Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О томъ, чтобы сверхъ силы не подвизаться въ Божественныхъ подвигахъ, и чтобы питать душу духовными созерцанiями[62].
Братiя и Отцы! Какъ всякое доброе дѣ ло сначала бываетъ тяжело, такъ и начало Св. Четыредесятницы припесло намъ нѣ которое отягощенiе, по причинѣ перемѣ ны пищи и церковныхъ службъ. Но съ теченiемъ времени, отъ навыка это дѣ ло, при помощи Божiей, сдѣ лается для насъ легкимъ, какъ и Божественное Писанiе говоритъ: всяко наказанiе въ настоящее время приноситъ печаль, послѣ ди же воздаетъ и плодъ правды и мiра (Евр. 12, 11). Такъ и теперь трудъ кажется для насъ тяжелымъ, но трудъ идетъ и проходитъ; послѣ же, когда узнаемъ, какую пользу душѣ нашей доставило воздержанiе, мы исполнимся великой радости. И такъ какъ мы, при помощи и благодати Божiей, сподобились провести одну недѣ лю поста, то приложимъ еще больше усердiя и тщательности и объ остальномъ времени четыредесятницы, зная, что усердiе подаетъ силу душѣ и тѣ лу, тяжелое дѣ лаетъ легкимъ и неудобное удобнымъ; какъ напротивъ лѣ ность и нерадѣ нiе легкое дѣ лаетъ тяжелымъ, и удобное неудобнымъ. Впрочемъ въ дѣ лѣ подвижничества и трудахъ будемъ имѣ ть мѣ ру и разсужденiе, чтобы сохранять и тѣ лесное здоровье. Ибо какая польза сначала подвизаться выше своихъ силъ, потомъ понемногу утомляясь, оставлять свой подвигъ? Посему и отцы сказали, что лучше малое и всегдашнее, нежели многое и маловременное. Таковы должны быть и наши по Богу труды и подвиги. Но такъ какъ день долготою своею наводитъ на человѣ ка тягость и малодушiе, то будемъ проводить дневное время, содержа въ умѣ и мысляхъ помышленiя и размышленiя духовныя, чѣ мъ питается и утѣ шается душа, и не дадимъ уму нашему заниматься мiрскими дѣ лами, которыя всѣ исполнены смущенiя и горечи; но будемъ размышлять о Божественномъ, въ которомъ заключается сладость и веселiе. Пусть умъ нашъ, братiя, всегда пребываетъ въ Богѣ, въ небесныхъ созерцанiяхъ, въ райскихъ красотахъ, въ вѣ чныхъ обителяхъ, въ ангельскихъ чинахъ, въ ономъ пребыванiи. Будемъ размышлять о томъ, гдѣ теперь находятся души праведниковъ, и гдѣ грѣ шниковъ; каковъ будетъ страхъ и трепетъ, когда настанетъ оное второе пришествiе Христово, въ которое, по словамъ Божественнаго Писанiя, небеса сiи съ шумомъ и воплемъ великимъ мимо идутъ, четыре стихiи разорятся, земля же, и яже на ней дѣ ла сгорятъ (2 Петр. 3, 10); и море сiе изсохнетъ отъ великаго и страшнаго онаго пламени; какъ потомъ каждая душа опять соединится сь своимъ тѣ ломъ, съ которымъ жила въ мiрѣ семъ, и какое множество тогда будетъ людей, бывшихъ отъ Адама до конца мiра. И еще, какъ страшно будетъ прославленное лице Господа, и просiяетъ какъ семь солнцевъ, и прольетъ лучи обильнѣ е солнечныхъ; и какой услышимъ отъ Него гласъ, кроткiй, сладчайшiй оный и радостный: прiидите благословеннiи Отца Моего, или страшный оный: отъидите отъ Мене проклятiи (Матѳ. 25, 34, 41). Послѣ же всего каковъ будетъ оный конецъ, когда праведники съ великою честiю и славою будутъ призваны въ небесное царство, а грѣ шники окаянные съ великимъ безчестiемъ и горестiю будутъ посланы въ вѣ чную казнь и муку. Вотъ о чемъ братiя, намъ должно имѣ тъ заботу и попеченiе, и вотъ о чемъ должно размышлять намъ, какъ странникамъ въ мiрѣ семъ, — ибо жительство наше на небеси, — и удаленнымъ отъ плотскихъ и мiролюбивыхъ людей. Отъ этихъ благихъ размышленiй происходятъ слезы и просвѣ щенiе души, и съ того времени человѣ къ проводитъ жизнь въ мирѣ и безъ смущенiя, имѣ я духовную радость и упованiе на полученiе будущихъ и небесныхъ благъ, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Амимъ.
ПОУЧЕНIЕ 50-Е[63]
|