Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О томъ, что намъ должно пребывать въ алчбе и жажде, и всякую другую скорбь переносить до смерти, какъ мы обещались при постриженiиБратiя и Отцы! По болѣ зни моей, случившейся за грѣ хи мои, пресѣ клись обычныя мои поученiя и наставленiя. А такъ какъ теперь выздоровѣ ло окаяннѣ йшее мое тѣ ло, хотя и не освободилосъ совсѣ мъ отъ лихорадки, то я счелъ необходимымъ опять начать свое служенiе, т, е., напоминать вамъ, вожделѣ ннѣ йшимъ моимъ, которыхъ я родилъ Духомъ Святымъ, и поучать васъ полезному и спасительному, и ежедневно возбуждать и обновлять внимательную мысль душъ вашихъ, хотя я и не стяжалъ еще такого дара. Итакъ, дѣ лайте, какъ говоритъ Господь, не брашно гиблющее, но брашно пребывающее въ животъ вѣ чный (Iоан. 6, 27), т, е., заповѣ ди и оправданiя Его, поучаясь въ законѣ Его день и нощь, такъ чтобы вы были, яко древо насажденное при исходищихъ водъ, какъ говоритъ Давидъ, еже плодъ свой даетъ во время свое, и листъ его не отпадаетъ, т, е. въ будущемъ вѣ кѣ; не тако нечестивiи, не тако, но яко прахъ, его же возметаетъ вѣ тръ от лица земли (Псал. 1, 3–4). Нечестивые же — не только иновѣ рные; но и преступники заповѣ дей Божiихъ. И, прилагая слово къ нашему общежитiю, кто это, какъ не ослушники, гордые, прекословцы, тщеславные, дерзкiе, также тайноядцы, роптатели, любящiе украшаться, любопытные, праздные, любящiе поѣ сть и попить, шепотники, своевольники, клеветники и наконецъ неблагодарные и ищущiе того, чего не должно? Ибо они не довольны ниспосылаемыми Богомъ дарами, изыскиваютъ извиненiя грѣ хамъ своимъ, вымышляютъ средства къ удовлетворенiю страстей своихъ; кратко сказать: оставить попеченiе о душѣ, любятъ тѣ лесные страсти, порабощаются дiаволу, съ спорливостiю домогаются яствъ, и ссорятся о питiяхъ, которыхъ они недостойны, порицаютъ вино и снѣ ди, оправдывая себя требованiемъ природы, привычкою и немощiю. О, если бы разболѣ лись ихъ чресла и чрево, и они подверглись водяной, и умерли, дабы избавится имъ отъ величайшаго недуга, неблагодарности. Нѣ которые же всегда домогаются особенныхъ снѣ дей, напитковъ и закусокъ, какъ будто забыли, окаянные, что обѣ щали Богу въ первый день, когда пришли сюда, и засвидѣ тельствовали предъ многими свидѣ тедями, невидимыми и видимыми. Не обѣ щались ли пребывать въ алчбѣ и жаждѣ, переносить скорбь и тѣ сноту, немощь и гоненiе, мученiя и смертъ? А теперь ссорятся, что не такое вино и снѣ ди. Но какъ они поругались, такъ и сами будутъ поруганы какъ не подумали о томъ, что Христосъ видитъ и слышитъ ихъ слова и обѣ щанiя, то боюсь, да не предастъ Онъ ихъ въ неискусенъ умъ творити неподобное и пагубное (Рим. 1. 28). Итакъ, обратитесь таковые, или лучше, оттрясите отъ душъ вашихъ сонъ и дреманiе, забвенiе о Богѣ, пристрастiе къ земному и холодность. Согрѣ йтесь любовiю и страхомъ Божiимъ; прiимите наказанiе: воспрiимите оружiя правды; страшитесь и бойтесъ и за то самое, что предлагается на трапезѣ. Не говорю, когда бываетъ что-либо вареное, рыба и сыръ, но и когда одинъ хлѣ бъ и овощи безъ масла, или бобъ, и другое что подобное, и вино по одной чашѣ или по двѣ; и это великое утѣ шенiе, и кто изъ смиренномудрыхъ не убоится, помышляя о томъ, какъ бы ему за такое успокоенiе не лишиться вѣ чныхъ благъ? Я говорю о себѣ, считаю