие затруднения испытывало сельское хозяйство Англии, которое, как и до войны, развивалось в условиях сильного государственного вмешательства. Поскольку в этот период Англия уже не могла по-прежнему импортировать большое количество продовольствия и сырья из своих бывших колоний, то правительство стало уделять больше внимания отечественному производству. В 1947 году была принята четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства. В соответствии с этой программой крупные фермеры могли получать государственные субсидии и льготные кредиты на приобретение машин, удобрений, им вручались премии за повышение урожайности и продуктивности животноводства. Были установлены гарантированные закупочные цены, что явилось хорошим стимулом для развития производства. Но несмотря на то что уровень механизации английского сельского хозяйства в 1950-х годах стал одним из самых высоких в мире, а объем сельскохозяйственного производства увеличился на 50% по сравнению с довоенным периодом, Англия по-прежнему импортировала продовольствие в больших объемах. Следует отметить большие изменения, которые происходили в социальной сфере послевоенной Англии. Еще правительство лейбористов во главе с К. Эттли отменило ряд законов, введенных в 1920-1930-х годах (в частности, закон о профсоюзах 1927 года) и ограничивавших права на забастовки и стачки. Правительство рекомендовало работодателям принять требования профсоюзов о расширении системы социального страхования; его фонды теперь должны были пополняться за счет трех источников: взносов трудящихся, отчислений от прибыли предпринимателей и поступлений из государственного бюджета. Заметно повысились размеры пособий по безработице, болезни и потере трудоспособности, в связи с рождением детей. Получила дальнейшее развитие пенсионная система, расширилась категория людей, получавших бесплатную медицинскую помощь и др. Благодаря внедрению широких социальных программ возросла реальная заработная плата, что привело к заметному увеличению объемов потребления и улучшению его структуры: повысилась доля товаров длительного пользования, автомобилей и т.д. Но такой рост спроса немедленно вызвал повышение цен и дефицит платежного и торгового баланса страны, с которым столкнулось правительство консерваторов У. Черчилля и его преемников - Энтони Идена (1955-1957) и Гарольда Макмиллана (1957-1963). Оно пыталось решить эту проблему путем усиления косвенного регулирования платежного спроса населения. Так, в 1957 году на рынке государственных ценных бумаг были проведены операции по резкому повышению уровня банковского процента. Их целью было сокращение производства, особенно с использованием импортируемого сырья, а также " сжатие" внутреннего рынка. Но эти меры не дали желаемых результатов, страна по-прежнему имела дефицит платежного и торгового баланса. В эти же годы Англия испытала демографические трудности, связанные с потерей людских ресурсов во время войны: примерно в 1, 6-2 раза по сравнению с концом XIX - началом XX века снизилась рождаемость, заметно повысилась доля людей старшего возраста, что потребовало увеличения затрат на пенсионное обеспечение; в стране явно не хватало высококвалифицированных рабочих и специалистов, чья подготовка соответствовала бы требованиям научно-технической революции. Обнаружилось, что к этому времени в Англии был самый низкий уровень образования среди промышленно развитых стран, а это безусловно сдерживало темпы экономического роста. Большое значение для Англии в 1950-х годах имела милитаризация экономики. В условиях " холодной воины" Англия стала членом военных блоков НАТО, СЕНТО, СЕАТО, ей приходилось содержать многочисленные военные базы на Кипре, на Аравийском полуострове, в государствах Юго-Восточной Азии, она вела колониальные войны в странах, стремившихся получить независимость от британской короны. По степени милитаризации и уровню военных расходов Англия занимала второе место среди западных держав после США. Почти 8% экономически активного населения страны (около 1, 8 млн человек) было занято в сфере военного производства. Все это создавало большие трудности для английской экономики, которая заметно уступала по темпам развития экономике США, ФРГ, а затем и Японии. Примером участия Англии в колониальных войнах могут служить события 1956 года, когда