Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крестьянские мемуары






 

Мемуаров, написанных крестьянами, очень мало. В крепостной среде, в условиях бесправия и гнета, грамотность была мало распространена, да и досуга для литературных занятий было мало. Поэтому мы имеем или поздние записи отдельных эпизодов или очень короткие рассказы, а если встречаются более крупные мемуарные произведения, то они обычно принадлежат перу представителей крестьянской буржуазии.

Краткие рассказы обычно содержат сообщения об отдельных ярких эпизодах, характеризующих крепостнические отношения. Таков, например, рассказ бывшего крепостного о помещике, отличавшемся пристрастием к жестоким телесным наказаниям своих крестьян. Есть записи рассказов дворовых, рисующих помещичий быт и нравы.

Несколько многочисленнее вторая группа мемуаров. Она характеризует процесс вызревания капиталистических отношений в дореформенной России, изображает положение крепостной

буржуазии. Интересными образцами таких мемуаров являются записки Пурлевского и Шилова.

 

Первый из них был крепостным крестьянином из торгового и промыслового села Великое под Ярославлем. Отец и дед мемуариста были торговцами, это же занятие унаследовал и сын. Помещик старался использовать наличие зажиточных крепостных, облагал крестьян высокими оброками, нарушавшими торговые обороты. Однако в 1826 г. у Пурлевского было в обороте уже 15 тыс. руб. Попытки автора выкупиться были неудачны. Они привлекли к нему внимание помещика, назначившего его своим торговым приказчиком и предписавшего торговать в пользу помещика по самым дорогим ценам. Вскоре Пурлевский был сделан бурмистром, организовал в селе школу, завел врачебный пункт. Но деятельность эта была непродолжительна. У других приказчиков помещика оказался значительный денежный недочет, а ответственность была переложена на Пурлевского. Боясь жестокого наказания, он бежал из России за Дунай, откуда вернулся спустя несколько лет. По возвращении записался (на основе специального указа, призывавшего беглых в Новороссию) в мещане, а затем перешел в купцы.

Записки Пурлевского обрываются моментом его бегства из России. Очертив предшествующую побегу жизнь, автор не ограничивается сообщениями 6 своей коммерческой деятельности, а изображает отношение своего и соседних помещиков к крестьянам. Он повествует о случае подготовки крестьянами прошения царю по поводу жестоких притеснений управляющего и об экзекуции, последовавшей затем.

Много общего с биографией Пурлевского в судьбе второго мемуариста. Шипов — уроженец слободы Выездной близ Арзамаса (Нижегородской губернии).

 

[140]

 

Его отец был торговцем и с 20 - х годов ХIХ в. начал посылать по торговым делам и нашего автора. Шипов торговал уральским скотом и пушным товаром, часто бывал в Оренбургском крае. Попытка автора выкупиться на волю была встречена отказом. Начались преследования со стороны бурмистра, и Шипов бежал в Молдавию, откуда он приезжал по торговым делам в Россию. Будучи арестован здесь, он попал затем в Арзамас, а по суду водворен обратно к помещику. Вернувшись к торговым делам, Шипов попал на Кавказ, там был захвачен в плен горцами, но бежал (1845). Во время Восточной войны был маркитантом в Дунайской армии. Этот период в жизни Шилова и завершает его воспоминания.

 

Помимо биографических моментов, в «Истории моей жизни» Шилова дается ряд интересных картин купеческого быта, жизни крепостной деревни.

Интересны записки латышского крестьянина, опубликованные в свое время Ю. Ф. Самариным. Их автор укрылся под псевдонимом, и биография его осталась неизвестной. Это произведение является рассказом о положении латышского крестьянства в 40 - е годы ХIХ в. Здесь показана зависимость крестьянина от помещика, тяжелое положение крестьян. «Работам (на помещика — С. Н.)не было ни начала, ни конца; они шли колесом безостановочно. Дома, на себя, крестьяне работали лишь в продолжение кратких пауз мызных работ. Понятно, что поля крестьян не могли обрабатываться своевременно и как бы следовало». Наряду с этим автор охарактеризовал жестокий палочный режим, применявшийся помещиками по отношению к крестьянам. Набор рекрутов был обставлен рядом злоупотреблений. Помещики и пасторы обязывали крестьян итти в загонщики во время охоты; в других отношениях крестьяне видели в протестантском пасторе представителя враждебной себе силы. «Домашняя жизнь и служебная деятельность пасторов была исключительно посвящена интересам земным. Они были ни более ни менее как трубою дворянства». «Своим духовным делом пасторы занимались всего меньше. От кирки и службы уклонялись, а латыша буквально ненавидели». Очень ярко выступает в этих записках антирусская агитация немецкого дворянства, попытки возбудить латышского крестьянина против русских, попытки, нередко разоблачавшиеся самими крестьянами. Характерно, что обычные мошенничества русских купцов латышские крестьяне легче прощали, чем презрительное и унижающее отношение немцев. «Латыш любил больше и русского купца, и русскую торговку, чем немца и торгашку латышку, показывающую себя перед латышем немкою».

Много внимания уделил мемуарист вопросу о переходе латышей в православие.

Своеобразие местных отношений хорошо показано в данном произведении.

В пореформенное время крестьянские мемуары стали появляться очень поздно. Они почти не захватывают 60—80 - е годы, а начинают свой рассказ по преимуществу с 90 - х годов (таким образом, хронологически стоят уже за рамками данной книги).

 

[141]

 

В известной мере касается положения деревни в 80 - е годы Семенов — крестьянский писатель - толстовец, но основное содержание и этих записок уходит за пределы рассматриваемого времени.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал