Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последовательность выполнения работы. Основные теоретические сведенияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Основные теоретические сведения Учебный план (УП) – это государственный документ, определяющий содержание и общие условия обучения. Он разрабатывается на основе требований квалификационной характеристики рабочего с учетом типа учебного заведения, общих целей и задач подготовки. В УП определяется состав изучаемых предметов по циклам (блокам), их объем по неделям, полугодиям, годам и на весь период обучения, устанавливается порядок подключения дисциплин, время по видам обучения (теоретическое, лабораторное и практическое), формы контроля, а также дается общая характеристика учебного процесса. В настоящее время многие учебные заведения участвуют в формировании учебного плана подготовки рабочих. При этом учитываются тенденции в образовательном процессе, новые подходы и идеи в разработке учебных планов и конкретные условия региона и его требования к подготовке рабочих. Преодолеваются такие недостатки существующих учебных планов подготовки рабочих как многопредметность, жесткое соотношение теоретического и производственного обучения, несоответствие требованиям производства, науки и техники, излишняя регламентированность в перечне дисциплин, их объеме и т.д. Последовательность выполнения работы
1. Приступить к изучению учебных планов. 2. Выбрать для анализа учебный план подготовки рабочих по одной из профессии. 3. Изучить структуру и содержание выбранного учебного плана. 3.1. Выписать: точное название профессии, специальностей, по которым осуществляется подготовка рабочих; срок обучения и требуемую общеобразовательную базу. 3.2. Выделить и распределить дисциплины по циклам: - общеобразовательный цикл; - общетехнический цикл; - специальный цикл. 3.3. Определить соотношение часов, отводимых на циклы (табл. 1)
Таблица 1- Соотношение часов, отводимых на циклы
3.4. Сделать выводы по результатам табл. 1 3.5. Подсчитать среднее число предметов за год: Nd Nh = ______ T где Nh – число предметов за год; Nd – общее количество предметов в учебном плане; T - срок подготовки. 3.6. Сравнить полученное Nh со средними показателями Nh в России и других странах: Россия: для НПО – 5, 6 профшкола (Швеция) – 6.0 ВУЗ – 8.0 в Гамбурге – 3.3 Ср. школа – 1.7 школа (Дженерал – Моторс – США) – 3.0 Техникум – 6.8 профшкола 3.7. Определить способ подключения предметов профцикла (последовательный, параллельный, смешанный). Отразите Ваш взгляд в табл.2. Таблица 2 - Способы подключения предметов профессионального цикла
Параллельное подключение имеет место, когда изучение дисциплин начинается одновременно. Характерно в случае небольшого срока подготовки и значительном числе предметов. Однако при этом трудно устанавливать межпредметные связи. Последовательное подключение имеет место, когда изучался общеобразовательный блок дисциплин, затем подключается другой блок предметов и т.д. Для смешанного подключения характерны признаки параллельного и последовательного способов. 3.8. Составить наиболее оптимальный недельный график прохождения дисциплин учебного плана в одно из полугодий. Для этого нужно выбрать любое полугодие, установить объем часов в неделю по каждой изучаемой дисциплине. После этого дисциплины распределить по дням недели (типа расписания на неделю табл.3.)
Таблица 3 - Расписание на неделю
и т.д. * Необходимо учесть фактор межпредметных связей; В день ставится 6 часов занятости. Урок производственного обучения длится 6 часов. 3.9. Установить длительность полугодий, каникул, видов практик, их длительность и сроки прохождения (использовать при необходимости сводно-тематический план). 4. Какие из перечисленных идей, на Ваш взгляд, реализованы в УП? Идея гуманитаризации профессионального образования. В современном понимании гуманитаризация профессионально- технического образования предполагает: формирование у учащихся особой человеческой формы отношения к миру техники, производства и производительных отношений; соединение теоретических знаний с личностными ценностями, потребностями и интересами; продолжающуюся общеобразовательную подготовку учащихся; придание производственно-прикладной направленности преподаванию дисциплин гуманитарной направленности; насыщение преподавания специальных предметов и практического обучения всем арсеналом знаний основ наук; формирование понимания учащимися своей роли и места в производстве, эстетического отношения к собственному труду, развитие их профессионального творчества, формирование профессиональной этики и экологическое воспитание, подготовка к созданию семьи. В русле реализации идеи гуманитаризации вводятся курсы, связанные с раскрытием взаимодействия природы и человека, человека и техники, между социальным и профессиональным и т.д.; разрабатываются вариативные модули, связанные с развитием творческих и индивидуальных возможностей учащихся. Идея демократизации проявляются в расширении прав, активности и самостоятельности педколлективов и учащихся. На уровне содержания образования рабочих эта идея предполагает наличие возможности свободного выбора дисциплин, определение некоторых предметов самими учебными заведениями. Идея гибкости содержания предусматривает возможность варьирования предметов, их объема, блоков и циклов в зависимости от профессий, базового образования и т.д. в целом даёт возможность учёта разнообразных условий и факторов функционирования учебного процесса, индивидуализации обучения. Реализация идеи непрерывности учитывает: 1. Базовое образование, которое уже имеется у учащегося; 2. Создание условий для дальнейшего повышения образования. Идея интеграции. Дисциплины интегрируются в блоки, циклы. Возможна интеграция дисциплин общенаучного и технического направлений («физика + электротехника»). Отразите ваш взгляд в табл.4. Таблица 4 - Интеграция дисциплин общенаучного и технического направлений
3. Дать характеристику места производственного обучения в УП. Заполнить табл. 5.
Таблица 5- Характеристика места производственного обучения в УП
Процент занятости = Ф1 × 100%, Ф2 где Ф1 – фонд учебного времени по ПО за курс, Ф2 – фонд учебного времени на теоретическое обучение и ПО в год. 6. Сделать выводы по работе. Основная литература 1. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, 2. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: Дополнительная Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с. 3. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище [Текст]. – М.: ВНШ ПТО, 1985. – 64 с. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 Тема: Изучение и дидактический анализ содержания дисциплин учебного плана подготовки по рабочим профессиям. Цель работы: формирование умения анализировать учебный материал на основе построения структурно-логических схем. Оснащение: Комплект учебно-программной документации, учебники, учебные пособия.
|