Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О посте и о томъ, что истинный постъ истиннаго послушника состоитъ въ отсеченiи своей воли.Братiе и Отцы! Благiй нашъ Богъ, который даруетъ намъ жизнь и ведетъ насъ отъ одного времени до другаго, и нынѣ по человѣ колюбiю привелъ насъ ко времени святаго поста, въ который каждый изъ подвижниковъ подвизается и трудится ради спасенiя своей души, по своему произволенiю и желанiю. Одинъ, соблюдая воздержанiе, постится по два или по три дня, другой, бодрствуя во бдѣ нiи, читаетъ, или молится большее или меньшее число часовъ; а иной совершаетъ колѣ нопреклоненiя, полагая на подножiи по силѣ своей большее или меньшее число поклоновъ; а иной упражняется въ другомъ какомъ либо подвигѣ; и посмотрѣ лъ бы кто на ихъ великую тщательность и усердiе въ эти дни. А инокъ, находящiйся въ повиновенiи и послушанiи, который и есть истинный послушникъ, несетъ подвигъ свой не въ опредѣ ленное только время, но во всю свою жизнь. Въ чемъ же состоитъ подвигъ истиннаго послушника, и какое его великое исправленiе и свѣ тлый его вѣ нецъ, какъ не то, чтобы не полагаться на свой разумъ и вовсе не слѣ довать своей воли; но все, что ни дѣ лаетъ, дѣ лать съ благословенiя Игумена, или старца своего и эконома? Это-то и есть самый великiй изъ всѣ хъ иноческихъ подвиговъ. Кратко сказать, — мученическаго вѣ нца сподобляетъ насъ повиновенiе съ послушанiемъ, если т, е., отсѣ четъ кто свою волю, и исполнитъ волю своего настоятеля; это такъ цѣ нится предъ Богомъ, какъ если бы онъ пролилъ кровъ свою за Христа. Однако намъ хорошо извѣ стно, братiя мои, что во время сихъ святыхъ дней бываетъ и измѣ ненiе въ пищѣ, прибавленiе колѣ нопреклоненiй и поклоновъ, и приращенiе въ пѣ нiи и въ службахъ, по древнему преданiю Святыхъ нашихъ Отцевъ. Прiимемъ же сей даръ поста честно и съ радостiю; не будемъ скорбѣ ть о страданiи и ослабленiи нашего тѣ ла, но будемъ радоваться о здравiи и спасенiи нашей души. Проведемъ сiи святые дни въ кротости сердца, въ незлобiи, неосужденно, безъ гнѣ ва, безъ лукавства, безъ зависти, но паче въ мирѣ, въ любви другъ къ другу, въ кротости и благопокорливости, исполненные милости и плодовъ благихъ. Когда предстоитъ время безмолвiя, будемъ безмолвствовать; когда представится потребность слова, отвѣ тимъ со смиренiемъ и благоговѣ нiемъ; будемъ убѣ гать многословiя, смущенiя и безпорядковъ, дабы намъ, какъ служителямъ Христовымъ, проходить свои послушанiя мирно и безъ смушенiя; ибо смущенiе въ общежитiи приноситъ великiй вредъ единодушiю братiй. Сверхъ всего этого будемъ имѣ тъ осторожность, чтобы не отверзать двери худымъ помысламъ, приходящимъ и оскверняющимъ наши души, и не давать мѣ ста дiаволу, какъ и Божественное Писанiе, научая насъ, говоритъ: аще духъ владѣ ющаго взыдетъ на тя, мѣ ста твоего не остави (Еккл. 10, 4); потому что врагъ нашъ — дiаволъ, не имѣ етъ власти принуждать насъ, а только мечетъ худые помыслы, какъ рыболовъ приманку. И когда мы соизволяемъ и принимаемъ ихъ, тогда они господствуютъ надъ нами; а когда отгонимъ ихъ молитвою и призыванiемъ славнаго имени Господа нашего Iисуса Христа, тогда врагъ бѣ житъ отъ насъ посрамленный. Будемъ употреблять трудъ и тщательность соблюсти душу нашу неоскверненною и чистою отъ всякаго нечистаго помысла и неуязвленною стрѣ лами его, какъ невѣ сту Христову, и мы удостоимся быть жилищемъ Св. Духа и услышать: блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ. (Мат. 5, 8). И, какъ говоритъ Апостолъ, елика суть истинна, елика честна и почтенна, елика праведна, елика пречиста и чиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродѣ тель, и аще кая похвала (Филип. 4, 8). Сiе сотворимъ, и Богъ будетъ съ нами. Посему, братiе, будемъ убѣ гать объяденiя и пьянства, отъ которыхъ раждаются всѣ грѣ хи; будемъ ѣ сть и пить съ благоговѣ нiемъ и страхомъ Божiимъ, и прославлять Бога, избавившаго насъ отъ прелести и мятежа мiрскаго. Впрочемъ и между нами есть монахи, на самомъ же дѣ лѣ не монахи, которые поютъ сатанинскiя, т, е., безчинныя пѣ сни, и забавляются подобно несмысленнымъ дѣ тямъ, чего бы и мiрскимъ не слѣ довало дѣ лать, а тѣ мъ болѣ е монахамъ, избранникамъ Божiимъ. Подобное мы находимъ и въ Ветхомъ Завѣ тѣ, какъ Богъ прогнѣ вался на Евреевъ, и въ одинъ день умерло ихъ три тысячи, за то, что они сѣ доша ясти и пити, и восташа играти (Псх. 32, 6). И если на Евреевъ Онъ прогнѣ вался, то чему подвергнемся мы, иноки, дѣ лающiе подобное онымъ? Посему будьте внимательны, братiя, и живите, какъ чада Божiя. Работаите Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ (Пс. 2, 11). Или не видите, какъ трясется земля и колеблются холмы, а вы играете, глумитесь и безчинствуете? Намъ ли играть предстоящимъ предъ Царемъ неба и земли? Послушайте и вы, играющiе и безчинно поющiе! Писанiе говоритъ о безчинствующихъ, что сердце ихъ исполняется духа бѣ совскаго, а сердце поющаго смиренно исполняется Духа Святаго, какъ и Апостолъ говоритъ: благодушествуетъ ли кто, да поетъ (Iак. 5, 13) разумно, а не упивается. Свидѣ тельствую предъ Богомъ и Святыми Ангелами, что если какой монахъ содѣ лаетъ таковыя пребеззаконныя дѣ ла, то онъ не достоинъ будетъ причащаться и принимать антидоръ во всю Четыредесятницу; развѣ будетъ имѣ ть духовника подобнаго себѣ, который проститъ его. Посему будьте внимательны и соблюдайте преданiя и заповѣ ди Святыхъ, — ѣ шьте и пейте умѣ ренно, какъ чада Божiя; и подайте нищимъ не имѣ ющимъ, дабы и они утѣ шились въ этотъ святый день. Если мы такъ будемъ поступать, то нынѣ сподобимся достигнуть дней Воскресенiя Господня, а въ будущемъ вѣ кѣ, въ воскресенiе мертвыхъ, получимъ небесное царство о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.
Данная страница нарушает авторские права? |