Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мессия как второй моисей
В раввинистической литературе часто проводятся параллели между схожими фактами. Иногда такое сравнение производится по принципу «от простого к сложному». Иногда сущность явления переносится в жизнь с подходящей иллюстрацией. Подобным же образом и мессианская концепция создала свой собственный, фигуральный язык. Одна из наиболее часто используемых параллелей — это уподобление Мессии «первому спасителю» — Моисею. Среди христиан подобная параллель появляется вместе с заявлением Христа: «...Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5: 46). Те, кто слушал Его, бывало, восклицали: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки...» (Ин. 1: 45). Говоря о Мессии, христианские теологи иногда используют такое понятие, как Moses redivivus — «Моисей, возвращенный к жизни» или «новый» Моисей. Это определение основывается на словах Петра и Стефана из Деяний 3: 22 и 7: 37, ссылавшихся на один стих из Писания. Во Второзаконии 18: 15, 18-19 мы находим следующее обетование: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте... Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его... А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Обетование, приведенное выше, акцентирует внимание на том факте, что обещанный Пророк будет говорить во имя Божье и слова его будут обладать Божественной властью. Иудейские экзегеты считают, что эта ссылка относится к Иисусу Навину (Иешуа бен Нун) или к «пророку народов» Иеремии. Кажется, однако, что эти стихи более разумно отнести к Мессии, как говорит рабби Леви бен Гершом: «Воистину Мессия является таким пророком, о Котором говорится в Мидраше: “Вот, раб Мой будет благоуспешен” (Ис.52: 13)... Своими чудесами Он сделал Моисея благоуспешным в приведении лишь одного народа к служению Богу, но Мессия приведет всех людей на земле к служению Ему».[88] Таргум добавляет к этому стиху истолкование, которое имеет огромное значение с точки зрения христианской теологии: «Господь Бог ваш, Духом Святым, воздвигнет Пророка из вас, который будет подобен Мне» и «Пророк, которого Я воздвигну из вашего братства, Духом Святым».[89] Еще раз мы сталкиваемся с мессианскими ожиданиями, в которых присутствуют надысторические[90] элементы: Бог даст Своему народу пророка, который будет говорить во имя Его, который будет зачат от Духа Святого и дела которого будут сопровождаться чудесами. В таком методе есть опасность, известная как «историко-пророческая перспектива» исключения этих мистических составляющих из древних мессианских ожиданий. Более того, следование этим путем не проявляет с лучшей стороны мессианскую надежду, как это на самом деле имеет место в истории, вопреки взываниям к историческому критицизму. В то же самое время, как мы видели, новозаветная христология сужается. Очень даже может быть, что раввинистическая экзегеза одухотворяет и «аллегоризирует», что она как бы «потворствует» символизму и преувеличивает его, но Новый Завет делает в точности то же самое. Это одна из специфических характеристик мессианских ожиданий.
|