![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон предложения
Важным инструментом рыночной экономики является предложение. Предложение – это готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное коли- чество данного товара. В этом понятии также надо видеть два аспекта: готовность товаропроизводителя удовлетворить рыночный спрос на данный товар; реальную возможность этого товаропроизводителя произвести и поставить на рынок прогнозируемый товар. Между рыночной ценой товара и тем количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям, существует прямая зависимость, характер которой выражает закон предложения. Суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении. Зависимость предложения от цены характеризует коэффициент эластичности предложения (К э.п.), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1%. Для расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула: где Q – количество предлагаемого товара при соответствующей цене; Ц – цены на товар На графике кривая предложения выглядит следующим образом (рис. 5): Ц кривая предложения
Q
Рис. 5 – Влияние цены на предложение
Значительно большее влияние на изменение величины предложения оказывают неценовые факторы, такие как: доля товара на рынке. Недостаток товара на рынке позволяет производителям и поставщикам удерживать высокие цены и получать хорошую прибыль до тех пор, пока рынок не насытится данным товаром; необходимость товара и востребованность его потребителями обеспечивает постоянно высокий спрос на него, а, следовательно, побуждает поставщиков увеличивать объемы поставок; цены на материальные, трудовые, природные, информационные ресурсы. Снижение стоимости ресурсов, используемых для производства и продвижения товаров, дает возможность увеличивать предложение; государственное регулирование экономических процессов в стране (налоговая, ценовая, инвестиционная, таможенная политика). Например, льготы по налогу на прибыль, которые имели фармацевтические предприятия, способствовали увеличению производства лекарственных средств. Отмена льгот сокращает предложение на рынке; число продавцов на рынке (конкуренция на рынке одноименных товаров). Увеличение количества субъектов, предлагающих одинаковые товары, ведет к росту предложения. Насыщение ранка способствует снижению цен, повышению качества оказываемых услуг.
|