Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любой урок можно разбить на три основных этапа.






Цель урока реализуется через постановку и достижение (по ходу урока) ряда задач дидактического, развивающего и воспитательного характера.

 

Дидактические задачи описывают основные этапы изучения материала в рамках разрабатываемого урока. Развивающие (развитие интеллектуальной сферы личности учащегося) задачи отражают содержание учебного материала и деятельности учащихся по его изучению, поэтому формулировка этого блока задач напрямую зависит как от содержания учебного материала, так и форм организации деятельности (форм работы) учащихся. Постановка воспитательных (развитие эмоциональной и волевой сфер личности учащегося) задач зависит только от тех форм деятельности учащихся на уроке, которые планирует учитель (и наоборот, если воспитательная/развивающая составляющая урока – первична, то её реализация возможна только в ходе определённых видов и форм деятельности учащихся, в противном случае, воспитательные/развивающие задачи заведомо не достижимы).

 

Содержание структурного компонента Оборудование представляет перечень всех необходимых для урока материальных средств обучения не являющихся непременными атрибутами урока, то есть в разделе “Оборудование” не указывают учебник, мел, доску и пр., но указывают методический инструментарий учителя (тексты проверочных работ “Многочлены”, презентация “Задачи на движение”, раздаточный материал “Обыкновенные дроби” и т.п.) и принадлежности учащихся (набор шаблонов “Графики”, тетрадь для творческих работ, игровое поле “Комбинаторика”, ОСК “Производная”, блокнот-справочник, сигнальные карточки, табель успеваемости по предмету и т.п.).

 

Содержание структурного компонента Специфические особенности методики – описание всех методических приёмов, характеризующих работу учителя и учащихся на уроке. Например: “Практикуется методика работы Шаталова – составление опорных сигналов-конспектов по каждой теме” или “Каждый раз контроль за усвоением материала проводится с использованием компьютерной презентации, которая составлена от лица сказочного персонажа – Незнайки. Незнайка задаёт ряд вопросов (в форме тестов), предлагает найти ошибку в решении задачи, задать ему вопрос по теме”.

 

Понятно, что при таком подходе, читателю становиться ясны основные идеи учителя, автора работы, и не вызывают смущения комментарии: “Корректируем ОСК” или “Ученики задают Незнайке вопросы (интерактивная доска)”.

Мало, грамотно сформулировать тему, цель и задачи урока, указать необходимое оборудование, важно правильно спроектировать ход урока.

 

Любой урок можно разбить на три основных этапа.

 

Первый этап урока – организационный момент (оргмомент) – как правило, длится несколько секунд (максимальное время на оргмомент – 5% времени урока), призван сконцентрировать внимание учащихся и сориентировать, направить их на работу.

Неоднозначно отношение будущих и практикующих учителей к этому этапу, которое разнится от полного игнорирования оргмомента, до его детального (в ролях) описания.

Мы со студентами договорились, что если в ходе оргмомента учитель как обычно приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих, то в плане-конспекте этап фиксируется одним лишь словом Оргмомент без указания времени, так как в этом случае длительность этапа составляет несколько секунд. Если же в ходе оргмомента происходит формирование групп, пересаживание учащихся, формирование новых рабочих мест (круглых столов), выдача комплекта материалов для работы и т.п., то этап описывается полностью с обязательным указанием времени на его проведение.

 

Второй этап урока – работа с учебным материалом (собственно урок) – реализует цель урока, соответствует стадии изучения материала темы учащимися, определяет тип урока:

Актуализация знаний (АЗ)

Изучение нового материала (ИНМ). Приложение 1.

Усвоение изученного материала (УИМ)

Закрепление изученного материала (ЗИМ)

Повторение, обобщение и систематизация материала (ПОМ)

Контроль знаний и умений (КЗ)

Коррекция знаний, умений и навыков (КОР).

 

Исходя их этого, следует, что любимого многими комбинированного урока просто не существует: изучение учащимися материала темы находится на одной из семи вышеперечисленных стадий.

Другое дело, когда решая проблему, например, усвоения сложного материала (урок усвоения материала), учитель достигает поставленной цели через ряд дидактических задач, связанных с этапами изучения материала: (1) повторить основные теоретические положения (в форме фронтального опроса), (2) выполнить упражнения (на распознавание, классифицирование, выделение, сравнение) на усвоение материала (в форме беседы и ответа у доски с комментарием), (3) проконтролировать степень усвоения материала (в форме теста с последующим самоконтролем), (4) при необходимости, начать работу по коррекции знаний, ликвидации обнаружившихся пробелов, для чего (5) обратиться вновь к изученному теоретическому материалу. Возможен другой сценарий: (4) закрепление изученного материала.

В этом случае собственно урок будет иметь следующую структуру.II. Усвоение изученного материала.

 

2.1 Повторение материала (фронтальный опрос – 5 мин.)

 

2.2 Усвоение материала

упражнение на распознавание (беседа – 3 мин)

упражнение на классифицирование (ответа у доски с комментарием – 3 мин)

упражнение на выделение (ответа у доски с комментарием – 3 мин)

упражнение на сравнение (беседа – 3 мин)

 

2.3 Контроль за усвоением материала (тест – 3 мин)

 

2.4.а Коррекция знаний (20 мин)

изучение теоретического материала:

работа с учебником – 7 мин,

образец ответа – 3 мин

усвоение материала:

упражнение на классифицирование (беседа – 4 мин)

упражнение на сравнение (ответа у доски с комментарием – 3 мин)

упражнения на распознавание и выделение (самостоятельная работа – 4 мин)

 

2.4.б Закрепление изученного материала (самостоятельная работа –20 мин)

 

 

Итак, структурными компонентами (этапами) собственно урока, являются (1) актуализация знаний, (2) изучение нового материала, (3) усвоение материала, (4) закрепление материала, (5) повторение материала, (6) обобщение и систематизация материала, (7) контроль за усвоением материала, (8) коррекция знаний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал