Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая книга Моисеева Бытие 4 страница






Ст. 16. «В локоть сведи его вверху». Либо ковчег сужался кверху на один локоть, либо имел двухскатную крышу.

 

Всемирный потоп (гл. 7-8)

Быт 7

По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собою чистых животных по семи, а нечистых по два (1-4). Когда Ной исполнил повеление Божие (ст. 5-10) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни патриарха раскрылись " источницы бездны" и полился дождь (II). Через 40 дней и Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12-20). Все земные обитатели погибли в волнах потопа (21-23), воды которого поднимались все выше и выше в продолжение 150-ти дней (24).

Быт 8

Ной выпускает птиц - ворона и голубя, чтобы узнать, состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13), а в 27-й день второго месяца, по поведению Господа, Ной вышел из ковчега (14-18). В благодарность за спасение, Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи. человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (21-22).

При чтении этих глав следует иметь в виду, что еврейское слово мабуль обозначает не наводнение, а уничтожающую силу Божию, и вода играет лишь второстепенную роль (см. Быт 6: 17).

В этом повествовании есть кажущиеся противоречия. В седьмой главе, стихе 12 говорится: «Лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей», а в стихе 24 – «вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Ответ надо искать, видимо, в стихе 11: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», то есть помимо дождя были другие источники поступления воды на землю.

Глава 8, стих 21 звучит так: Вайарах Гашем эт руах hа нихоах – «благоухание приятное» или по-другому «дух благоволения». Слово нихоах – однокоренное с Ноах. Здесь видна игра слов. Господь как бы обонял запах дел Ноя, его праведности.

 

Глава 9

Послепотопный завет с Ноем

Стт. 1-4. Завет с Ноем повторяет завет с Адамом и в каком-то смысле даже поднимает человека на более высокую степень достоинства. Перед человеком ставятся те же задачи, что и перед Адамом. Все творение должно трепетать перед ним. Человек получает абсолютную власть над животным миром с правом употреблять животную пищу за исключением употребления крови. Эта норма сохраняется и в христианстве (Деян. 15).

Ст. 5: Но но и кровь вашу по душам вашим востребую Я (эдрош) из руки всякого зверя (хая) потребую ее (эдрешену), и из руки человека, и из руки брата востребую (эдрош) душу (нефеш) человека.

Эдрош – требовать свое. Смысл фразы таков: жизнь человека принадлежит Богу, и только Он вправе отнять ее. Бог взыскивает Свое, Ему принадлежащее. В этой фразе можно видеть запрет не только убийства, но и самоубийства. На человека возлагается ответственность за сохранение человеческой жизни, в том числе и своей собственной.

Ст. 6: Проливающий кровь человека (шофер дам hа адам) – человеком кровь его прольется (ба адам дамо йишафэх) ибо (ки) в образе Бога (бе целем Элогим) сделан человек (аса эт hа адам). В этом стихе обосновывается правомерность суда над убийцей и в целом установление человеческого гражданского суда. Каждый человек имеет таким образом право на жизнь в том случае, если признает это право за своим ближним.

Эту же фразу можно разделить по-другому, и тогда она приобретает другой оттенок: Шофер дам hа адам ба адам (проливающий кровь человека в человеке) – дамо йишафэх (кровь его прольется). В таком чтении этой фразы виден запрет аборта.

Ст. 7. Еврейское у рву ба в синодальном переводе передано словом «умножайтесь». Но частичка ба делает акцент не на количество, а на качество, и эту фразу следует рассматривать как призыв к духовному совершенствованию и точнее перевести «совершенствуйтесь».

Стихи 20-27

В описываемом эпизоде Ной не совершает предосудительных поступков, как это иногда видят. Он (ст. 21) выпил вина (мин hа йаин), а не напился, но в силу каких-то причин опьянел. Но и в этой ситуации он проявляет себя достойно: чувствуя, что пьянеет, он ушел в шатер, чтобы его никто не видел в этом состоянии. Попутно можно заметить, что он лежал в ее, то есть жены, шатре. При всем униженном положении женщины она все же считалась хозяйкой жилища. Дело мужчины – служба: труд, охота, война; дело женщины – прис мот р за домом.

Жилище неприкосновенно: никто не имеет права войти сюда без разрешения хозяина, поэтому здесь человек может расслабиться, раздеться, раскрыться, принять вольный вид и так далее. Ной находился в шатре в некотором уязвленном состоянии (вайитгаль), но не обязательно совсем голым.

Ст. 22. И увидел Хам эт эрват – срам, наготу, но не обязательно половой орган. Хам не просто сказал (йомэр), а рассказал, живописал в красочных подробностях, рассказывал, смеясь (йагэд). Он совершил два греха: нарушил неприкосновенность жилища и проявил непочтение к отцу.

Надо сразу принять к сведению оговорку «отец Ханаана». Случайных слов нет, и к этой фразе придется вернуться при толковании последующих стихов.

Ст. 23. Формально Сим и Иафет тоже нарушают неприкосновенность жилища отца, но в данном случае им не выносится никакого осуждения, даже наоборот. Они поступили так, как должны были поступить, чтобы прекратить разговоры относительно состояния отца.

В повествовании о Симе и Иафете есть интересное прибавление: лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Первая часть фразы уже обозначает, что они не видели наготу отца, а вторая говорит не о цели («чтобы не видеть...»), а о факте, поэтому слово не видали надо понимать как «не восприняли», их не волновал жизненный промах отца. В этой фразе есть, таким образом, духовно-нравственное приложение: когда человек внутренне чист, он не будет видеть пороки другого человека, а будет только стремиться их исправить, и наоборот, если человек видит слабости ближнего, любит их обсудить, значит, то же самое присуще ему самому. В другом человеке эти недостатки отражаются как в зеркале, и это больше всего раздражает.

Стт. 24-25. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Почему Ной говорит о проклятии Ханаана, а не Хама? Традиционное объяснение говорит следующее: при выходе из ковчега Хам вместе со всеми получил благословение от Бога, и поэтому Ной проклинает лишь одну линию Хама – Ханаана. Это один вариант объяснения, в котором есть одна неточность: Ной не проклинает Ханаана, а лишь констатирует факт проклятия. Об этом говорилось по 4й главе.

Стоит однако обратить внимание на то, что речь идет о меньшем сыне. Обычно считают, что так называется Хам по своему духовно-нравственному уровню. Это тоже один из вариантов. Но все же надо иметь в виду, что рассказ Хама еще не является тем злословием, за которое закон Божий предписывает смертную казнь (Исх 21. 17). Кроме того, еврейское слово бен (сын) не означает обязательно одну ступень родословия, а может обозначать также внука, правнука и дальше потомка любой степени, равно как и слово ав, переводимое обычно как «отец», обозначает предка любой степени. И более вероятным кажется другое объяснение: Ханаан – младший сын Хама, и, соответственно, Ноя. Во время опьянения Ноя он сделал что-то такое, о чем бытописатель стыдится даже повествовать, ограничиваясь лишь упоминанием поступка и через что Ханаан подпал под проклятие.

Ст. 26. Слова «благословен Господь Бог Симов» – мессианское пророчество. Мессия должен родиться от Сима. В ближайшей исторической перспективе в потомстве Сима сохранится истинное богопочитание.

Ст. 27. Потомки Иафета заселили большую часть земного шара. Под вселением в шатрах Симовых надо понимать в религиозном отношении принятие истинной веры иафетитами. Слово вейишхон (да вселится, будет обитать) происходит от Шехина – слава Божия. Здесь как бы намек на то, что в шатрах симовых будет обитать и Бог, и Иафет. В политическом отношении это вселение осуществилось через завоевания Александра Македонского, римские завоевания, крестовые походы, английские завоевания Палестины.

Стт. 25-27. Пророчество о рабстве Ханаана Симу осуществилось при завоевании Земли обетованной Иисусом Навином, обращении в рабство жителей Гаваона, а затем и других хананеев (хотя бы и в нарушение повеления Божья), а рабство Иафету – при завоевании Александром Македонским Финикии: Тира, Сидона, при пунических войнах (Карфаген – финикийская колония).

