Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания» является обзором источников по теме вопросов, указанных в задании. В реферате требуется раскрыть суть двух вопросов.
Реферат выполняется на листах формата А4, как в печатном виде, так и в письменном. В печатном варианте размер шрифта должен быть 12 пт.
3) Список использованной литературы.
№
| Тема вопроса
|
1.
| Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
|
2.
| Возникновение и тенденции развития естествознания
|
3.
| Концепция «двух культур» Ч.П. Сноу.
|
4.
| Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство.
|
5.
| Социокультурный смысл современного естествознания.
|
6.
| Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей.
|
7.
| Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.
|
8.
| История античного естествознания.
|
9.
| Формирование форм научного мышления в эпоху средневековья.
|
10.
| Распространение ненаучных знаний - алхимии, астрологии, магии.
|
11.
| Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени.
|
12.
| Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.
|
13.
| Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук.
|
14.
| Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII-ХIХ вв.
|
15.
| Панорама современного естествознания.
|
16.
| Революция в естествознании на рубеже XX века и формирование постклассического типа рациональности.
|
17.
| Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления.
|
18.
| Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в XX в.
|
19.
| Научный метод.
|
20.
| Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие.
|
21.
| Роль методологии в развитии научного познания.
|
22.
| Классификация научных методов и её основания.
|
23.
| Соотношение философских, общенаучных и специальных методов.
|
24.
| Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни.
|
25.
| Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.
|
26.
| Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др.
|
27.
| Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др.
|
28.
| Тенденции развития методологии естественнонаучного познания.
|
29.
| Отличительные черты науки.
|
30.
| Взаимовлияние науки и культуры.
|
31.
| Наука и мораль.
|
32.
| «Преднаука» и наука.
|
33.
| Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический.
|
34.
| Основные концепции развития науки в XX веке.
|
35.
| Концепция научных революций Т. Куна.
|
36.
| Понятие научной картины мира.
|
37.
| Роль естественных и гуманитарных наук в формировании физической, биологической и социальной картин мира.
|
38.
| Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности.
|
39.
| Развитие естествознания и историческая изменчивость картины мира.
|
40.
| Основные этапы развития естественнонаучной картины мира.
|
41.
| Особенности донаучной, натурфилософской картины мира.
|
42.
| Корпускулярные представления и механистическая картина мира.
|
43.
| Электромагнитная картина мира.
|
44.
| Тенденции развития современной естественнонаучной картины мира.
|
45.
| Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи, повышение её структурной организации.
|
46.
| Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.
|
47.
| Принципы универсального эволюционизма и синергетика.
|
48.
| Порядок и беспорядок в природе, хаос.
|
49.
| Самоорганизация неравновесных систем.
|
50.
| Вселенная как неравновесная система.
|
51.
| Самоорганизация в физике (ячейки Бенара), в химических процессах (реакция Белоусова -Жаботинского), в живой природе (М. Эйген).
|
52.
| Антропный принцип существования Вселенной.
|
53.
| Кризис классического естествознания.
|
54.
| Критика классического детерминизма и формирование вероятностной его формы.
|
55.
| Современные представления о пространственно-временных характеристиках микромира.
|
56.
| Движение и изменение состояний системы.
|
57.
| Формы движения.
|
58.
| Взаимодействие как основа движения материи.
|
59.
| Типы фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.
|
60.
| Энтропия как мера беспорядка в системе.
|
61.
| Хаос и порядок в природе.
|
62.
| Энтропия и информация.
|
63.
| Принципы относительности.
|
64.
| Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений.
|
65.
| Формирование представлений о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени.
|
66.
| Зависимость пространственно-временных параметров от тяготения.
|
67.
| Симметрия в живой и неживой природе.
|
68.
| Законы сохранения физических величин.
|
69.
| Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.
|
70.
| Традиции и революция в астрономии XX века.
|
71.
| Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции.
|
72.
| Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
|
73.
| Проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций.
|
74.
| Зарождение химических знаний в эпохи Возрождения и Нового времени..
|
75.
| Атомно-молекулярная концепция химизма.
|
76.
| Эволюционное объяснение явлений химизма.
|
77.
| Учение о химической эволюции.
|
78.
| Эволюционные законы химии и учение о химической эволюции.
|
79.
| Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема.
|
80.
| Становление биологической картины и основные этапы ее развития.
|
81.
| Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания.
|
82.
| Биологические знания средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
|
83.
| Проблема возникновения жизни.
|
84.
| Основные концепции происхождения жизни: панспермия, самопроизвольное зарождение, креационизм, витализм и др.
|
85.
| Концепция биохимической эволюции.
|
86.
| Существенные черты живого.
|
87.
| Возникновение эволюционного учения.
|
88.
| Теория естественного отбора Ч.Дарвина.
|
89.
| Антропогенез и его основные этапы.
|
90.
| Основные этапы развития генетики.
|
91.
| Природа мутаций.
|
92.
| Основные направления современного развития генетики.
|
93.
| Генетика и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
|
94.
| Понятие самоорганизации.
|
95.
| Самоорганизация в живой и неживой природе.
|
96.
| Самоорганизация и кибернетика.
|