Египет объявил о национализации англофранцузской Всеобщей компании Суэцкого канала. В ответ на это Англия, Франция и Израиль в октябре-ноябре 1956 года осуществили агрессию против Египта, оказавшуюся очень неудачной для стран этой коалиции. Под давлением мировой общественности, в том числе и резолюции чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи ООН, принятой 2 ноября 1956 года, военные действия были прекращены. Последствия этой войны для Англии были тяжелыми. И дело даже не в человеческих жертвах, которых, по официальным данным, было 22 человека. Экономический ущерб оценивался в 328 млн ф. ст., он включал дополнительные расходы на армию, флот и авиацию, стоимость вооружений и оборудования потерянной военной базы на Суэцком канале, ущерб английских нефтяных компаний, потери от прекращения торговых отношений с Египтом и др. К этой сумме следовало еще добавить стоимость национализированных английских банков и компаний в Египте. После поражения Англии в этой войне премьер-министр Э. Идеи был вынужден в январе 1957 года уйти в отставку, а на его место был назначен Г. Макмиллан. Экономика Англии в 1960-1970-х годах. В 1964 году состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержали лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном (Уилсоном). Перед выборами лейбористы обещали избирателям провести ряд реформ: осуществить частичную национализацию сталелитейной промышленности, снизить цены на землю, реформировать жилищную сферу, образование, здравоохранение и т.д. Но после выборов лейбористы столкнулись с большими макроэкономическими сложностями, и им пришлось пойти на непопулярные среди населения меры: провести " замораживание" заработной платы повысить налоги, сократить расхода государственного бюджета на социальные нужды, ограничить некоторые права профсоюзов, повысить плату за жилье и транспортные тарифы. Все это неизбежно вело к росту стоимости жизни. Что же касается политики регулирования заработной платы, то эта проблема досталась лейбористам от консерваторов, которые в 1961 году объявили " паузу" в ее повышении, а с 1962 года рост заработной платы был ограничен 2, 5% в год. Лейбористы также были вынуждены прибегнуть к " добровольному" ограничению роста заработной платы не более чем на 3, 5% в год. Однако в 1966 году и на него был наложен запрет, сохранявшийся в течение полутора лет. Промышленная политика лейбористов была направлена на усиление процесса монополизации. В конце 1960-х годов в стране впервые возникли монополии, чей уставный капитал превысил 1 млрд ф. ст. Особенно быстро этот процесс шел в ВПК, в отраслях обрабатывающей промышленности, продукция которых пользовалась спросом на внешних рынках. В 1968 году произошло слияние монополии " Бритиш мотор холдинг" и концерна " Лэйланд", что привело к возникновению крупнейшей в Европе корпорации по выпуску автомобилей " Бритиш Лэйланд мотор корпорейшн". В 1967 году в результате национализации 14 металлургических компаний (более 150 фирм) была основана самая крупная в Западной Европе государственная металлургическая монополия " Бритиш стил", на долю которой приходилось до 90% производства стали и 2/3 проката в английской промышленности. В конце 1970-х годов структуру народного хозяйства определяли шесть крупнейших государственных корпораций (в электроэнергетике, черной металлургии, добыче газа и угля, в инфраструктуре) с активами, превышавшими 1 млрд ф. ст. у каждой из них. Это позволило правительству объявить о преобладании в стране " смешанной экономики" (такую задачу лейбористы поставили еще в 1945 году), причем государству отводилась роль регулятора социально-экономических отношений. В эти годы продолжался процесс государственного вмешательства в экономику. В 1967 году было создано Управление судостроительной промышленности, а ранее, в 1966 году, - Корпорация по реорганизации промышленности с фондом в 150 млн ф. ст. Правда, ее деятельность по объединению фирм в различных отраслях была столь активной, что вызвала множество протестов со стороны предпринимателей, и в 1970 году уже правительством консерваторов корпорация была ликвидирована. В ходе монополизации банковской системы знаменитая английская " пятерка" крупнейших банков превратилась в " четверку": в 1968 году банки " Вестминстер" и " Нэшнл провиншл" объявили о своем слиянии. В том же году банк " Барклейз" поглотил " Мартинз бэнк", что позволило ему создать компанию, занимавшую второе место в мире по объемам депозитов. В 1960-х годах лейбористам удалось выполнить одно из главных предвыборных обещаний: была проведена новая национализация и в государственный сектор вошли предприятия судостроения, автомобилестроения, станкостроения, электронной и других отраслей17. К концу 1970-х годов на долю государственного сектора приходилось 12% ВНП, около 20% производства промышленной продукции, 19% общего числа занятых, 40% всех инвестиций. В июле 1967 года была проведена повторная масштабная национализация сталелитейной промышленности с выплатой огромных компенсаций бывшим владельцам. Под контролем государства оказалось 14 крупнейших компаний, на долю которых приходилось до 90% всего объема производства стали в стране. В этот раз владельцы компаний получили в качестве компенсации 580 млн ф. ст. Правительство лейбористов делало попытки внедрить в экономику различные элементы планирования: сначала была разработана программа развития английской экономики, а затем и " национальный план", рассчитанный на первую и вторую половину (" пятилетки") 1960-х годов. И хотя они не были реализованы, тем не менее все это привело к росту темпов инфляции, снижению эффективности производства, а кроме того, отвлекало большие силы и средства. В этот период наблюдался рост внешней задолженности Англии. В конце 1960-х годов общая задолженность международным валютным организациям составляла 3 млрд долл. В стране продолжался рост инфляции, усилилась нестабильность финансовой системы. В ноябре 1967 года правительству пришлось провести вторую за послевоенный период девальвацию фунта, в ходе которой его курс снизился на 14, 3%. Этот шаг способствовал определенной стабилизации экономической ситуации, но ненадолго. Через несколько лет Англия вновь оказалась в тисках финансового кризиса. Внутренняя и внешняя политика лейбористов становилась все более непопулярной, и на досрочных парламентских выборах в июне 1970 года к власти пришли консерваторы, а главой правительства стал Эдвард Хит. Правительство Э. Хита сразу же постаралось провести через парламент ряд законов, сокращавших расходы бюджета на социальные программы, поскольку экономика страны не позволяла надеяться на их проведение в жизнь. Темпы прироста ВНП в течение 1960-х годов составляли всего 2, 89% в год, в то время как в Японии - 11%; Франции - 5, 8%; ФРГ - 4, 8%. Заметно снизилась доля Англии в общем объеме промышленного производства развитых стран: с 8, 3% в 1965 году до 5, 8% в 1972-м. По объему промышленного производства Англия передвинулась со второго места, которое она занимала после войны, на четвертое, уступив не только США, но и ФРГ и Японии. В 1972-1973 годах Англия имела самый крупный за всю ее историю дефицит торгового баланса: в январе- феврале 1973 года он составлял в среднем 90 млн ф. ст. в месяц, а в марте - 197 млн ф. ст., а ее доля в мировом экспорте упала с 12, 1 % в 1948 году до 6, 6% в 1972-м. Несмотря на некоторое снижение темпов инфляции после девальвации фунта в 1967 году, ее темпы оставались высокими: с 1965 по 1971 год индекс потребительских цен вырос на 37%, а цены на продовольственные товары только за один 1971 год выросли в среднем на 12, 4%. На экономическое положение Англии отрицательно повлиял также мировой финансовый кризис, разразившийся в 1972 году. Чтобы выстоять в этих условиях, был введен свободно колеблющийся, или " плавающий", курс фунта, что повлекло за собой падение его стоимости на 5-6%. Фактически это означало новую девальвацию и окончательное расставание с золотым стандартом, тем более что к началу 1973 года золотовалютные ресурсы страны сократились почти на 1 млрд ф. ст. Все вышеперечисленные проблемы, скопившиеся в экономике, заставили английское правительство форсировать вопрос о вступлении в " Общий рынок". После того как переговоры правительства Г. Макмиллана, начавшиеся еще в 1961 году и продолжавшиеся с перерывами 14 месяцев, оказались безрезультатными, Англия в течение нескольких лет не поднимала этот вопрос. И лишь правительству во главе с Э. Хитом удалось добиться приема Англии в ЕЭС в 1973 году. Но вступление в " Общий рынок" было связано с большим количеством уступок и компромиссов, на которые Англии пришлось пойти в период так называемого приобщения страны к условиям ЕЭС. Она должна была в течение 4, 5 года (в пять этапов) сократить пошлины на промышленные товары, существовавшие до тех пор в торговле со странами - участницами ЕЭС. В течение пяти лет происходило включение Англии в единый сельскохозяйственный рынок, где действовали более высокие цены, что заставило Англию поднять цены на продукцию сельского хозяйства и на внутреннем рынке. Одними из непременных условий при вступлении в " Общий рынок" были требования отказаться от фунта стерлингов как резервной валюты, перейти на метрическую систему мер и весов. В три раза возрастала сумма английских взносов в бюджет Европейского сообщества: с 100 млн ф. ст. в 1973 году до 300 млн ф. ст. в 1980 году18. Эти и другие трудности переходного периода были встречены большинством населения без особого восторга, поэтому в 1974 году были проведены досрочные выборы, на которых в очередной раз идеи лейбористов оказались более привлекательными, что и позволило им вновь одержать победу. Лейбористы шли на выборы под лозунгом создания в стране " более честного, более демократического и социально справедливого общества". Они обещали вернуться к национализации в некоторых промышленных отраслях, поставить под государственный контроль разработки нефтяных промыслов в Северном море, сократить военные расходы, а главное - подвергнуть ревизии условия, на которых Англия входила в ЕЭС. Как всегда, лейбористы в первую очередь начали с решения социальных проблем: были усилены права профсоюзов, повышены пенсии по старости, " заморожен" рост платы за жилье и пр. Но эти шаги не могли разрешить глубоких экономических проблем, накопившихся за послевоенные десятилетия. К тому же в 1973 году разразился мировой энергетический кризис, который был вызван действиями стран Персидского залива, выступавших инициаторами повышения цен на нефть. Это сильно ударило по английской экономике, поскольку Англия всегда была одним из главных потребителей ближневосточной нефти. Предпочтение, которое лейбористы отдавали государственному сектору, заметно тормозило поступательное развитие промышленности, делало продукцию ведущих отраслей неконкурентоспособной на мировом рынке. Постоянный рост расходов на социальные программы порождал в обществе психологию иждивенчества, а любая попытка их урезать вызывала бурный протест, особенно со стороны профсоюзных лидеров. Англичане никак не могли примириться с потерей громадных колониальных владений, за счет которых на протяжении многих поколений они имели более высокий жизненный уровень, чем в других странах. Надо было учиться жить в новых условиях и рассчитывать только на свои силы, и в этом заключалась главная проблема. В то время как основные промышленно развитые страны быстро уходили вперед, Англия погружалась в трясину застоя. Экономика страны все отчетливее принимала черты корпоративности, когда все экономические решения принимались на основе соглашений между правительством, профсоюзами и работодателями в их собственных интересах. Это, в сущности, мешало прогрессу, поскольку эти три субъекта макроэкономики не были заинтересованы в переменах. Коренные экономические перемены в 1980-х годах. Поворотным событием в экономической и политической жизни Англии стали выборы в мае 1979 года, на которых победили консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер 19. Это правительство придерживалось совершенно новой стратегии развития, вошедшей в историю под названием неоконсерватизма, в то время как предыдущие программы, основанные в той или иной степени на кейнсианстве, предполагали жесткое государственное регулирование экономики. Правительству М. Тэтчер предстояло радикальным образом сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, отказаться от гипертрофированного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику, снизить инфляцию и чрезвычайно высокие налоги, сократить расходы государственного бюджета и денежную массу, уменьшить роль бюрократического аппарата в экономике и т.д., т.е. построить свою политику на принципах экономического либерализма. Следовало уйти от психологии иждивенчества и переложить решение социальных проблем на плечи трудоспособного населения, привив ему желание самому зарабатывать на содержание себя и своей семьи. М. Тэтчер не уставала призывать англичан вернуться к вековым ценностям и традициям гуманизма, соблюдения законов и порядка, бережливости, уважения прав личности и т.