 

Глава 10

В этой главе следует обратить внимание на личность Нимрода (стт. 8-12): Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.

Так эти слова переведены в синодальном тексте. Словом «силен» передано еврейское слово гибор (ср. гиборим). «Сильный зверолов» – не совсем точный перевод еврейского гибор цайд. Последнее слово непереводимо; оно состоит из двух корней – сод (тайна) и зуд (злоумышление). Те качества, которые действительно необходимы при ловле зверей, Нимрод использовал против людей, искусно заманивая, ловя их. И он был буквально гибор цайд против Господа. Его тактика – восстание против Бога. Он – создатель первой империи, основанной на силе, грубом принуждении.

 

Глава 11

Вавилонское смешение языков

Рассказ о происшедшем в Вавилоне начинается со второго стиха. Первый стих – это окончание повествования предыдущей главы.

Ст. 1. На всей земле был один язык и одно наречие. Язык человека, нации – не просто набор слов, символов, грамматических, орфографических и синтаксических правил, а нечто большее: это выражение духа нации, ее стиль мышления. Последняя часть фразы (у дварин ахадин) буквально обозначает «общее имущество», то есть человечество представляло собой единую семью Ноя.

Ст. 2-3. В еврейском тексте повествование начинается со лова вейhи. Люди именно нашли равнину, которая была, очевидно, малопригодна для жилья. Там не было даже естественных строительных материалов, и они заменяются искусственными.

Ст. 4. И сказали они: построим себе город и башню (мигдаль – сооружение), высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Буквально с еврейского текста – чтобы не рассеяться. Башня как она замышлялась строителями как памятник человеческой гордости: «сделаем себе имя». Ср. Пс 113: 9: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Высотою до небес – как бы до самого Бога. Она представляла собой бесконечное строительство и должна была стать объединяющим началом человечества: люди должны были вечно строить, чтобы никогда не достроить. Общий замысел людей был богоборческим, направленным на невыполнение заповеди «наполняйте землю».

Ст. 5. И сошел Господь... – обычный для библейского текста антропоморфизм. Обратим внимание на выражение «сыны человеческие» (ср. Быт 6: 2).

В стихах 6-7 описан последний совет Троицы. Общее содержание стихов 6-8 – превентивная мера относительно человека. Она направлена на сохранение человечества и неповторение событий мабуля. Можно многогранно рассматривать смешение языков: это и смешение понятий, и изменение (сужение) интеллекта (венавла (ст. 9) – не смешал, а увял), и изменение восприятия «своих» и «чужих». Это можно продолжать.

Ст. 9. Наименование «Вавилон» (Бавель) обозначает «врата Бога», а не смешение (от глагола балаль). Пояснение чаще всего является не расшифровкой наименования, а дополнительной смысловой нагрузкой (аналогично и в других местах текста).

Опыт показывает, что единство человечества ведет к восстанию против Бога, нарушению законов жизни и вырождению человечества. Наоборот, как ни парадоксально, разделение человечества, следствием которого являются в частности войны, способствует его сохранению.

 

История жизни Авраама

Богоявления Аврааму. Жизнь Аврама легче всего запоминать по восьми богоявлениям.

1. Призвание Аврама.

2. После переселения в Ханаан около Сихема.

3. После разлучения с Лотом.

4. После победы над месопотамскими царями (заключение завета через рассечение животных).

5. У дубравы Мамре. Заключение завета обрезания. Обещание рождения Исаака через год.

6. Там же. Явление в виде трех странников. Обещание, что через год будет Исаак. Откровение о судьбе Содома и Гоморры.

7. В связи с изгнанием Агари.

8. В связи с жертвоприношением Исаака.

 

Жизненные испытания Аврама

 

Переселение в Ханаан.

Голод в земле.

Происшествие с Сарой в Египте.

Разлучение с Лотом.

Война и пленение Лота.

Положение «несчастного победителя».

Обрезание.

Происшествие с Саррой в Гераре.

Изгнание Измаила

Жертвоприношение Исаака.

 

Призвание Аврама

Самое трудное здесь – разобраться в последовательности событий. Судя по последовательности изложения в 31м-32м стихах 11й главы, это призвание было в Харране. Но нам важно помнить, что библейское повествование – не хронологическое, а тематическое. Здесь это имеет принципиальное значение. Надо прибегнуть к методу сличения параллельных мест. Из книги Бытия, глава 15, стих 7; из книги Неемии, глава 9, стих 7, из речи апостола первомученика архидиакона Стефана (Деян. 7. 2-3) мы узнаем, что Аврам призван именно в Уре Халдейском. К чему в таком случае такая перестановка? Разгадка кроется, видимо, в книге Иисуса Навина, главе 24, стихе 2, из которого следует, что Фарра был идолопоклонником. Бытописатель, таким образом, заканчивает повествование об идолопоклоннике, чтобы потом вести повествование только о жизни праведника. Что же касается Фарры, то он застал Исаака. Это нетрудно посчитать. Фарра родил сыновей в семьдесят лет (Быт 11: 26), и Аврам был старшим, так что эта дата относится в первую очередь к нему. Умер Фарра в 205 лет (Быт 11: 32). Соответственно в это время Авраму было 135 лет, а Исааку – 351. Аврам и Нахор женились на племянницах. Цель такого брака – выполнение закона ужичества (Втор 25. 5-10), восполнение семени рано умершего Арана и сохранение чистоты рода (Быт 11: 29). Из этого же стиха следует, что у Сары, жены Аврама, было второе имя Иска.

 

Глава 12

Призвание Аврама начинается словами лех леха, что буквально обозначает «иди к себе». Твоя страна, народ, родственники, дом, как и все остальное, что тебе дорого и что является для тебя родным – еще не ты. Ты должен раскрыться как личность в другой стране, в которой Я (буквально) «покажу тебя». Там должно раскрыться все твое величие, и путь в Ханаан – это путь к своему я.

Стт. 4-6. Еще один пример использования человеком богодарованной свободы, пример преломления человеком Божественной воли. Со стороны Бога дается повеление, а со стороны человека – способ его исполнения. Бог призывает одного Аврама, но он берет с собой жену, племянника и слуг. Если первое еще можно объяснить тем, что муж и жена – одна плоть (Быт 2:. 24), то второе – ничто иное, как выражение благости Аврама, его желание поделиться своим благом с другими людьми, и в первую очередь со своими родственниками. Призвание Аврама – первое серьезное жизненное испытание. Особо следует заметить, что ему, горожанину, в это время было 75 лет, то есть он был престарелым человеком, полностью оформившимся и привыкшим к определенному образу жизни. Теперь, на склоне лет, ему повелевается идти в чужую землю и стать кочевником (бедуином). Другой человек отказался бы, сославшись на возраст. Но не таков Аврам. Слово Божье для него закон.

Стт. 6-7. Дубрава Море – около Сихема (на севере Палестины в отличие от Мамре на юге у Хеврона). Господь не оставляет праведника без подкрепления веры, являясь ему во второй раз, подтверждая правильность его пути и, укрепляя его веру, повторяет обетования.

Ст. 8. Призвать имя Бога – значит совершить жертвоприношение.

Ст. 9. К югу от Сихема в сторону Иерусалима, Хеврона и дальше (волей обстоятельств) в Египет.

Ст. 10. Еще одно испытание веры Аврама. Бог обещает ему землю в наследство, а в этой земле голод. Но и в этих обстоятельствах он не потерял веры. Он просто сошел в житницу мира – Египет, чтобы там пережить (лагур) голодные годы. Слово лагур обозначает временное проживание.

Стт. 11-13. Наряду с тем, что на древнем Востоке всегда считалось преступным отнять жену у мужа, взять жену при живом муже (если он с ней, конечно, не разводился), в Египте жизнь человека высоко не ценилась. Убийство мужа с целью вступления в брак с его женой было, очевидно, обычным явлением. Аврам боится этого. Он делает тактический ход, представляясь братом Сары. Это ставит его в двусмысленное, щекотливое положение. Его бессмысленно убивать; наоборот, перед ним надо заискивать, всячески ему угождать, одаривать подарками, чтобы снискать его расположение, так как он – единственный мужчина при этой женщине, и лишь он может в такой ситуации разрешить брак с ней. Долго такое положение продолжаться не может, но для временного проживания вполне сгодится. Задача Аврама – потянуть время.

Стт. 14-20. Вейhи. Еще одно испытание Аврама. Из обещанного Богом еще ничего не сбылось, зато теперь отняли жену. Произошло непредвиденное. Аврам недооценивал красоту Сары. В этой ситуации спорить не приходится. Конец был бы печальным, если бы не особая помощь Божья. Зато теперь Аврам обогатился рабами и скотом. Вне зависимости от голода в Ханаане больше ни у Аврама не было желания оставаться в Египте, ни у фараона – держать его, поэтому его проводили с почестями.

 

Глава 13

Ст. 1. Аврам поднялся на юг Ханаана.

Стт. 3-4. Аврам вновь приносит жертву в благодарность за избавление.

Стт. 2, 5-6. Богатство часто играет губительную роль. Описываемый случай – один из примеров подобного рода. Лот, вышедший из Харрана с Аврамом ради обетований, данных ему, теперь не может жить с ним.

Ст. 7. Обе части стиха взаимосвязаны. Все крупные раздоры, даже войны начинаются со споров «внизу». Споры пастухов Аврама и Лота происходили на виду у местных жителей и порочили обоих.

Стт. 8-9. Последняя часть речи Аврама переводится буквально так: если лево, я оправею, если право, я олевею. Эти слова не надо понимать как ссору, желание разойтись и не знать друг друга. Наоборот, во избежание раздора Аврам предлагает Лоту партнерство вместо совместного проживания: действовать так, как работают парные органы: правая и левая рука, нога и так далее.

Здесь также нетрудно увидеть еще одно испытание Аврама. Благополучно вернувшись, наконец, в землю, указанную ему Богом, он теперь вынужден расстаться с единственным кроме жены близким для себя человеком и остаться в своеобразной изоляции в чужой земле в окружении чужого и страшного народа.

Стт. 10-12. Долг Лота – настоять на том, чтобы Аврам как старший и призванный в эту землю первым выбрал себе место проживания, но великодушие Аврама настолько велико, что он уступает это право Лоту, и ему самому не остается даже определенного места для жительства. Он стал просто жить в земле Ханаанской, в то время как Лот выбрал себе для проживания долину содомскую.

Ст. 13. Жители же Содомские были раим хатаим пред Господом. Раим – множественное число от ра, зло. Аналогично хатаим от хатат. Этим выражением называются люди, сознательно делающие зло, погрязшие во зле. Заметим, что именно это место выбрал себе Лот для проживания.

Стт. 14-16. В новых, еще более тяжелых для Аврама условиях Господь вновь его подкрепляет. Но теперь обетования даются ему одному. Отделившись от Аврама, Лот отделился и от участия в обетованиях.

Ст. 17. Пройти по земле в долготу и в широту значит вступить во владение, то есть Аврам прошел как хозяин (ср. Деян. 7. 5).

Ст. 18. У дубравы Мамре Аврам поселился надолго: последующие три богоявления были именно здесь.

 

Глава 14

Вейhи. Не успел Аврам отойти от предыдущего испытания, как его уже ждет новое: война. Пять царей ханаанских вышли против четырех, но потерпели поражение. Выражение стиха 10 «в долине же Сиддим было много смоляных ям» не случайное. Пересеченная местность благоприятствует действиям маленького войска, отличающегося большей маневренностью, чем большое. Цари ханаанские были полностью разгромлены.

Ст. 12. Лот выбрал жизнь среди грешных людей; с ними он и попал в плен.

Стт. 13-16. Предприятие Аврама – полнейшее безумие, верная гибель. Но для него смерть лучше невыполнения родственного долга.

В Священном Писании, как уже говорилось на вводных лекциях, две стороны: божественная и человеческая. Говоря с религиозной точки зрения, Аврам одерживает победу праведностью. Эта мысль (о победе праведностью) прослеживается во всей Библии. Но религиозная интерпретация нисколько не затеняет естественные человеческие факторы успеха. Аврам проявляет себя как талантливый стратег. Он не торопится нападать на врагов; выжидая удобный момент, он преследует неприятелей до Дана (ст. 14). Когда противники, миновав границы восставших царей, почувствовали себя в безопасности, могли расслабиться и, возможно, отпраздновать победу, Аврам напал на них, притом ночью, с разных сторон, когда все уже спали. Такое нападение смертельно для самой крупной и хорошо вооруженной и дисциплинированной армии.

Ночь и внезапность нападения – два важнейших благоприятствующих фактора для маленького отряда, выступающего против большой армии. Подобным образом были одержаны победы Иисуса Навина под Гаваоном, Гедеона над мадианитянами, Давида над амаликитянами, захватившими Секелаг. Тактикой внезапности особенно часто пользовался Иуда Маккавей.

Когда на сражение сходились две большие армии, обе долго готовились к сражению, не решаясь вступить в битву. При этом выкрикивали взаимные оскорбления, увещали друг друга сдаться без боя, поносили все святое (богов, царя и т. д.) у противника, психологически давили на врага, выставляя со своей стороны богатырей (уместно вспомнить победу Давида над Голиафом). Но когда против большой армии выступал маленький отряд, кучка отчаянных, главной задачей было не дать противнику времени опомниться, выстроиться на сражение, застать неприятеля врасплох. Самое большее, что могло быть в этом случае, – предводитель отряда подбадривал своих бойцов словом, а затем отряд кидался в бой.

Стт. 18-20. Еще во времена Аврама сохранялось истинное богопочитание. О личности Мелхиседека ничего неизвестно. Ясно только, что это не левитское священство, а остаток патриархального. Подробное учение о Мелхиседеке имеется в седьмой главе Послания к Евреям.

Стт. 17, 21. Речь царя содомского говорит о нравах Содома. Аврам одержал победу, и вся добыча принадлежит ему. Обращение царя содомского к Авраму – вызов, дерзость.

Стт. 22-24. Аврам не отвечает на вызов, потому что он не такой человек и понимая, что тут, в Содоме, свои законы. Он показывает, что цель его похода – не захват добычи, а другая, высшая. Поэтому он полностью отказывается от добычи, оставляя лишь союзникам право взять свою долю. Тем большую награду он получил свыше.

 

Глава 15

Ст. 1. После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

Аврам одержал невероятную победу, и ему говорится «не бойся», потому что этой победой он стал врагом для всех. Он мог ожидать мести как со стороны месопотамских царей, так и со стороны облагодетельствованных им ханаанских, которые теперь могли видеть в нем опасного жителя, имеющего силу диктовать свои условия, свою волю. От такого человека лучше потихоньку избавиться. Аврам это понимал и поэтому переживал настолько тяжелый кризис, что нуждался в подкреплении свыше.

Ст. 2. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

Никакая награда не имеет ценности для Аврама без детей. Бездетность означает прекращение рода.

Обращаясь к Богу, Аврам называет Его словом Адонай (переведено Владыка). Адонай – повелитель всего. В отличие от этого Бааль (в русском переводе Ваал) – повелитель, хозяин какой-то сферы жизни или какой-то территории. Не имеет никакого значения, какую форму или внешнее выражение имеет божество. Закон запрещает им поклоняться.

Стт. 3–5. Распорядитель в доме в каком-то смысле является членом семьи. В лучае смерти хозяина при отсутствии детей и близких родственников он становится наследником дома. Но не таково обещание Божье Авраму. Именно его сын должен стать наследником.

Ст. 6. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Этот стих цитируется в посланиях к Галатам и к Римлянам в вопросе о спасении верой. Сейчас надо запомнить, что Аврам назван праведником до обрезания.

Стт. 7–8. Обетование, данное Авраму, настолько невероятно, что он, не сомневаясь в истине слов Бога, просит подкрепления.

Стт. 9–11. Господь повелевает ему рассечь животных. Таким образом в древности приносились клятвы. Животное рассекалось, две части раскладывались одна против другой, и клянущиеся стороны проходили между частями животного. Это прохождение символизировало либо скрепление сторон договором так, как только что было единым это животное, рассеченное на части, либо подобное действие по отношению к нарушителю договора.

Ст. 12. Крепкий сон – тардема, то же самое состояние, как и у Адама в раю при творении жены. Значит, здесь был момент, сравнимый с тем. Здесь берет начало формирование избранного народа. Этот народ формируется из многих народов, и никакого национализма здесь нет. Аврам, Исаак, Иаков и его дети – чистокровные арамеи. Жена Иуды – хананеянка, жена Иосифа – египтянка. Распорядитель в доме Аврама, очевидно, сириец. В последующем закон категорически воспрещает притеснять пришельца, а вслучае прнятия им обрезания (что означает принятие веры в истинного Бога) он уравнивавается в правах с народом. По сути критерий избранности один: вера. Народ формируется по вере в Бога.

Стт. 13-16. Потомкам Аврама предсказывается плен и последующее избавление от него. Трудное место – число четыреста лет, так как общее время проживания евреев в Египте, включая благополучный период правления Иосифа, был примерно 210 лет.

Мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Господь до конца терпит грешника, ожидая раскаяния, независимо от того, из какого народа он происходит, и только когда окончательное погрязание в грехе полностью лишает его права на жизнь, последствия греха вступают в силу.

Стт. 17-21. Господь заключает завет с Аврамом, проходя в виде огня между рассеченными частями животных, то есть Сам Бог приносит свою клятву Авраму.

 

Глава 16

Стт. 1-4. Воля Божья направлена на раскрытие воли человека. Бог дает обетования, а от человека зависит их претворение в жизнь. В описываемом месте важна не только воля Аврама, но и Сары. Видя свое бесплодие, она уступает самое дорогое, что имела – право рождения ребенка – своей служанке, оставаясь при этом госпожой. Это большой акт самопожертвования с ее стороны. Само по себе наложничество не ьыло даже предосудительным в Ветхом Завете.

Стт. 4-6. И вновь Аврам проявляет себя как праведник и верный супруг. Он полностью подтверждает права Сары как госпожи.

Стт. 7-14. Здесь и в последующем часто говорится о явлении ангела, но Он изрекает волю Божью от первого лица. С христианской точки зрения здесь можно видеть явление Ангела Завета (Мал. 3. 1), Логоса (Ин 1. 1), Сына Божия.

Ст. 16. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила. Для дальнейшего изучения текста требуется принять к сведению возраст Аврама.

 

Глава 17

Ст. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен.

Прошло 13 лет со дня четвертого явления Бога Авраму. Теперь Господь является ему с именем Эль Шаддай. Шаддай – Тот, Кто охватывает собой мир, как бы содержит его в Себе. Аврам призывается к такой же праведности, как Ной и Енох, что он исполнил (Быт 48. 15).

Ст. 5. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. Но имя ндшба значит нечто большее. ба (ав)– отец; нд (hам) – множество. Получается лишней буква ш (рош). Оказывается, первые три буквы слова шба (евер – крыло) придают ему дополнительную смысловую нагрузку. Авраам как бы обладает маховой силой крыла, способной духовно возвышать народы. Это еще один пример того, когда разъяснение имени несет в себе дополнительный смысл.

Ст. 10. Да будет у вас обрезан весь мужеский пол (гимоль лахем коль захар) – буквально: " да будет обрезан у вас каждый мужчина". Мила буквально обозначает не физическую операцию, а противостояние животному началу, обуздание плоти в тех пределах, которые установлены Законом. Можно иначе перевести " да будет у вас противостояние каждого мужчины".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал