Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОУЧЕНIЕ 25-Е.






О томъ, что игуменъ долженъ изъискивать и употреблять всѣ средства, чтобы проходящiе поприще мученическаго повиновенiя были въ благодушiи, дабы, одержавъ надъ врагами побѣ ду, они получили въ награду вѣ чные вѣ нцы отъ Подвигоположника Бога.

Братiя и отцы! Те, которые ратоборствуютъ въ народныхъ браняхъ, имѣ ютъ своихъ учителей, которые

руководятъ ихъ, обучаютъ военному искусству, и показываютъ имъ, какъ и откуда нападать на враговъ, дабы удобнѣ е йобѣ дить ихъ, и многое другое, что способствуетъ къ одержанiю побѣ ды. Такъ и намъ, смиреннымъ, должно поступать съ вами, борцами и страдальцами Христовыми, которые боретесь на поприщѣ мученическаго повиновенiя; должно говорить и дѣ лать для васъ все, что служитъ въ вашему утѣ шенiю, къ мужеству, къ благодушiю, къ терпѣ нiю, къ благонадежiю, что приводитъ васъ къ навыку въ вашемъ добромъ подвигѣ, дабы вамъ побѣ дить враговъ своихъ, и получить вѣ нцы, не временные, но вѣ чные отъ Подвигоположника Бога.

Посмотримъ же, если вамъ угодно, какъ тѣ приготовляются къ войнѣ, и изъ ихъ примѣ ра увидимъ, что требуется для насъ. Они, когда наступитъ время ратоборства, и даже еще прежде сего времени, не живутъ по прежнему, и какъ случится, по приготовляются, постятся и подвергаются трудностямъ, дабы прiучиться къ ожидающимъ ихъ трудамъ, и пользуются всякаго рода обученiемъ, такъ что имъ возбраняется даже проводить время въ праздности, и употреблять пищу и питiе, которые не приносятъ имъ пользы, и изъискиваютъ и употребляютъ еще и другiя средства, чтобы умѣ ренно питать и укрѣ плять тѣ ло. И разговоръ ихъ днемъ и ночью не о чемъ иномъ, какъ только о томъ, какъ дѣ йствовать, дабы одержать побѣ ду, какъ нападать, когда выйдутъ на мѣ сто дѣ йствiя, и гдѣ отступать, или кто кого поразитъ изъ непрiятелей. Итакъ, они употребляютъ много трудовъ. Для чего же? Дабы одержать побѣ ду, получить тлѣ нные вѣ нцы и временныя награды, чтобы порадовать зрителей и посрамить побѣ жденныхъ. Если же такъ поступаютъ они съ такою обдуманностiю и разсмотрительностiю; сколько же, по вашему мнѣ нiю, должно имѣ ть намъ и вамъ тщательности, заботливости, разсмотрительности, попеченiя, бдительности и вниманiя о томъ и о семъ, къ тому и другому? Ибо супостатъ, соперникъ и врагъ нашъ не неопытенъ и не новоначальный, не нерадивъ и не лѣ нивъ; но противустоя намъ, великое и невыразимое попеченiе имѣ етъ о томъ, откуда напасть на насъ, какъ нанести намъ ударъ, гдѣ насъ уязвить, какимъ образомъ бросить и вонзить въ насъ стрѣ лы, уловить сѣ тьми, и какъ низринутъ и повергнуть долу смиреннаго инока и страдальца благочестiя.

Итакъ, не великъ ли нашъ подвигъ? Не великое ли намъ нужно попеченiе? Не великая ли тщательность? Не потребно ли намъ воздѣ ть руки къ небу и сказать: Призри, Господи, отъ Святаго жилища Твоего, воздвигни силу Твою, и прiиди во еже спасти насъ (Псал. 79, 3). Много нужно намъ обучаться и внимать сему, и никогда и никуда не обращать ума и мыслей нашихъ, какъ только къ сему, и притомъ со смиренiемъ и сокрушенiемъ сердца, съ надеждою и мужествомъ души, съ чистоiо и испытанною вѣ рою и съ послушанiемъ, дабы врагъ, видя это, убоялся и возвратился вснять. Никогда непопуститъ Господь подвижнику добродѣ тели впасть въ унынiе, если сей призываетъ Его въ помощь; на Него бо, сказано, упова сердце мое, и поможе ми, и процвѣ те плоть моя (Псал. 27, 7). А когда Господь будетъ помогать намъ, то кто можетъ противостать, или кто можетъ побѣ дить насъ? Никто. Но если тысячи и тмы враговъ возстанутъ, таковый не устрашится; ибо Именемъ Господнимъ побѣ дитъ и расточитъ ихъ, хотя и не въ короткое время. Ибо врагъ не перестаетъ бороться многiе и многiе годы; но не можетъ какимъ-либо образомъ пресѣ чь усердiе, когда при помощи Божiей уповаемъ на побѣ ду и вѣ чное наслажденiе. Тамъ одинъ день проводятъ въ борьбѣ, и побѣ дители увѣ нчиваются, радуются и веселятся; но радость ихъ не всегдашняя, а только на нѣ которое время, и опять они бываютъ какъ не побѣ дившiе. Не такъ бываетъ въ предлежащихъ намъ подвигахъ; ибо если кто сподобится побѣ дить, тотъ блаженъ и преблаженъ; потому что, если онъ однажды увѣ нчается нетлѣ нными вѣ нцами, то безъ конца будутъ его радость и ликованiе, слава, свѣ тлость и веселiе, и не на маломъ поприщѣ, и не предъ малымъ собранiемъ временнымъ и скоро расходящимся, но тамъ, гдѣ ликъ и предстоянiе Ангеловъ, гдѣ страхъ и трепетъ неизреченный, тамъ гдѣ открываются дѣ ла и слова, тамъ гдѣ звучитъ труба и гдѣ всеобщiй вопль, гдѣ свивается небо, земля кипитъ и трясется, звѣ зды падаютъ, солнце темнѣ етъ, луна помрачается, всѣ стихiи измѣ няются, рѣ ка течетъ и клокочетъ съ великимъ шумомъ; кипятъ смертоносные и ядовитые черви, и стремятся пожирать тѣ ла грѣ шниковъ; пропасти самыя мрачныя разверзаются и ждутъ осужденныхъ, готовятся узы вязать жилы, кости и члены. И кто можетъ выразить всю скорбь, которая встрѣ титъ грѣ шниковъ, какъ и праведниковъ радость и веселiе?