п. Пожалуй, самую сильную головную боль у нового правительства вызывали национализированные предприятия. Большинство из них были убыточными и висели тяжким грузом на государственном бюджете. Требовалась решительная приватизация этого сектора, чтобы ощущение постоянной опасности банкротства в условиях конкуренции заставляло предприятия работать эффективно. К тому же денационализация предприятий давала правительству возможность существенно сократить государственные расходы на их содержание. В течение 1984-1987 годов были приватизированы девять важнейших концернов, что составляло треть всей государственной собственности в газовой промышленности и системе телекоммуникаций. В 1987 году правительство осуществило распродажу акций нефтяной компании " Бритиш петролеум", а позже - предприятий сталелитейной и авиакосмической промышленности, электроэнергетики, водоснабжения, воздушного транспорта. В целом правительство М. Тэтчер распродало за 1980-е годы государственных предприятий на сумму более 25 млрд долл. Частные фирмы могли приобретать богатые месторождения нефти в Северном море, заводы по производству радиоактивных изотопов, угольные шахты, в число приватизированных вошла национальная компания по перевозке грузов. Необходимо заметить, что приватизации подлежали только предприятия, не имевшие убытков. В ходе приватизации резко сократились государственные капитальные вложения, осуществлявшиеся как правительством, так и местными органами власти: с 50%, что было характерно для периода пребывания лейбористов у власти, до 25% в 1980-х годах. Масштабная приватизация позволила стать акционерами широким слоям населения. По числу акционеров Англия заняла второе место в мире после США. Что касается оставшихся государственных предприятий, то им были предоставлены большие хозяйственные и финансовые полномочия и они уже не находились в тепличных условиях. В результате цены на их продукцию больше не поддерживались искусственно, но подчинялись законам рынка. Одним из важнейших мероприятий, осуществленных правительством М. Тэтчер, была приватизация жилья, поскольку к началу 1980-х годов основная часть городского населения арендовала жилье у муниципальных властей. Жилищное хозяйство было убыточным, поэтому его содержание ложилось тяжелым грузом на местные бюджеты, а в конечном счете - на государство. В британском парламенте был принят закон о продаже местными властями жилья на льготных условиях жильцам-арендаторам, что делало их его собственниками. Процесс приватизации шел достаточно быстро, и к 1989 году 66% арендаторов превратились в домовладельцев. Среди первых шагов нового правительства можно назвать инициативы по принятию законов (1980, 1982, 1984), направленных на снижение чрезвычайно больших прав профсоюзов при объявлении забастовок. Были объявлены незаконными все виды забастовок солидарности. Это позволило правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время грандиозной забастовки шахтеров (1984-1985) и забастовки печатников (1986). В 1982 году правительство отменило положение, введенное лейбористами, по которому при принятии на работу предпочтение отдавалось членам профсоюзов, что не замедлило сказаться на расширении деловой активности в стране. По мнению консерваторов, движущей силой всякого процветания является частное предпринимательство. Основу политического курса должны составлять " свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников". Вмешательство государства в экономическую жизнь должно сводиться к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу. Правительство, таким образом, было намерено идти по пути развития свободы предпринимательства. Объектом особо пристального внимания правительства М. Тэтчер стала сфера мелкого и среднего бизнеса, который занял теперь важное место в хозяйственной структуре Англии. Эти предприятия очень успешно соперничали с крупными монополиями не только в традиционной сфере услуг, но и в самых передовых отраслях, поскольку они более гибко могли реагировать на меняющиеся условия хозяйствования. Наиболее трудная задача, стоявшая перед правительством, заключалась в борьбе с инфляцией. Для ее снижения были решительно сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, под строгим контролем оказались темпы роста денежной массы в стране и т.д. Борьба с инфляцией требовала жесткого контроля и за государственным бюджетом. Известно, что любое государство стремится иметь сбалансированный бездефицитный бюджет, основанный на налогах, которые все население обязано выплачивать в соответствии со своими доходами. Придерживаясь концепции монетаризма, правительство М. Тэтчер проводило политику ослабления налогового бремени (налоговые ставки в то время приближались к 83%), настояв на принятии парламентом закона о снижении ставок подоходного налога. Был осуществлен переход от прямого прогрессивного налогообложения частных лиц и предприятий к косвенному. Так, прямые налоги на крупные доходы сократились на 3, 5 млрд ф. ст. при одновременном увеличении удельного веса косвенных налогов в доходах бюджета с 34% (1979) до 39% (1981). Была повышена с 8% до 15% ставка налога на добавленную стоимость, которым облагались многие потребительские товары, бытовые услуги, оказание медицинской помощи и др. До 17% были увеличены учетные ставки Банка Англии. Непременным условием снижения инфляции было сокращение государственных расходов на промышленность, коммунальное и дорожное хозяйство, культуру, просвещение и пр. В целом расходы бюджета на эти цели сократились на 4 млрд ф. ст. (1980-1981). Заметно снизились численность государственного аппарата и расходы на его содержание: в правительстве, например, не осталось ни одного министерства, занимавшегося отраслевыми вопросами. Таким образом, государство сокращало не только свое вмешательство в решение хозяйственных проблем, но и расходы бюджета. Следует подчеркнуть, что по всей стране шла активная разъяснительная работа о необходимости снижения уровня внутреннего потребления. Антиинфляционная политика правительства М. Тэтчер дала свои положительные результаты. Если сразу после его прихода к власти в конце 1970-х годов инфляция достигала 16% в год, то в 1983 году она составила всего 4%, а в течение 1980-х годов не превышала 6%. Со второй половины 1982 года экономика Англии стала ощущать признаки подъема, который стал явно заметен в 1983 году: расширились объемы предоставляемых кредитов, повысился курс акций наиболее значимых компаний страны, высокими темпами росли потребительские расходы населения (на 6, 5%) и частные инвестиции (на 10, 3%); увеличились объемы производства в ведущих отраслях промышленности, в жилищном строительстве. Аналитики полагают, что одним из основных факторов этого экономического подъема был устойчивый рост личного потребления, который был вызван увеличением доходов населения на 5% и снижением нормы сбережения. Росту личного потребления способствовало широкое распространение кредитов, ставших более доступными для всех слоев населения. В 1988 году общий объем предоставленных потребительских кредитов по стране составил 42 млрд ф. ст.; они в основном использовались на приобретение жилья, автомобилей, бытовой техники и т.п. В этот период также было отмечено значительное увеличение объемов валового внутреннего продукта (ВВП), причем быстрыми темпами развивались не только промышленные отрасли, но и внутренняя торговля, связь, транспорт. Можно сказать, что уже в середине 1980-х годов Англия по темпам экономического роста сравнялась с другими промышленно развитыми странами мира. Одним из достижений правительства М. Тэтчер можно считать заметное увеличение притока капитальных вложений в отечественную экономику. Наибольший прирост был отмечен в автомобильной отрасли - почти на треть, а также в целлюлозно-бумажной и полиграфической - на 25%. Большие объемы инвестиций были направлены в химическую, электронную, текстильную и другие отрасли. Отметим, что большая часть этих средств была израсходована на замену и обновление промышленного оборудования, внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих сбережение производственных ресурсов. Так, уже в начале 1980-х годов более 76% всех капиталовложений, направленных в обрабатывающую промышленность, были использованы на модернизацию машин и оборудования. Следует также подчеркнуть, что в этот период заметно возрос уровень квалификации работников, занятых в промышленности, и теперь он стал одним из самых высоких в мире. Реформы правительства М. Тэтчер сказались и на внешнеэкономических отношениях Англии. В октябре 1980 года были ликвидированы ограничения на вывоз капитала, существовавшие на протяжении уже 40 лет. В начале 1980-х годов среднегодовые объемы зарубежных инвестиций частного капитала составляли в среднем 3, 5 млрд ф. ст. Причем примерно 80% всех вывозимых капиталов направлялось в промышленно развитые страны - в США, Канаду, страны ЕЭС. В 1982 году Англия заняла первое место среди иностранных государств, инвестировавших средства в американскую экономику, опередив Нидерланды, ранее лидировавшие в этом направлении. На страны " третьего мира" приходилось всего 18% от общего объема прямых капиталовложений Англии. Одновременно развивался и встречный процесс привлечения иностранных инвестиций в Англию, среди которых первое место занимали американские капиталы. Однако и другие страны (в том числе и развивающиеся) наращивали темпы роста капиталовложений в английскую экономику. Среди них можно назвать Бразилию, Мексику, Индию, Сингапур, Филиппины и т.д. В 1980-х годах были достигнуты большие успехи во внешней торговле: как и в давние времена, экспорт стал превышать импорт, особенно за счет продажи своей нефти. Уже к 1983 году удалось свести торговый баланс со значительным (в 1, 1 млрд ф. ст.) превышением экспорта над импортом. Вместе с тем переоснащение ведущих отраслей, о котором упоминалось выше, зачастую происходило на основе зарубежного оборудования, что неизбежно влекло за собой увеличение объемов импорта продукции обрабатывающей промышленности, а это, в свою очередь, вело к перекосам во внешней торговле в пользу ввозимых товаров. С 1985 года темпы роста объемов импорта были в три раза выше, чем экспорта, в результате чего вновь образовался дефицит платежного баланса. Усилия правительства консерваторов по реализации своей программы позволили Англии в течение 1980-х годов вновь выдвинуться в число передовых стран мира. Так, например, она оказалась единственной из ведущих мировых держав, в которой на протяжении 1980-х годов совокупный показатель эффективности производства постоянно повышался, тогда как в других странах он или оставался на том же уровне, или падал. Росту авторитета Консервативной партии и ее лидера М. Тэтчер способствовал военный конфликт между Англией и Аргентиной. В начале 1980-х годов между ними разгорелся давний спор из-за принадлежности группы Фолклендских (Мальдивских) островов на юго-западе Атлантического океана. Исторически эти острова принадлежали Аргентине, но в 1833 году архипелагом завладели англичане, и с тех пор аргентинцы не признают британского владычества, по-прежнему считая острова своими. В мае 1982 года Аргентина высадила на острова десант и подняла там свой флаг. Англия направила в Южную Атлантику военные корабли, морскую пехоту, авиацию. После ряда военных столкновений аргентинский гарнизон капитулировал, Англия закрепила Фолклендские острова за собой, создав там военную базу. Однако прогресс в английской экономике был сопряжен со многими проблемами. Прежде всего бросалось в глаза усиление социальной дифференциации, поскольку правительство строго придерживалось жесткой программы сокращения бюджетных средств на социальные нужды, держало под контролем рост заработной платы. Чтобы выжить в новых условиях, предприятия были вынуждены сокращать работников за счет интенсификации производства. В результате, несмотря на то что средний доход на душу населения в 1980-х годах вырос на 23%, около 20% английских семей за это десятилетие оказалось в условиях реальной бедности. Один из лозунгов правительства консерваторов заключался в том, что все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами, что государство обязано оказывать поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Как оказалось, наиболее сложной проблемой для большого количества англичан стала их психологическая неподготовленность к жизни в условиях неуклонного сокращения привычных компонентов " государства всеобщего благоденствия": бесплатного образования и медицинского обслуживания, государственного пенсионного обеспечения, которые непременно присутствовали при всех правительствах послевоенной Англии - и при лейбористах, и при консерваторах. Теперь же людям предлагалось выживать за счет собственных усилий, в условиях минимального вмешательства государства в экономику. И все-таки на протяжении 1980-х годов произошли заметные изменения в социальной структуре Англии. На фоне благоприятных перемен в экономике существенно снизилась безработица (с 9, 8% в декабре 1987 года до 6, 8% в феврале 1989 года), причем большинство бывших безработных переместились из промышленного сектора в сферу услуг. В 1988 году была принята программа профессионального обучения безработных, на которую правительством было выделено 1, 4 млрд ф. ст. По этой программе предполагалось ежегодно обучать около 600 тыс. человек с последующим их трудоустройством. Возросла численность владельцев фирм во всех секторах народного хозяйства, сформировался слой менеджеров, новый для английского общества. Все это говорило о том, что в стране большая часть населения стала считать себя " средним классом". К концу 1980-х годов 64% семей англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, более половины могли обучать детей в платных учебных заведениях, обеспечивавших более высокий уровень образования. Однако на рубеже 1980- 1990-х годов правительство М. Тэтчер стало терять популярность среди населения. Особенно неудачным шагом можно считать проведение весной 1990 года реформы местного налогообложения, которая была связана с введением нового избирательного закона. Возмущение англичан вызвал новый, одинаковый для всех (независимо от доходов) подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Как оказалось, экономические выгоды от этих новшеств были незначительными, зато реакция на них была очень негативной. Все это осложнилось событиями в Ольстере, где английскому правительству так и не удалось в этот период найти приемлемый вариант урегулирования напряженных отношений между католиками и протестантами, между центральной властью и ирландцами, стремящимися получить независимость. Население стало выражать недовольство социально-экономической политикой правительства. В результате в ноябре 1990 года Маргарет Тэтчер была вынуждена подать в отставку, а новым лидером партии и премьер-министром стал Джон Мейджор, тут же настоявший на отмене непопулярного подушного налога. Что касается внутренней и внешней политики нового правительства, то она практически ничем не отличалась от проводимой в предыдущий период. В августе 1993 года были подписаны Маастрихтские соглашения, по которым предусматривалось дальнейшее участие Англии в интеграционных мероприятиях: продвижение к единой денежной валюте " евро", постепенная отмена границ и создание надгосударственных политических и экономических органов. Экономика 1990-х годов характеризовалась динамичным развитием: стабильно увеличивался ВВП, сократилась безработица, улучшился торговый баланс. В стране наблюдались самые низкие с начала 1960-х годов темпы инфляции. В 1995 и 1996 годах впервые с 1987 года платежный баланс был сведен с активным сальдо. Однако несмотря на положительные тенденции в макроэкономическом развитии, примерно 20% всего населения страны составляли социально необеспеченные люди, все громче заявлявшие о своем существовании. Общественное мнение вновь стало меняться, и в 1997 году к власти пришли лейбористы (премьер-министр Энтони Блэр), которые построили свою политику на сглаживании наиболее острых социальных проблем, доставшихся им от неоконсерваторов. Вновь зазвучали голоса об особом месте Англии в системе европейской интеграции, о нежелании расставаться с фунтом стерлингов и т.д. Тем не менее результаты экономического развития страны в 1980- 1990-х годах подтвердили тезис о том, что рыночная экономика имеет большие возможности и может успешно приспосабливаться к меняющимся условиям.
52. Відносини між Великою Британією та Україною.
Великобританія визнала Україну 31 грудня 1991 p., а дипломатичні відносини було встановлено 10 січня 1992 р. Для сучасної України Великобританія - важливий стратегічний партнер. Як член " великої сімки", Ради Безпеки ООН, вона є авторитетною державою, що має великий досвід міжнародного спілкування, професійну армію, кваліфікований дипломатичний персонал. Англія - визнаний лідер у банківських, фінансових, страхових сферах, світовій торгівлі, в неї унікальний досвід приватизації в промисловості, модернізації важкого машинобудування.
|