Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалте­ров






Тема №1

Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития на среднесрочную перспективу

 

Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалте­ров

Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в совре­менных условиях

 

«Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы не­управляем и люди не смогли бы пони­мать друг друга».

Б. де Солозано

 

 

Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалте­ров

 

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для реализации интеллектуального потенциала на­ции.

Роль знаний в экономическом развитии стремительно воз­растает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка:

· физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны,

· природный — 20%,

· а человеческий капитал — 64%.

В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т.е. применения знаний на практике.

Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетво­рения текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство.

Развитие бухгалтерского образования заключается в подготов­ке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила фор­мирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, вла­деющих навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и ау­дита бухгалтерской отчетности.

В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30 000 бухгалтеров.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров «Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований», которая в целом учиты­вает все требования стандартов бухгалтерского образования.

Данная учебная программа - лишь одно из направлений уста­новления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев включает следующие компоненты:

· общие знания и навыки;

· профессиональное (техни­ческое) образование;

· квалификационные экзамены;

· необходимый практический опыт;

· непрерывность профессионального образова­ния;

· программа сертификации.

Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уров­не в любой стране мира.

 

Поэтому в области развития бухгалтерской профессии, подго­товки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу предусматривается:

 

1) осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных орга­низаций согласно международным стандартам финансовой отчет­ности, предусматривающий регулярное внесение изменений в со­ответствующие курсы высших и средних специальных учебных за­ведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

 

2) устанавливать квалификационные требования к специали­стам организаций, применяющих международные стандарты фи­нансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудитор­ским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

 

3) обеспечивать необходимые условия для проведения допол­нительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и ау­дита, связанного с внедрением МСФО;

 

4) проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

 

Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское об­разование в соответствии с международными стандартами бухгал­терского образования является предквалификационным образова­нием.

 

Поэтому при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области со­гласно Концепции развития бухгалтерского учета на среднесроч­ную перспективу особое внимание обращено:

§ на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концеп­ций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохра­нения капитала, ценности денег и др.;

§ формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоратив­ного управления;

§ выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика, и т.п.;

§ формирование нового подхода к применению стандартов и новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной поста­новке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации прин­ципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нор­мативными правовыми актами;

§ выработку навыков профессионального суждения при ква­лификации, стоимостном измерении, классификации и оценке стоимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

§ обучение использованию финансовых показателей, сформи­рованных по МСФО, в системе национальных счетов;

§ формирование глубокого понимания норм профессиональ­ной этики.

 

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что вызвало необходимость разработки нового государственного обра­зовательного стандарта для двух ступеней образования - бакалав­ров и магистров, дало дополнительный импульс к модернизации отечественного образования и повышению его качества.

При этом:

ü бакалавриат должен обеспечить подготовку высоко­квалифицированных бухгалтеров,

ü а магистратура - высококомпе­тентных специалистов, не только хорошо выполняющих учетные функции, глубоко знающих как свое дело, так и смежные пробле­мы юриспруденции, микро- и макроэкономики.

С переходом на двухуровневую систему образования перерас­пределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения останутся лекции и семинар­ские (практические) занятия, но наряду с ними все большее и большее значение будет приобретать самостоятельная работа сту­дента. В связи с этим повышенное внимание будет уделяться интерактивным методам обучения.

Одним из направлений достижения целей реформирования об­разования является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, разделяемых всем профессиональным сообществом.

Профессио­нальная сертификация должна осуществляться путем совмещения подготовки бухгалтеров через традиционную систему высшего и среднего специального образования и в системе дополнительной профессиональной подготовки.

При этом исходя из международ­ных образовательных стандартов подготовка профессиональных бухгалтеров должна включать курсы финансового менеджмента, бихевиоризма, этики бизнес-отношений, профессиональных цен­ностей и этики, международного бизнеса и проблем глобализации и др.

Также необходима координация программ высших учебных заведений (академической) и профессиональной подготовки бух­галтеров в России.

Несмотря на высокий уровень теоретической подготовки студентов в российских вузах, большинство выпускников не обладают достаточной профессиональной практикой, имеют пробелы в знании МСФО, профессионального английского языка и бизнес коммуникаций.

Существует необходимость существенного углуб­ления правовой и финансово-аналитической подготовки выпуск­ников, практической ориентированности отдельных курсов.

Ины­ми словами, подготовка профессиональных бухгалтеров возможна лишь при конструктивном взаимодействии академического и про­фессионального образования.

Поэтому необходима выработка российской (национальной) идеологии и техники формирования образовательного ценза профессионального бухгалтера с исполь­зованием западного опыта.

Внедрение МСФО в России потребовало существенных изменений в системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. За последние годы реализован комплекс мер в рассмат­риваемой сфере:

· внесены концептуальные изменения в содержа­ние вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов;

· разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт выс­шего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

· созданы учебно-методические комплексы по дисциплине «Международные стандарты учета и фи­нансовой отчетности».