Горе, горе тогда побѣ жденному; ибо презрѣ нный и обезчещенный предъ Ангельскими силами, онъ будетъ стоять въ печали и сѣ тованiи, съ поникшимъ лицемъ, не смѣ я даже поднять очей своихъ за свое безумiе и безразсудность; за тѣ мъ связанный, влекомый и бiемый, онъ преданъ будетъ страшнымъ ангеламъ, которые ввергнутъ его въ вѣ чныя мученiя вмѣ стѣ съ прельстившими его бѣ сами, на погибель плоти, содѣ лавшей злое, и на сожженiе души, послушавшей лукаваго, и преданъ будетъ безконечному мученiю. Какая польза такому, хотя бы онъ дожилъ и до скончанiя вѣ ка, хотя бы и насладился всѣ мъ вожделѣ ннымъ въ мiрѣ, всѣ ми сладостями и прелестями? Поистинѣ онъ понесъ великое лишенiе, подвергся жалкому обману; въ полномъ смыслѣ получилъ одну мѣ дницу, и потерялъ безчисленные таланты золота; поистинѣ продалъ себя за одинъ мѣ дный динарiй, и купилъ вѣ чныя мученiя; поистинѣ предпочелъ наслажденiе одного дня, а лучше сказать и ни одного часа, и лишился безконечнаго Царства. Жалокъ онъ, какъ содѣ лавшiй достойное жалости, окаяненъ, какъ поступившiй окаянно. Лучше, если бы онъ осужденъ былъ, какъ безсловесное животное, нежели, будучи разумнымъ, подвергся вѣ чному мученiю.

Но прiиди, посмотри на подвижника Христова, благоразумно разсудившаго, который продалъ все, и волю, и желанiя, и стяжалъ одного бисера Христа, котораго льстецъ не могъ прельстить здѣ шними наслажденiями. Скажемъ съ Апостоломъ, онъ вмѣ ненъ былъ, яко льстецъ, (2 Кор. 6, 8) не прельстившiйся страстьми, но сохранивъ душу непорабощенною отъ страстей, и возжелавъ быть только рабомъ Господнимъ; не подвергся онъ посмѣ янiю подобно многимъ, но осмѣ ялъ и посмѣ ялся мiру и поруганнымъ отъ него, — тѣ мъ которые прилѣ пились къ злому, лукавому и вредному, какъ бы къ доброму, вожделѣ нному и полезному: былъ воздержанъ, отвергъ плотскiя наслажденiя, возлюбилъ дѣ вство, нестяжательность, молитву и прочiя добродѣ тели, и возненавидѣ лъ грѣ хи и беззаконiя. Такъ мудро онъ разсудилъ; если даже онъ имѣ лъ всякое человѣ ческое благополучiе, и отрекся его и оставилъ его ради Бога, то онъ не сдѣ лалъ ничего великаго, но оставилъ какъ бы одну мѣ дницу, или ничтожную славу одного дня, а получилъ безчисленныя сокровища и безконечную честь; вотъ чему онъ уподобился. Смотри, какъ онъ тамъ будетъ ликовать, веселиться, радоваться, какъ будетъ благословлять свою благую рѣ шимость, своихъ добрыхъ наставниковъ и десныхъ своихъ предстоятелей. И, да не продолжимъ слово, веселiю одного не будетъ конца, а для другаго напротивъ не будутъ имѣ ть конца скорбь, печаль и мученiе съ великимъ стыдомъ и срамомъ.

Итакъ, хотя бы мы были и камни, но должны придти въ чувство и похвалить доброе дѣ ло, которое мы сдѣ лали, величайшее и блаженное, т, е., что оставили мiръ, стали иноками и проводимъ жизнь въ дѣ вствѣ. Для чего я это сказалъ? Дабы приложить намъ восхожденiе къ восхожденiю, усердiе къ усердiю, и какъ бы получивши крылья, и разогрѣ вши сердца, возлетѣ ть намъ добродѣ телью къ Богу, отнюдь ни въ чемъ не давая мѣ ста дiаволу обладать нами. Итакъ, да исчезнетъ тщеславiе, да бѣ житъ преслушанiе, да отгонится ропотъ, клевета, дерзость, многословiе, лѣ ностъ, спорливость, прекословiе, зависть, злословiе и всякая гнусная страсть. И пусть пребываетъ съ дерзновенiемъ и сiяетъ доброе, вожделѣ нное и боготворное смиренномудрiе, небозванное послушанiе, Христородительное дѣ вство, просвѣ тительное умиленiе, радостотворный плачъ, и всякое другое священное дѣ ланiе. О дабы всѣ мъ намъ, какъ причастникамъ сихъ дѣ ланiй, быть наслѣ дниками Небеснаго Царства о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал