Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование экстрапирамидной (стриопаллидарной) системы определить нарушение стриопаллидарной системы.
Ход работы: а) Симптом чрезмерного сгибания руки. Производят пассивное сгибание руки студента-испытуемого в локтевом суставе. В норме предплечье прилегает к плечу неплотно, при поражении стриопаллидарной системы предплечье плотно, на всем протяжении, прилегает к плечу; б) Симптом падающей руки. Студент-испытуемый вытягивает руки, опираясь ладонями на ладони студента-исследователя, мышцы рук испытуемого расслаблены. Студент-исследователь неожиданно и резко убирает свои ладони. В норме у испытуемого происходит рефлекторное сохранение первоначального положения вытянутых рук, при патологии стриопаллидарной системы руки больного быстро падают; в) Симптом дряблой руки. Руки студента-испытуемого свободно опущены. Берут одну из рук за плечо и без предупреждения резко встряхивают ее. При этом, если имеются нарушения функций стриопаллидарной системы, возникает “болтающееся” движение предплечья и кисти. В норме этого не происходит из-за моментального повышения тонуса мышц руки; г) Симптом Гордона. У студента- испытуемого вызывают коленный рефлекс постукиванием по сухожилию четырехглавой мышцы бедра. В норме голень после разгибания тут же принимает прежнее сгибательное положение. При патологии стриопаллидарной системы четырехглавая мышца бедра некоторое время находится в состоянии тонического сокращения, отчего голень в разгибательную фазе коленного рефлекса как бы застывает.
2. Исследование состояния функций мозжечка у человека. Цель опыта: овладеть методикой исследования некоторых рефлексов, позволяющих выявить поражение мозжечка. Ход работы. а). Студент-испытуемый становится в позу Ромберга: стоя, руки опущены, носки и пятки ног сдвинуты. При патологии мозжечка наблюдается покачивание туловища, которое усиливается, если: а) испытуемый протягивает руки вперед; б) закрывает глаза; в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию); г) стоит на одной ноге; д) стоит, приподнявшись на носки. В норме всего этого не наблюдается. При грубых нарушениях больной не может стоять даже с широко расставленными ногами. б). Пальце-носовая проба: испытуемому предлагают отвести в сторону руку, а затем дотронуться указательным пальцем кончика носа (пробу проводят поочередно правой и левой рукой с открытыми и закрытыми глазами). В норме испытуемый точно попадает пальцем в кончик носа, при патологии мозжечка наблюдается промахивание со стороны поражения. в). Пяточно-коленная проба: испытуемому предлагают пяткой одной ноги скользить вниз по голени от колена до стопы другой ноги, а затем вверх до колена. При поражении мозжечка пятка соскакивает с колена и большеберцовой кости на стороне поражения. г). Проба на мимопопадание: испытуемому предлагают попасть пальцем вытянутой руки в неподвижный палец исследователя (проба выполняется с открытыми и закрытыми глазами в горизонтальной и вертикальной плоскостях). При поражениях мозжечка на стороне повреждения наблюдается промахивание. д). Диадохокинез: испытуемому предлагают вытянуть руки с растопыренными пальцами и произвести в быстром темпе противоположные (супинаторные и пронационные) движения. При поражении мозжечка движения неловкие, размашистые, более выраженные на стороне повреждения. е). Исследование походки: испытуемому предлагают пройти по одной линии вперед и назад, а также в стороны (фланговая походка). При поражении мозжечка отмечаются признаки “пьяной походки”: испытуемый ходит, широко расставляя ноги, шатаясь в разные стороны, резко нарушена и фланговая походка. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Функциональные особенности мозжечка в старческом возрасте. 2. Функциональные особенности базальных ганглиев в старческом возрасте.
|