 

Результаты опроса респондентов показали, что система высшего образования положительно реагирует на внедрение МСФО. На «хорошо» и «отлично» (по пятибалльной систе­ме) эти преобразования не случайно оценили 66% респондентов.

Данный показатель был наиболее высоким в группах бухгалте­ров - 69%, студентов — 73% и преподавателей — 77%.

Существенную роль в подготовке бухгалтеров играет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 156 организаций из 114 стран мира.

Это - единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.

В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международ­ные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC.

Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета.

Основными направлениями работы IFAC в ближайшие годы будут:

ü дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита;

ü усиление значимости кодекса профессиональной этики;

ü внедре­ние системы международных стандартов подготовки профессио­нальных бухгалтеров.

При этом одним из условий достижения поставленных целей является разработка и реализация единых требований к образова­тельной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообще­ством, а с другой - не противоречили бы соответствующим на­циональным регуляторам стран - членов IFAC.

Поскольку абсо­лютной унификации подготовки бухгалтеров во всех странах дос­тичь невозможно, в стандартах IFAC содержатся наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональ­ному уровням специалиста, и рекомендации по набору знаний, ко­торыми должен владеть профессиональный бухгалтер.

 

Эти требования изложены в семи международных образовательных стандартах:

· IES 1 «Исходные требования к программе профессионально­го бухгалтерского образования»;

· IES 2 «Содержание программ профессионального образова­ния»;

· IES 3 «Профессиональные навыки»;

· IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

· IES 5 «Требования к практической подготовке»;

· IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компе­тентности»;

· IES 7 «Система непрерывного профессионального образо­вания».

 

 

Общая идея стандартов заключается в идентификации опреде­ленного минимума квалификационных требований в трех областях:

ü образовательные и профессиональные знания;

ü практический опыт;

ü система постоянного и непрерывного обновления знаний и навы­ков.

В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессио­нального бухгалтера, но не дается содержание наполнения предме­тов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специали­стами национальных институтов с учетом особенностей националь­ной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов.

Учебная программа подготовки является унифицированной, поскольку распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов.

При этом согласно концепции англо-американской бухгалтерской школы квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая, чем квалификация «аудитор».

Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. Что касается России, то под определение профессионально­го бухгалтера, т.е. специалиста, имеющего отношение к междуна­родной практике учета и аудита, подпадают лишь члены ИПБ (института профессиональных бухгалтеров) Рос­сии.

Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе профессиональный бухгалтер) рассматривается как непре­менный и активный участник процесса управления хозяйствую­щим субъектом, особенно в области финансовой политики.

По­этому в программе международных стандартов сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естествен­но, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера.

Основная задача Федерации состоит в создании единых правил для бухгалтеров во всем мире. Федерация имеет множество комитетов, таких, как:

ü Комитет по международным стандартам финансовой отчетности IASC, занимающийся разработкой международ­ных стандартов бухучета и аудита,

ü Комитет по этике, определяю­щий обязательные для бухгалтеров этические нормы и нормы корпоративного поведения, и др.

 

Эта Федерация является органи­затором всемирных бухгалтерских конгрессов. Всемирный конгресс бухгалтеров - это самое крупное мероприятие, касающееся бухгалтерского учета. Конгресс проходит каждые четыре года в разных странах мира.

В нем принимают участие ведущие представители бухгалтерской профессии, руководители предприятий, а также специалисты в области финансов. Конгресс предоставляет возможность обсудить проблемы финансов, экономики, бухгалтерского учета с зарубежными коллегами, поделиться опытом и узнать о современных тенденциях в мире финансов.

Международная федерация бухгалтеров выступила инициатором создания Форума развития бухгалтерской профессии, объединяющего различные банки и агентства развития. Кроме того, она предложила разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, которые удовлетворяли бы требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств.

Наряду с международными профессиональными организация­ми значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации. Так, в апре­ле 1997 г. в Российской Федерации создан Институт профессио­нальных бухгалтеров России (ИПБР).

Учредителями некоммерческого партнерства «Институт про­фессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России) являются выс­шие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Мини­стерство финансов РФ.

ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб пред­приятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, эконо­мического анализа и аудита различных учебных заведений, спе­циалистов финансового менеджмента.

В различных регионах России создаются территориальные ин­ституты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организа­ций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона.

Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоя­тельные юридические лица, одним из учредителей которых явля­ется ИПБ России.

Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сего­дняшний день ими подготовлено и аттестовано более 100 тыс. про­фессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являют­ся свыше 80 тыс. человек.

Осознание причастности к общему делу, законам и традици­ям выражается, в частности, в появлении символики, которая раскрывает основные правила существования сообщества.

У международного сообщества бухгалтеров-аудиторов таким символом является герб, включающий изображения в овале:

· солнца (бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятель­ность предприятия),

· весов (символизируют баланс),

· кривой Бернулли (символ того, что учет, однажды возникнув, будет сущест­вовать вечно),

· обрамленных девизом: «Наука, доверие (совесть), независимость».

Автором герба бухгалтеров является француз­ский ученый Жан Батист Дюмарше (1874—1946).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал