Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеровСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема №1 Сущность бухгалтерского дела, стратегия его развития на среднесрочную перспективу
Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях
«Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем и люди не смогли бы понимать друг друга». Б. де Солозано
Образовательная политика, концепции и стандарты подготовки бухгалтеров
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависят, прежде всего, от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка: · физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, · природный — 20%, · а человеческий капитал — 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т.е. применения знаний на практике. Главной задачей российской образовательной политики в настоящее время является повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности, адекватного удовлетворения текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, соответствие критериям интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство. Развитие бухгалтерского образования заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. В Российской Федерации 263 вуза (из них 142 государственных) ежегодно выпускают около 30 000 бухгалтеров. ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров «Разработка международной учебной программы в области бухгалтерского дела и других квалификационных требований», которая в целом учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования. Данная учебная программа - лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев включает следующие компоненты: · общие знания и навыки; · профессиональное (техническое) образование; · квалификационные экзамены; · необходимый практический опыт; · непрерывность профессионального образования; · программа сертификации. Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уровне в любой стране мира.
Поэтому в области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу предусматривается:
1) осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных организаций согласно международным стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений в соответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;
2) устанавливать квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;
3) обеспечивать необходимые условия для проведения дополнительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;
4) проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.
Для профессионального бухгалтера высшее бухгалтерское образование в соответствии с международными стандартами бухгалтерского образования является предквалификационным образованием.
Поэтому при определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области согласно Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу особое внимание обращено: § на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.; § формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления; § выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика, и т.п.; § формирование нового подхода к применению стандартов и новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами; § выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке стоимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита; § обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов; § формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.
В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что вызвало необходимость разработки нового государственного образовательного стандарта для двух ступеней образования - бакалавров и магистров, дало дополнительный импульс к модернизации отечественного образования и повышению его качества. При этом: ü бакалавриат должен обеспечить подготовку высококвалифицированных бухгалтеров, ü а магистратура - высококомпетентных специалистов, не только хорошо выполняющих учетные функции, глубоко знающих как свое дело, так и смежные проблемы юриспруденции, микро- и макроэкономики. С переходом на двухуровневую систему образования перераспределяется учебная нагрузка между курсами, изменяется режим работы студентов. Основой обучения останутся лекции и семинарские (практические) занятия, но наряду с ними все большее и большее значение будет приобретать самостоятельная работа студента. В связи с этим повышенное внимание будет уделяться интерактивным методам обучения. Одним из направлений достижения целей реформирования образования является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, разделяемых всем профессиональным сообществом. Профессиональная сертификация должна осуществляться путем совмещения подготовки бухгалтеров через традиционную систему высшего и среднего специального образования и в системе дополнительной профессиональной подготовки. При этом исходя из международных образовательных стандартов подготовка профессиональных бухгалтеров должна включать курсы финансового менеджмента, бихевиоризма, этики бизнес-отношений, профессиональных ценностей и этики, международного бизнеса и проблем глобализации и др. Также необходима координация программ высших учебных заведений (академической) и профессиональной подготовки бухгалтеров в России. Несмотря на высокий уровень теоретической подготовки студентов в российских вузах, большинство выпускников не обладают достаточной профессиональной практикой, имеют пробелы в знании МСФО, профессионального английского языка и бизнес коммуникаций. Существует необходимость существенного углубления правовой и финансово-аналитической подготовки выпускников, практической ориентированности отдельных курсов. Иными словами, подготовка профессиональных бухгалтеров возможна лишь при конструктивном взаимодействии академического и профессионального образования. Поэтому необходима выработка российской (национальной) идеологии и техники формирования образовательного ценза профессионального бухгалтера с использованием западного опыта. Внедрение МСФО в России потребовало существенных изменений в системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. За последние годы реализован комплекс мер в рассматриваемой сфере: · внесены концептуальные изменения в содержание вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов; · разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; · созданы учебно-методические комплексы по дисциплине «Международные стандарты учета и финансовой отчетности».
