![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы
-Принцип идейности предполагает решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина, сопоставление индивидуальных и общественных интересов с целями и средствами полового воспитания. -Принцип реалистичности подразумевает построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе «положительных» или «отрицательных» крайних стереотипов стандартного здравого смысла. -Принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а поэтому должно учитывать актуальные для воспитываемого поколения прогностические перспективы. -Принцип активности обусловливает ответственность воспитателей за профилактику отрицательных воздействий и инициирует не дожидаться детских вопросов или проблемного поведения, а воспользоваться всеми подходящими ситуациями, а при необходимости создавать их, чтобы обеспечить детей нужной информацией. -Принцип оптимизации задач диктует необходимость достаточно гибко и оперативно соотносить перспективные цели полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей. -Принцип выработки индивидуальных и социальных значений подразумевает, что дети должны не только узнавать о поле и отношениях полов, но и формировать персональное эмоциональное отношение к ним, соотнесенное с социальным значением тех или иных проявлений пола. -Принцип адресности подразумевает, что проведение полового воспитания должно соответствовать уровню психического и физического развития, учитывать социальный и культурный уровень аудитории, региональные стереотипы массового сознания и прочее. -Принцип комплексности диктует планирование и оценку тех или иных конкретных мер как структурных элементов общей системы воспитания, социализации и просвещения. -Принцип непрерывности характеризует динамику полового воспитания как беспрерывного последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующих этапов. -Принцип повторения определяет неоднократное преподнесение образцов и сведений, которое обеспечивает достаточно глубокое их усвоение. -Принцип правдивости исключает ложные ответы и многочисленные способы ухода от ответов на интересующие детей вопросы: говорить всегда правду и только правду в соответствии с возрастом и возможностью понимания [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31]. -Принцип доверия предполагает серьезное отношение к переживаниям и интересам ребенка, желание и готовность понять их и исключает подозрения, выслеживание, тактику «презумпции виновности» ребенка в наличии у него проявлений пола. -Принцип контроля и поддержки выступает против слепого доверия, которое на практике оборачивается равнодушием и сведением системы полового воспитания к стихийно-спонтанной социализации. -Принцип деловитости определяет «тональность» полового воспитания, в рамках которого недопустимы многозначительные намеки и интонации, двусмысленные утверждения и жесты, смущение и беспокойство взрослых. Для воспитателя важно свободное владение тематикой и терминологией без налета постыдности или скабрезности, умение управлять собой и аудиторией. -Принцип чистоты предполагает отнюдь не сведение полового только лишь к нравственной стороне, но нравственное наполнение и оформление данных о поле и отношениях полов, иммунизирующее против цинично-опошленного примитивного отношения к ним. -Принцип понятности и ясности не сводит работу по половому воспитанию к упрощенчеству или аллегориям «из жизни растений», а требует соответствия преподносимых правдивых сведений и желательных образцов этапу формирования личности ребенка, его мировосприятию и возможностям адекватного восприятия [Исаев, Каган, 1988, с.29 – 31]. -Принцип невозбуждения сексуального влечения имеет в виду необходимость удержания сексуального влечения в состоянии минимальной напряженности до выработки достаточно сильных осознаваемых способностей управлять своими влечениями и поведением. Как минимум, это означает, что половое воспитание не должно нести в себе элемента сексуальной стимуляции. Соблюдение этого принципа имеет особое значение в работе с подростками, хотя осуществить это особенно трудно из-за наличия половозрелой гиперсексуальности, а также вследствие того, что половое воспитание часто начинается лишь в этом возрасте
Содержание полового воспитания включает следующие вопросы: 1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности; 2) семья и взаимоотношения в ней; 3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений. При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать: 1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности; 2) их объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме; 3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола; 4) уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме; 5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса; 6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых. Как отмечено выше, пути и методы полового воспитания различны. Это могут быть и специальные занятия с учащимися по отдельным темам, и различные ситуации из жизни, и примеры из художественной литературы, истории и т. д.
|