Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О томъ, чтобы не делать сборищъ и прiятельскихъ беседъ, служащихъ къ погибели душъ нашихъ.
Братiя, Отцы и чада мои! Опять искушенiе, опять соблазнъ. Опять я смиренный плачу и сѣ тую, что отторглись и запнулись возлюбленные, что ниспали долу высоко летавшiе, что считавшiе себя премудрыми обезумѣ ли, что понесшiе многiе и долголѣ тнiе подвиги и поты благочестiя, въ одинъ часъ потеряли все, и сдѣ лались для меня вмѣ сто винограда тернiемъ, вмѣ сто веселiя горестью и вмѣ сто надежды обманомъ. Не знаю, что сказать, или что возглаголать о паденiи и погибели братiй моихъ; развѣ только сѣ сть, плакать и сказать: если это такъ, то кто же спасется, Господи? Подлинно не слѣ дуетъ ублажать человѣ ка прежде его смерти, ибо воистину неудобосовершаемъ путь нашего спасенiя. И кто избѣ житъ столькихъ козней дiавольскихъ? Кто не попечется о себѣ до самаго часа смертнаго? Зная это хорошо, оный святый отецъ, когда постигъ его смертный часъ, и когда сказалъ ему дiаволъ: «ты избѣ гъ отъ меня,» отвѣ чалъ и сказалъ: еще не знаю сего. Такое-то онъ имѣ лъ опасенiе, что даже въ послѣ днiй часъ не смѣ лъ считать свое спасенiе несомнѣ ннымъ, не смотря на высокую мѣ ру благочестивыхъ трудовъ своихъ. А мы если проживемъ пять или десять лѣ тъ въ монастырѣ, или навыкнемъ чину монастырскому, или заучимъ наизусть нѣ сколько изреченiй изъ Писанiя, или совершимъ столько или столько колѣ нопреклоненiй, или попостимся, или помолимся; думаемъ, что уже все совершили, и высокомудрствуемъ, а потому и падаемъ яко листвiе (Прит. 11, 14), и сокрушаются кости наши при адѣ (Псал. 140, 7), и прежде восторженiя изсыхаемъ (Пс. 128, 6); мы премудры, будучи невѣ жды; мы словесны, будучи неразумны, и сами себя рукополагаемъ въ учители, ревнители и выдаемъ себя за благоговѣ йныхъ, и думаемъ, что только въ насъ обрѣ тается всякая истина; а потому и бываютъ у насъ подобные случаи, потому мы и принимаемъ вмѣ сто свѣ та тму; потому какъ изъ рая, бываемъ изгоняемы изъ двора Христова и изъ стада Его. Итакъ, умоляю васъ, братiя мои, внимайте, и не истощайте мало по малу добродѣ телей вашихъ, чтобы не впасть въ крайнюю нищету, и не разсудно не расточитъ всего богатства душъ вашихъ, и не дойти до паденiя, т, е., до оставленiя монастыря. Ибо отъ того, что вы празднословите и слушаете толки о подобныхъ вещахъ, поблажая другъ другу, и не заботитесь объ исправленiи, или сами собою, или объясняя мнѣ случающееся, чтобы тотчасъ поданы были врачевства; отъ этого вы и падаете и сокрушаетесь; и не знаю, что будетъ съ вами, если такъ будете жить до конца. Хорошо ли это? Такъ ли вы сходитесь? Такъ ли собираетесь? Такъ ли творите собесѣ дованiя, и доходите до погибели душъ вашихъ? Почему вы, когда слышите это, не отвращаетесь, не бѣ жите отъ говорящаго, какъ отъ огня, и какъ отъ змiя? Но вслѣ дствiе мягкости и мнимой доброты, и какъ бы не оклеветать его, и какъ бы по любви къ брату, становитесь человѣ коубiйцами и человѣ коненавистниками, и проливаете кровь неповинную, которая взыщется отъ душъ вашихъ. Вотъ я вамъ сказалъ объ этомъ, братiя мои, и опять заповѣ дую, какъ и прежде заповѣ далъ вамъ съ скорбiю, тугою и болѣ знованiемъ. Слыши, сказано, небо и внуши земле, (Исх. 1, 2): пусть же никто болѣ е не оправдывается и не извиняется больше, и не говоритъ, что я не зпалъ; ибо вы научены, и знаете, и слышали, вся убо чиста чистымъ (Тит. 1, 15). Вы готовите для меня гибель; но думаете ли остаться безъ наказанiя въ день судный, отпадая и отлучаясь отъ Бога отверженiемъ вашихъ обѣ товъ? Нѣ тъ не такъ, потому что Богъ есть праведный Судiя. И если Онъ меня подвержетъ мученiю, то безъ сомнѣ нiя по справедливости. Однако и сiи не избѣ жатъ осужденiя на мучительную казнь, и отдадутъ отвѣ тъ за беззаконiе свое; ибо они содѣ лались преступниками закона Божiя, и не соблюли обѣ товъ, произнесенныхъ предъ алтаремъ Его, тѣ хъ обѣ товъ, чрезъ которые они сподобились постриженiя и оставленiя грѣ ховъ своихъ святымъ и очистительнымъ крещенiемъ покаянiя. Что же скажутъ намъ несчастный Евстафiй и окаянный Епифапiй? За что и почему они подверглись паденiю? Но они не имѣ ютъ права говорить, если бы и выдумали что, ибо въ Писанiи сказано: горе, иже мудри въ себѣ самихъ и предъ собою разумни (Исаi. 5, 20); и еще сказано: грѣ шнику же рече Богъ: вскую ты повѣ даеши оправданiя Моя, и воспрiемлеши, з авѣ тъ мои усты твоими (Пс. 46, 16)? Нѣ тъ нужды болѣ е разъяснять средство, которое они употребили, сочтя его благословнымъ, и несомнѣ нную ихъ прелесть, тайное удаленiе. Однако сверхъ всего хочу сказать, что гибельно и грѣ ховно ихъ удаленiе, и не знаю, каковъ конецъ будетъ имѣ ть благословность ихъ оправданiя. Итакъ, помолимся всѣ вмѣ стѣ о заблудшихъ братiяхъ, чтобы они возвратились, и явились, и имъ будетъ оказана милость; — далѣ е же будетъ съ ними, не то, чего мы желаемъ, а что хочетъ Богъ; — и дабы мнѣ ихъ обрѣ сти или теперь или послѣ здравыми; и тогда откроется какое и каковое ихъ дѣ ло, Божественное или сатанинское. Кромѣ того и вамъ, чада, заповѣ даю быть твердыми въ исповѣ ди, въ терпѣ нiи, въ смиренномудрiи, чтобы терпѣ ть другъ друга, снисходить другъ другу, оставлять одинъ другому, быть единодушными и имѣ ть миръ о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминъ.
|