Результаты опроса респондентов показали, что система высшего образования положительно реагирует на внедрение МСФО. На «хорошо» и «отлично» (по пятибалльной системе) эти преобразования не случайно оценили 66% респондентов. Данный показатель был наиболее высоким в группах бухгалтеров - 69%, студентов — 73% и преподавателей — 77%. Существенную роль в подготовке бухгалтеров играет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1978 г. Это крупнейшая в мире бухгалтерская организация, объединяющая более 2 млн. профессионалов, представляющих 156 организаций из 114 стран мира. Это - единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования. В идеологическом плане роль Федерации исключительно весома. Международные аудиторские стандарты, кодекс профессиональной этики и международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров разрабатываются непосредственно под эгидой IFAC. Что касается осуществляемой в настоящее время модернизации МСФО, то Федерация участвует в этом процессе опосредованно через Совет по международным стандартам бухгалтерского учета. Основными направлениями работы IFAC в ближайшие годы будут: ü дальнейшее участие в разработке стандартов учета и аудита; ü усиление значимости кодекса профессиональной этики; ü внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров. При этом одним из условий достижения поставленных целей является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, разделялись бы всем профессиональным сообществом, а с другой - не противоречили бы соответствующим национальным регуляторам стран - членов IFAC. Поскольку абсолютной унификации подготовки бухгалтеров во всех странах достичь невозможно, в стандартах IFAC содержатся наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровням специалиста, и рекомендации по набору знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер.
Эти требования изложены в семи международных образовательных стандартах: · IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»; · IES 2 «Содержание программ профессионального образования»; · IES 3 «Профессиональные навыки»; · IES 4 «Профессиональные ценности и этика»; · IES 5 «Требования к практической подготовке»; · IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»; · IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».
Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях: ü образовательные и профессиональные знания; ü практический опыт; ü система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков. В стандартах определяются области знаний, которые должны быть отражены в конкретной программе подготовки профессионального бухгалтера, но не дается содержание наполнения предметов. Подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Учебная программа подготовки является унифицированной, поскольку распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. При этом согласно концепции англо-американской бухгалтерской школы квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая, чем квалификация «аудитор». Согласно трактовке IFAC под профессиональным бухгалтером понимается член национального института, входящего в состав IFAC. Что касается России, то под определение профессионального бухгалтера, т.е. специалиста, имеющего отношение к международной практике учета и аудита, подпадают лишь члены ИПБ (института профессиональных бухгалтеров) России. Тенденция последних лет такова, что (главный) бухгалтер (иначе профессиональный бухгалтер) рассматривается как непременный и активный участник процесса управления хозяйствующим субъектом, особенно в области финансовой политики. Поэтому в программе международных стандартов сделан акцент на финансы, менеджмент, информационные технологии. Естественно, что владение бухгалтерской техникой подразумевается как само собой разумеющееся, однако акценты смещаются в сторону участия в процессе принятия решений финансового характера. Основная задача Федерации состоит в создании единых правил для бухгалтеров во всем мире. Федерация имеет множество комитетов, таких, как: ü Комитет по международным стандартам финансовой отчетности IASC, занимающийся разработкой международных стандартов бухучета и аудита, ü Комитет по этике, определяющий обязательные для бухгалтеров этические нормы и нормы корпоративного поведения, и др.
Эта Федерация является организатором всемирных бухгалтерских конгрессов. Всемирный конгресс бухгалтеров - это самое крупное мероприятие, касающееся бухгалтерского учета. Конгресс проходит каждые четыре года в разных странах мира. В нем принимают участие ведущие представители бухгалтерской профессии, руководители предприятий, а также специалисты в области финансов. Конгресс предоставляет возможность обсудить проблемы финансов, экономики, бухгалтерского учета с зарубежными коллегами, поделиться опытом и узнать о современных тенденциях в мире финансов. Международная федерация бухгалтеров выступила инициатором создания Форума развития бухгалтерской профессии, объединяющего различные банки и агентства развития. Кроме того, она предложила разработать стандарты и методические указания по бухгалтерскому учету, которые удовлетворяли бы требованиям правительств, министерств, налогоплательщиков и рейтинговых агентств. Наряду с международными профессиональными организациями значительное место в формировании системы международной системы учета занимают национальные организации. Так, в апреле 1997 г. в Российской Федерации создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР). Учредителями некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров России» (ИПБ России) являются высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В различных регионах России создаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), целью которых является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. Уже создано 65 ТИПБ. Все они самостоятельные юридические лица, одним из учредителей которых является ИПБ России. Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют около 200 учебно-методических центров (УМЦ), функционирующих практически во всех регионах страны. На сегодняшний день ими подготовлено и аттестовано более 100 тыс. профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 80 тыс. человек. Осознание причастности к общему делу, законам и традициям выражается, в частности, в появлении символики, которая раскрывает основные правила существования сообщества. У международного сообщества бухгалтеров-аудиторов таким символом является герб, включающий изображения в овале: · солнца (бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность предприятия), · весов (символизируют баланс), · кривой Бернулли (символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно), · обрамленных девизом: «Наука, доверие (совесть), независимость». Автором герба бухгалтеров является французский ученый Жан Батист Дюмарше (1874—1946).
|