себя достойнымъ мученiя за пищу и питiе мое, и особенно за тѣ, которыя подавались мнѣ во время моей болѣ зни. Повѣ рьте мнѣ, хотя я въ безумiи говорю это, что если бы не уязвляло меня острое жало преслушанiя братству, и словеснаго попеченiя и окормленiя вашего съ духовнымъ разсужденiемъ; то я никогда не перемѣ нилъ бы моей пищи и моего обычая, пока не сошла бы во адъ душа моя; однако я употреблялъ пищу и питiе, и притомъ различныя. Но скажу вамъ и еще въ безумiи, вкушалъ я съ болѣ знованiемъ, воздыханiемъ и горестiю, съ одной стороны по причинѣ моего недостоинства, а съ другой ради попеченiя о немощахъ вашихъ и ради скудости въ обители. Впрочемъ по благодати Христовой есть у насъ и у васъ потребное; воздайте же, неблагодарные, славу Богу; ибо мы и вино пьемъ, и масло и рыбу вкушаемъ, и въ больницѣ упокоиваемся и врачуемся, и это, какъ говорится, не въ одинъ или два дня, но ежедневно. О неблагодарные! какъ намъ за все это не благодарить? Какъ не восхвалить и не воспѣ ть, какъ не воздать славу Богу? Но мы и о томъ не помышляемъ, что ничего не принесли въ монастырь, и отъ служенiя нашего никакой не бываетъ пользы. Ибо мы какъ вареные свеклы, или красный лукъ неочищенный, или пустыя корзины, которые только носятся или стоятъ на виду; и даже не годимся караулить у воротъ, ни къ служенiю при трапезѣ, или къ чему-либо другому, ни къ дѣ тскому, ни къ старческому. Поистинѣ мы безсмысленные неразумнѣ йшiе, даже и не помышляемъ о томъ, что можетъ быть мы самые ничтожные, и что есть между нами отцы и братiя несравненно почтеннѣ е насъ, иные внѣ, а другiе внутри обители, въ холодѣ и стужѣ, на жару и зноѣ, повинуются какъ рабы какiе, — копаютъ, пашутъ, обрѣ зываютъ виноградъ, воздѣ лываютъ огороды, рубятъ дрова, тешутъ, мелютъ, варятъ пищу, бѣ лятъ, моютъ, шьютъ, возятъ навозъ[95], бываютъ на посылкахъ, прислуживаютъ, пѣ шiе посылаются въ города, на хутора, или въ горы для покупки и продажи вещей, и дѣ лаютъ это, претерпѣ вая оскорбленiе и утѣ сненiе. Но поистинѣ таковыхъ есть царство небесное. Смотри же ты, о слѣ пецъ, жестокiй, лукавый, отчаянный, чтобы не услышать тебѣ въ день оный: связавше ему руцѣ и нозѣ, вверзите его во тму кромѣ шнюю (Матѳ. 22, 13). Горе, горе вамъ, что презираете Бога, какъ не воздающаго тотчасъ. Поистинѣ о васъ сказано: рече безумецъ въ сердцѣ своемъ, нѣ сть Богъ (Пс. 52, 2) Почему же? Потому что вы растлѣ лись и стали мерзки въ начинанiяхъ вашихъ, и не творите ни единой благостыни. Но Господь съ небесе приникаетъ на всякъ день и видитъ аще есть разумѣ ваяй или взыскаяй Его (Пс. 13, 1, 2), И таковыхъ написуетъ, а прочихъ изглаждаетъ. Боюсь, какъ бы не предсталъ Святый Давидъ и не воспѣ лъ о васъ, и не сбылось бы на васъ того, что поется: раздѣ ли я въ животѣ ихъ (Пс. 16, 14). Кого? Таковыхъ злыхъ отъ добрыхъ. Разумѣ йте же сiя, забывающiе Бога, да не когда похититъ и не будетъ избавляяй (Пс. 49, 22). И простите меня безумнаго, чада мои возлюбленные; я милосердую о васъ, и потому говорилъ это отъ любви, разсудивъ, что лучше для васъ, если я уязвляю васъ словомъ своимъ, нежели подвергнуться вамъ вѣ чнымъ страданiямъ въ безконечной мукѣ, которыхъ да избавимся всѣ мы благодатiю Господа нашего Iисуса Христа. Ему подобаетъ слава и держава во вѣ ки вѣ ковъ. Аминъ.
Данная страница нарушает авторские права? |