Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания к лабораторной работе № 5
Возникновение автоколебаний в данной системе возможно при условии . (4.1)
Характер этих автоколебаний существенно зависит от свойств линейной части системы. В данной работе линейная часть системы может включать в себя однозвенный и двухзвенный фильтры. Однозвенный получается при . Тогда линейная часть представляется одним апериодическим звеном. При получается двухзвенный фильтр, т. е. линейная часть системы состоит из двух апериодических звеньев. В системе с однозвенным фильтром () автоколебания имеют форму, близкую к треугольной, а амплитуда колебаний координаты равна в. Частота автоколебаний при выполнении условия (4.1) . (4.2) Из формулы (4.2) следует, что частота автоколебаний зависит не только от параметров системы, но и от величины задающего воздействия . При подаче на вход системы сигнала частота колебаний уменьшается. В системе с двухзвенным фильтром () автоколебания имеют характер, очень близкий к синусоидальному, поэтому в такой системе расчёт параметров автоколебаний можно производить путём гармонической линеаризации релейного элемента. Согласно этому методу, релейное звено в частотной области можно заменить эквивалентным линейным звеном с коэффициентом передачи и фазой , не зависящими от частоты, но являющимися функциями амплитуды колебаний на выходе и среднего значения выхода релейного звена , которые устанавливается в зависимости от задающего сигнала . При и соответственно =0 гармоническая линеаризация звена даёт , . (4.3)
Автоколебания в системе с двухзвенным фильтром () возникают при условии или при
, (4.4) где . (4.5)
Автоколебания будут устойчивыми, поскольку есть убывающая функция . На рис. 14 представлен пример анализа НСАУ с двухзвенным фильтром. Рекомендуется следующий порядок определения параметров автоколебаний: 1) построить ЛАЧХ и ЛФЧХ линейной части; 2) по формулам (4.5) построить зависимости (следует учесть, что при < уравнение для не имеет смысла); 3) подобрать такие значения lgw и lg , где выполняются условия (4.4); найденные значения и являются частотой и амплитудой автоколебаний. В эксперименте частота автоколебаний определяется через период , при этом . Вопросы для самопроверки 1. По структурной схеме НСАУ пояснить процесс появления автоколебаний. 2. Какова причина того, что в НСАУ с двухзвенным фильтром амплитуда автоколебаний выше, чем в системе с однозвенным фильтром? 3. Как меняется и при изменении параметров a и в нелинейного звена?
Литература [2, c.138–154, 232–235]; [3, c.290–302, 311–317]; [4, c.251–258].
|