![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретический материал урока (30 мин)
ТЕМА 8. Основы алгоритмизации (10 часов) Урок № 24 Дата____________
Тема урока: Циклические алгоритмы.
Цели урока: ü Дидактическая: изучение алгоритмической структуры циклы, создание моделей и алгоритмов для решения практических задач. ü Развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Основы алгоритмизации». ü Воспитательная: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядные методы обучения (презентация), применение полученных знаний на практике.
Задачи урока: знать алгоритмическую структуру цикла. Межпредметные связи: иностранный язык, математика, компьютерная графика. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, программное обеспечение PowerPoint. Литература, используемая при подготовке урока: 1. Информатика: 7-11 класс. Гаевский А.Ю., 2-е изд., доп. — Киев: А.С.К., 2006. — 536 с; 2. Информатика: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - 2-е изд., испр. -М: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2014. - 160с.: ил. 3. https://pas1.ru/file Программирование для начинающих. 4. https://www.pascal7.ru/ Все о языке программирования Turbo Pascal. 5. https://tp7.info/ Сайт о языке программирования Turbo Pascal.
План урока: 1. Организационный этап – 1 мин. 2. Актуализация знаний - 8 мин. 3. Теоретический материал урока (см. мультимедийную презентацию) - 30мин. 4. Подведение итогов урока - 3 мин. 5. Домашнее задание - 3 мин. Ход урока: 1. Организационный этап (приветствие, определение отсутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку) (1 мин.) Актуализация знаний (8 мин) ü Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка. ü Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи. ü Иметь понятие о языках программирования и их назначении. ü Уметь работать в среде программирования. ü Знать структуры программы. ü Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины. ü Знать структуры операторов и особенности их работы. ü Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами. ü Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку. Теоретический материал урока (30 мин) Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов. (Презентация) Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен. Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов. Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий циклы. Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма. Существует 3 типа циклических структур: Ø Цикл с предусловием; Ø Цикл с постусловием; Ø Цикл с параметром; Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для». Графическая форма записи данных алгоритмических структур:
Цикл с предусловием (иначе цикл пока) имеет вид:
Где, условие – выражение логического типа. Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь. Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно. Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие. Цикл с постусловием (иначе цикл до) имеет вид:
Где, условие – выражение логического типа. Обратите внимание: Последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнено хотя бы один раз; Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие. Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления. Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:
где i- параметр цикла; a – начальное значение цикла; b- конечное значение цикла; h-шаг изменения параметра. Структура данного цикла иначе называют циклом i раз. Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h - шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b. На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному. Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для». Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур Пример. Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла Математическая модель: Р= 1· 2· 3· 4· 5=120 Составим алгоритм в виде блок-схемы. Для проверки правильности алгоритма заполним трассировочную таблицу.
Проверка условия происходит в несколько шагов: проверка условия и выполнение команд на одной из ветвей. Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге. Шаг первый: Р присваивается значение один. Шаг второй: i присваивается значение один. Шаг третий: при i равном единице проверяем условие один меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение один умноженное на один, будет два. Для i: один плюс один, будет два. Шаг четвертый: при i равном двум проверяем условие два меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение 2 умноженное на один, будет 2. Для i: два плюс один, будет три. Шаг пятый: при i равном трем проверяем условие три меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение два умноженное на три, будет шесть. Для i: три плюс один, будет четыре. Шаг шестой: при i равном четырем проверяем условие четыре меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение шесть умноженное на четыре, будет двадцать четыре. Для i: четыре плюс один, будет пять. Шаг седьмой: при i равном пяти проверяем условие пять меньше или равен пяти, да, условие истинно, значит Р присваивается значение двадцать четыре умноженное на пять, будет сто двадцать. Для i: пять плюс один, будет шесть. Шаг восьмой: при i равном шести проверяем условие шесть меньше или равен пяти, нет, условие ложно, тогда мы выходим из цикла, а в результате получаем последнее значение равное сто двадцати.
|