Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность выполнения работы. Основные теоретические сведения






Основные теоретические сведения

Учебный план (УП) – это государственный документ, определяющий содержание и общие условия обучения. Он разрабатывается на основе требований квалификационной характеристики рабочего с учетом типа учебного заведения, общих целей и задач подготовки.

В УП определяется состав изучаемых предметов по циклам (блокам), их объем по неделям, полугодиям, годам и на весь период обучения, устанавливается порядок подключения дисциплин, время по видам обучения (теоретическое, лабораторное и практическое), формы контроля, а также дается общая характеристика учебного процесса.

В настоящее время многие учебные заведения участвуют в формировании учебного плана подготовки рабочих. При этом учитываются тенденции в образовательном процессе, новые подходы и идеи в разработке учебных планов и конкретные условия региона и его требования к подготовке рабочих.

Преодолеваются такие недостатки существующих учебных планов подготовки рабочих как многопредметность, жесткое соотношение теоретического и производственного обучения, несоответствие требованиям производства, науки и техники, излишняя регламентированность в перечне дисциплин, их объеме и т.д.

Последовательность выполнения работы

 

1. Приступить к изучению учебных планов.

2. Выбрать для анализа учебный план подготовки рабочих по одной из профессии.

3. Изучить структуру и содержание выбранного учебного плана.

3.1. Выписать: точное название профессии, специальностей, по которым осуществляется подготовка рабочих; срок обучения и требуемую общеобразовательную базу.

3.2. Выделить и распределить дисциплины по циклам:

- общеобразовательный цикл;

- общетехнический цикл;

- специальный цикл.

3.3. Определить соотношение часов, отводимых на циклы (табл. 1)

 

Таблица 1- Соотношение часов, отводимых на циклы

  ЦИКЛ Число часов Сумма часов % от общ. числа часов
1 курс 2 курс 3 курс
Общеобразовательный Общетехнический (общепрофессиональный) Специальный          

3.4. Сделать выводы по результатам табл. 1

3.5. Подсчитать среднее число предметов за год:

Nd

Nh = ______

T

где Nh – число предметов за год; Nd – общее количество предметов в учебном плане; T - срок подготовки.

3.6. Сравнить полученное Nh со средними показателями Nh в России и других странах:

Россия: для НПО – 5, 6 профшкола (Швеция) – 6.0

ВУЗ – 8.0 в Гамбурге – 3.3

Ср. школа – 1.7 школа (Дженерал – Моторс – США) – 3.0

Техникум – 6.8 профшкола

3.7. Определить способ подключения предметов профцикла (последовательный, параллельный, смешанный). Отразите Ваш взгляд в табл.2.

Таблица 2 - Способы подключения предметов профессионального цикла

Предметы 1год 2 год 3 год
1полуг. 2полуг. 1полуг. 2полуг. 1полуг. 2полуг.
ПО            
Спецтехнология            
Черчение и т.д.            

 

Параллельное подключение имеет место, когда изучение дисциплин начинается одновременно. Характерно в случае небольшого срока подготовки и значительном числе предметов. Однако при этом трудно устанавливать межпредметные связи.

Последовательное подключение имеет место, когда изучался общеобразовательный блок дисциплин, затем подключается другой блок предметов и т.д.

Для смешанного подключения характерны признаки параллельного и последовательного способов.

3.8. Составить наиболее оптимальный недельный график прохождения дисциплин учебного плана в одно из полугодий. Для этого нужно выбрать любое полугодие, установить объем часов в неделю по каждой изучаемой дисциплине. После этого дисциплины распределить по дням недели (типа расписания на неделю табл.3.)

 

Таблица 3 - Расписание на неделю

  Дисциплины Дни недели
ПН ВТ СР ЧТ ПН СБ
1.            
2.            

и т.д.

* Необходимо учесть фактор межпредметных связей;

В день ставится 6 часов занятости.

Урок производственного обучения длится 6 часов.

3.9. Установить длительность полугодий, каникул, видов практик, их длительность и сроки прохождения (использовать при необходимости сводно-тематический план).

4. Какие из перечисленных идей, на Ваш взгляд, реализованы в УП?

Идея гуманитаризации профессионального образования. В современном понимании гуманитаризация профессионально- технического образования предполагает: формирование у учащихся особой человеческой формы отношения к миру техники, производства и производительных отношений; соединение теоретических знаний с личностными ценностями, потребностями и интересами; продолжающуюся общеобразовательную подготовку учащихся; придание производственно-прикладной направленности преподаванию дисциплин гуманитарной направленности; насыщение преподавания специальных предметов и практического обучения всем арсеналом знаний основ наук; формирование понимания учащимися своей роли и места в производстве, эстетического отношения к собственному труду, развитие их профессионального творчества, формирование профессиональной этики и экологическое воспитание, подготовка к созданию семьи.

В русле реализации идеи гуманитаризации вводятся курсы, связанные с раскрытием взаимодействия природы и человека, человека и техники, между социальным и профессиональным и т.д.; разрабатываются вариативные модули, связанные с развитием творческих и индивидуальных возможностей учащихся.

Идея демократизации проявляются в расширении прав, активности и самостоятельности педколлективов и учащихся. На уровне содержания образования рабочих эта идея предполагает наличие возможности свободного выбора дисциплин, определение некоторых предметов самими учебными заведениями.

Идея гибкости содержания предусматривает возможность варьирования предметов, их объема, блоков и циклов в зависимости от профессий, базового образования и т.д. в целом даёт возможность учёта разнообразных условий и факторов функционирования учебного процесса, индивидуализации обучения.

Реализация идеи непрерывности учитывает:

1. Базовое образование, которое уже имеется у учащегося;

2. Создание условий для дальнейшего повышения образования.

Идея интеграции. Дисциплины интегрируются в блоки, циклы. Возможна интеграция дисциплин общенаучного и технического направлений («физика + электротехника»). Отразите ваш взгляд в табл.4.

Таблица 4 - Интеграция дисциплин общенаучного и технического направлений

Идеи Наличие идей в УП В чем проявилось наличие идеи в УП?
Интеграция Гибкость Гуманитаризация Демократизация Преемственность Индивидуализация образования    

3. Дать характеристику места производственного обучения в УП. Заполнить табл. 5.

 

Таблица 5- Характеристика места производственного обучения в УП

Характеристики места ПО УП
1. Объем часов 2. % соотношение от общего объема часов по УП 3. Сроки обучения в мастерских 4. Сроки обучения на предприятии 5. % занятости уч-ся по ПО по курсам: 1курс 2 курс 3 курс 4 курс  

 

Процент занятости = Ф1 × 100%,

Ф2

где Ф1 – фонд учебного времени по ПО за курс, Ф2 – фонд учебного времени на теоретическое обучение и ПО в год.

6. Сделать выводы по работе.

Основная литература

1. Методика профессионального обучения: схемы, таблицы, комментарии [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк,
Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 148 с. (Б-ка высш. проф.-пед. образования).

2. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]:
учеб. пособие для студентов профессионально-педагогических специальностей / Н.Е. Эрганова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 160 с.

Дополнительная

Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 336 с.

3. Подготовка преподавателя к занятиям по спецтехнологии в среднем профтехучилище [Текст]. – М.: ВНШ ПТО, 1985. – 64 с.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Изучение и дидактический анализ содержания дисциплин учебного плана подготовки по рабочим профессиям.

Цель работы: формирование умения анализировать учебный материал на основе построения структурно-логических схем.

Оснащение: Комплект учебно-программной документации, учебники, учебные пособия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал