Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О всепагубной дерзости.
Чада мои духовные и братiя честнѣ йнiiе! Не лѣ нюсь я часто говорить вамъ и утверждать васъ словами истины, дабы кто-либо изъ васъ отъ невѣ денiя или нерадѣ нiя не былъ уязвленъ какимъ-либо образомъ жаломъ смерти, т, е. грѣ хомъ, не преступилъ бы заповѣ ди и не содѣ лалъ бы чего-либо не должнаго, тѣ мъ больше, что злокозненный сатана находитъ въ иныхъ мѣ сто и тогда, когда я исполняю свое дѣ ло. А за всѣ ваши грѣ хи, какъ бы вы ни согрѣ шали, я окаяннѣ йшiй долженъ дать отвѣ тъ въ день правосудiя и откровенiя Владыкѣ Богу, если только не предостерегу васъ, если напередъ не утвержду и не научу васъ. Горе мнѣ! Нахожусь я въ чинѣ пастыря, тогда какъ и овцею бы не достоинъ называться. Что буду отвѣ чатъ? Чѣ мъ буду оправдываться? Самъ тма, а стараюсь просвѣ тить другихъ, самъ въ язвахъ отъ страстей, а хочу исцѣ литъ больныхъ. Но ради любви къ вамъ и ради отеческаго повелѣ нiя я одинъ хочу страдать, только бы вамъ избѣ жать вреда. Ибо я каждый день помышляю, братiя мои, и разсуждаю о томъ, каково судилище Божiе, и какъ Богъ ищетъ того, чтобы человѣ къ, и особенно служитель слова былъ цѣ лъ и совершенъ во всякой добродѣ тели. Итакъ, что же мнѣ дѣ лать? Къ кому обратиться? Кого призвать на помощь? Остается одно, чтобы при молитвахъ господина и отца нашего, и вы поддержали меня своими молитвами, дабы, ими укрѣ пляемый я могъ наставлять васъ, какъ должно, подвизаться противъ страстей своихъ, и преуспѣ вать въ исполненiи воли Божiей. Царствiе небесное предъ нами, братiя мои, восхитимъ его исполненiемъ заповѣ дей, не будемъ любить удовольствiя, не будемъ лѣ питься, удалимся мiра и того, что въ мiрѣ, подъимемся выше бури страстей, вознесемся выше духовъ лукавствiя, спасемъ себя въ тихомъ пристанищѣ вѣ чной жизни. Какое горестное мученiе ожидаетъ лѣ нивыхъ! Каковы ярость и гнѣ въ на всякой душѣ, дѣ лающей злое, всякаго монаха и христiанина, а болѣ е монаха, ибо насколько мы выше почтены, настолько потребуется отъ насъ и непорочность нашей жизни. Временна скорбь, отъ понужденiя, но вѣ чно отъ сего наслажденiе. Итакъ, прiобучимъ себя ко благому, понуждая себя во всемъ, и въ ястiи, и во снѣ, и во гнѣ вѣ, и въ грѣ ховныхъ помыслахъ, и во всемъ другомъ. Если мы такимъ образомъ потрудимся и понудимъ себя, то Богъ укрѣ питъ насъ, и будетъ намъ ровенъ и гладокъ путь добродѣ тели. Грѣ хъ же тяжекъ, исполненъ стремнинъ, скорбенъ, теменъ, мерзокъ и гибеленъ. Итакъ, послушайте меня чада мои: да шествуемъ прискорбнымъ и вмѣ стѣ безскорбнымъ, тѣ снымъ и вмѣ стѣ отраднымъ путемъ Божiимъ. Не предавайтесь разслабленiю во бдѣ нiяхъ вашихъ. Имѣ йте терпѣ нiе, благодушiе, и любовь къ братiямъ. Дерзость есть великое зло и смертоносное дѣ ло; и если кто не будетъ внимателенъ, тотчасъ надетъ и сокрушится: многокозненный дiаволъ стрѣ лами злыхъ козней своихъ уязвляетъ наши души, показывая красивыя лица юныхъ, и сладострастнымъ смѣ хомъ возбуждаетъ въ нихъ нечистыя пожеланiя, возжигая страсти съ той и другой стороны и ввергая ихъ въ смущенiе помысловъ. Когда же въ одномъ возбудитъ нечистую любовь, тогда старается прельстить къ взаимной любви и другаго, къ которому тотъ питаетъ страсть; и затѣ мъ привлекаемые другъ къ другу взиранiемъ и взглядами и нечистыми прикосновенiями[36], они возжигаютъ пещь сладострастiя. И если вскорѣ не поможетъ имъ Богъ, и не будетъ отеческаго покрова, дабы познали таковые искушенiе и удалились другъ отъ друга, то они подвергаются гибели Содомскаго сожженiя и Гоморрскаго потребленiя. Но будемъ всѣ убѣ гать сего. Я первый, искусившiйся прежде другихъ, подаю руку вамъ искушаемымъ. Великая помощь въ этомъ — храненiе очей и искренняя исповѣ дь. Не будемъ безстыдны даже и сами съ собою, ибо и здѣ съ есть смерть, о которой невѣ дущимъ сего не нужно и знать. Впрочемъ всѣ должны хранить себя, дабы не познавшiй сего зла не впалъ въ ровъ погибели но невѣ денiю. Тѣ, которые преткнулисъ, понимаютъ то, о чемъ я говорю. Не прикасайся и не приближайся къ нѣ которымъ твоимъ членамъ, и не взирай на свою наготу, дабы тебѣ не подвергнуться проклятiю Ханаана. Великiй оный столпъ, какъ сказалъ Антонiй Великiй, падшiй въ пустынѣ, былъ побѣ жденъ не другимъ какимъ-либо грѣ хомъ, какъ только симъ, хотя премудрый и не объяснилъ образа паденiя; ибо блудъ можетъ быть и безъ прикосновенiя къ тѣ лу другаго. Благоговѣ йно храните себя во всѣ хъ поступкахъ, чтобы какъ-нибудь не подвергнуться вамъ смерти. Строгаго вниманiя къ себѣ не оставляйте и въ самомъ исполненiи тѣ лесной нужды; и когда испускаете урину, цѣ ломудренно соблюдайте и зрѣ нiе и прикосновенiе. О окаянный человѣ къ! Или не знаешь, что говоритъ о семъ Апостолъ: кто мя избавитъ отъ тѣ ла смерти сея? (Рим. 7, 24). Ты со звѣ ремъ живешь, съ свирѣ пымъ львомъ — твоею плотiю; если не поднимешь на него меча, онъ похититъ тебя и умертвитъ. Возможно ли когда прикоснуться къ змiю и осязать его руками? Едва-ли останешься цѣ лъ, стоя среди мечей и копiй. Помилуйте меня, чада мои и братiя, помилуйте, и не возлагайте сверхъ безчисленныхъ моихъ золъ иного огня, на главу мою. Напротивъ уничтожьте добрымъ вашимъ усердiемъ и то зло, которое ко мнѣ находится; ибо въ Писанiи сказано: сынъ мудръ веселитъ отца своего (Прит. 10, 1), и исправляетъ его неразумiе. Объ этомъ необходимо говорить, наставлять другъ друга и помогать, въ чемъ согрѣ шаемъ, и тайно; будемъ открывать сiе; не будемъ стыдиться объясненiя; ибо лучше срамное высказать, нежели совершать оное. Отъ сего происходитъ великая крѣ пость и побѣ да надъ дiаволомъ. Не ослабѣ вайте въ своихъ послушанiяхъ: мужайтесь въ дѣ лахъ своихъ, Другъ друга тяготы носите въ радостномъ упованiи и въ благочестiи духовнаго веселiя; со всякимъ днемъ возрастайте и укрѣ пляйтесь, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.
|