Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания» является обзором источников по теме вопросов, указанных в задании. В реферате требуется раскрыть суть двух вопросов.
Реферат выполняется на листах формата А4, как в печатном виде, так и в письменном. В печатном варианте размер шрифта должен быть 12 пт.
3) Список использованной литературы.
| №
| Тема вопроса
|
| 1.
| Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
|
| 2.
| Возникновение и тенденции развития естествознания
|
| 3.
| Концепция «двух культур» Ч.П. Сноу.
|
| 4.
| Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство.
|
| 5.
| Социокультурный смысл современного естествознания.
|
| 6.
| Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей.
|
| 7.
| Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.
|
| 8.
| История античного естествознания.
|
| 9.
| Формирование форм научного мышления в эпоху средневековья.
|
| 10.
| Распространение ненаучных знаний - алхимии, астрологии, магии.
|
| 11.
| Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени.
|
| 12.
| Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.
|
| 13.
| Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук.
|
| 14.
| Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII-ХIХ вв.
|
| 15.
| Панорама современного естествознания.
|
| 16.
| Революция в естествознании на рубеже XX века и формирование постклассического типа рациональности.
|
| 17.
| Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления.
|
| 18.
| Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в XX в.
|
| 19.
| Научный метод.
|
| 20.
| Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие.
|
| 21.
| Роль методологии в развитии научного познания.
|
| 22.
| Классификация научных методов и её основания.
|
| 23.
| Соотношение философских, общенаучных и специальных методов.
|
| 24.
| Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни.
|
| 25.
| Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.
|
| 26.
| Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др.
|
| 27.
| Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др.
|
| 28.
| Тенденции развития методологии естественнонаучного познания.
|
| 29.
| Отличительные черты науки.
|
| 30.
| Взаимовлияние науки и культуры.
|
| 31.
| Наука и мораль.
|
| 32.
| «Преднаука» и наука.
|
| 33.
| Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический.
|
| 34.
| Основные концепции развития науки в XX веке.
|
| 35.
| Концепция научных революций Т. Куна.
|
| 36.
| Понятие научной картины мира.
|
| 37.
| Роль естественных и гуманитарных наук в формировании физической, биологической и социальной картин мира.
|
| 38.
| Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности.
|
| 39.
| Развитие естествознания и историческая изменчивость картины мира.
|
| 40.
| Основные этапы развития естественнонаучной картины мира.
|
| 41.
| Особенности донаучной, натурфилософской картины мира.
|
| 42.
| Корпускулярные представления и механистическая картина мира.
|
| 43.
| Электромагнитная картина мира.
|
| 44.
| Тенденции развития современной естественнонаучной картины мира.
|
| 45.
| Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи, повышение её структурной организации.
|
| 46.
| Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.
|
| 47.
| Принципы универсального эволюционизма и синергетика.
|
| 48.
| Порядок и беспорядок в природе, хаос.
|
| 49.
| Самоорганизация неравновесных систем.
|
| 50.
| Вселенная как неравновесная система.
|
| 51.
| Самоорганизация в физике (ячейки Бенара), в химических процессах (реакция Белоусова -Жаботинского), в живой природе (М. Эйген).
|
| 52.
| Антропный принцип существования Вселенной.
|
| 53.
| Кризис классического естествознания.
|
| 54.
| Критика классического детерминизма и формирование вероятностной его формы.
|
| 55.
| Современные представления о пространственно-временных характеристиках микромира.
|
| 56.
| Движение и изменение состояний системы.
|
| 57.
| Формы движения.
|
| 58.
| Взаимодействие как основа движения материи.
|
| 59.
| Типы фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.
|
| 60.
| Энтропия как мера беспорядка в системе.
|
| 61.
| Хаос и порядок в природе.
|
| 62.
| Энтропия и информация.
|
| 63.
| Принципы относительности.
|
| 64.
| Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений.
|
| 65.
| Формирование представлений о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени.
|
| 66.
| Зависимость пространственно-временных параметров от тяготения.
|
| 67.
| Симметрия в живой и неживой природе.
|
| 68.
| Законы сохранения физических величин.
|
| 69.
| Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.
|
| 70.
| Традиции и революция в астрономии XX века.
|
| 71.
| Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции.
|
| 72.
| Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
|
| 73.
| Проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций.
|
| 74.
| Зарождение химических знаний в эпохи Возрождения и Нового времени..
|
| 75.
| Атомно-молекулярная концепция химизма.
|
| 76.
| Эволюционное объяснение явлений химизма.
|
| 77.
| Учение о химической эволюции.
|
| 78.
| Эволюционные законы химии и учение о химической эволюции.
|
| 79.
| Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема.
|
| 80.
| Становление биологической картины и основные этапы ее развития.
|
| 81.
| Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания.
|
| 82.
| Биологические знания средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
|
| 83.
| Проблема возникновения жизни.
|
| 84.
| Основные концепции происхождения жизни: панспермия, самопроизвольное зарождение, креационизм, витализм и др.
|
| 85.
| Концепция биохимической эволюции.
|
| 86.
| Существенные черты живого.
|
| 87.
| Возникновение эволюционного учения.
|
| 88.
| Теория естественного отбора Ч.Дарвина.
|
| 89.
| Антропогенез и его основные этапы.
|
| 90.
| Основные этапы развития генетики.
|
| 91.
| Природа мутаций.
|
| 92.
| Основные направления современного развития генетики.
|
| 93.
| Генетика и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
|
| 94.
| Понятие самоорганизации.
|
| 95.
| Самоорганизация в живой и неживой природе.
|
| 96.
| Самоорганизация и кибернетика.
|