Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность бухгалтерского дела и направления его развития в современных условиях
Определение понятия «бухгалтерское дело» в специальной литературе сегодня отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство». Согласно определению, представленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. «Счетоводство», являясь синонимом терминов «бухгалтерия», книговодство», «книговедение», дает право считать ее наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно. Известно, что наука о бухгалтерском учете очень молодая, ей немногим более 100 лет. В основе методологии учета лежит анализ процедур по исчислению финансовых результатов. Ученые выделяют четыре теории; 1) правовую (юридическую), 2) психологическую (биховеристическую), 3) информационную, 4) лингвистическую. Все они дополняют друг друга, каждая преследует определенную цель. Это позволяет каждый объект бухгалтерского учета разбирать с необходимой подробностью и полнотой. Объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета.
К объектам бухгалтерского дела также можно отнести: · учетную информацию, · бухгалтерскую отчетность, · документацию, · инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, · циклы деятельности организации, · различные показатели деловой активности.
В теории и практике в понятие «бухгалтерский учет» включают: Ø первичное документирование и документооборот, Ø совокупность учетных регистров, Ø систему счетов аналитического и синтетического учета, Ø проведение инвентаризации Ø и определение порядка составления внутренней и внешней отчетности.
Бухгалтерское дело - это система измерения, обработки и представления информации об определенном хозяйствующем субъекте. Эта работа представляет собой - целенаправленно организованный процесс получения, обработки и передачи документально обоснованной информации о наличии, движении и использовании средств, потребление части этой информации работниками бухгалтерии для контроля юридической обоснованности экономических актов, экономичности хозяйствования, планирования и прогнозирования результатов производственной и коммерческой деятельности. Умение организовать и осуществлять учет, использовать его данные — искусство, требующее профессиональных знаний. Функционально практическим осуществлением бухгалтерского учета в большинстве организаций занимается особый экономический отдел, служба - бухгалтерия - во главе с главным бухгалтером. Ее деятельность регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими общими и специальными законами и нормативными актами государства, определяющими нормы хозяйственного права, утверждающими необходимость учета, обязательность внешней отчетности, ее состав и общие принципы составления. Действующее законодательство обязывает учреждения и организации вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Важными для практической реализации системы бухгалтерского учета являются · единый план счетов, · методические рекомендации и указания по первичному документированию, · составу затрат, · оценке активов и пассивов, · начислению амортизации основных средств, · расчету налогооблагаемых показателей и т.п., утверждаемые финансовыми и статистическими органами, Центральным банком РФ и др.
Таким образом, бухгалтерское дело предполагает не только ведение бухгалтерского учета на предприятии, но и организацию системы его функционирования в стране и мире. Общее методологическое и организационное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством Российской Федерации. Основными требованиями по организации и осуществлению бухгалтерского дела в общегосударственном масштабе являются: · обязательность ведения бухгалтерского учета для всех организаций, имеющих статус юридического лица; · обеспечение единообразия в методике учета имущества, обязательств и финансовых результатов деятельности, а также хозяйственных операций по их формированию и изменению; · необходимость ведения бухгалтерского учета в валюте Российской Федерации; · документальная обоснованность всех хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерском учете; · необходимость ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета; · непрерывность ведения бухгалтерского дела с момента регистрации организации в качестве юридического лица до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; · своевременная регистрация на счетах и в регистрах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации без каких-либо пропусков и изъятий; · составление и представление сопоставимой и достоверной Финансовой отчетности.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь действующим законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: 1) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; 2) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; 3) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, изложенных в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Необходимость регламентации и регулирования бухгалтерского дела с общегосударственных позиций обусловлена рядом причин, среди которых главными являются обеспечение, защита и гарантия соблюдения интересов собственников хозяйствующего субъекта, его инвесторов, кредиторов и других третьих лиц. Важны также налоговые соображения и требования единой государственной международной статистики. В большинстве своем это конституционные требования к органам государственной власти, призванным обеспечить экономический порядок во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов между собой, с государством и его налоговыми органами, собственниками и наемным персоналом. Частично в этом проявляется экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики каждой страны. В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет все более ориентируется на удовлетворение информационных потребностей внешних потребителей данных финансовой отчетности. Для целей внутреннего управления используют систему управленческого учета, для налоговых целей - показатели и регистры налогового учета. Сопоставляя различные аспекты необходимости государственного регулирования бухгалтерского дела, главным из них следует признать защиту прав собственников, кредиторов и инвесторов. Этой же цели служит внешний аудит, основной задачей которого является проверка достоверности финансовой отчетности, позволяющий делать объективные выводы о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и принимать основанные на этих выводах экономические решения. Главным содержанием функций и назначением бухгалтерского дела является его служение самому предприятию, а бухгалтера - своему работодателю. С позиций содержания выполняемой учетным персоналом работы бухгалтерское дело на предприятии включает финансовый учет, управленческий учет, налоговый учет и входящий составной частью в каждый из перечисленных видов учета анализ хозяйственной деятельности. В современном понимании финансовый учет в любой организации представляет собой систему, ориентированную главным образом на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, и контроль показателей, ее формирующих. Он отражает состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни и деятельности. Ведение финансового учета обязательно для каждой организации. Он регламентируется государством, охватывает все аспекты функционирования предприятия, его активы и пассивы, финансовые результаты деятельности. Финансовый учет ведется в денежном выражении с использованием принципа двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета и завершается составлением единой отчетности с месячной, квартальной и годовой периодизацией. При любом толковании — это учет факта, того, что было и есть. Современный бухгалтерский учет согласно концепции его развития на среднесрочную перспективу представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета устанавливаются с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Индивидуальная бухгалтерская отчетность (отчетность юридического лица) как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: · информационную · и контрольную.
Она предназначена для: ü выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; ü представления в надзорные органы; ü выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; ü формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; ü использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении.
Главная задача индивидуальной бухгалтерской отчетности — обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности. Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям для принятия экономических решений этими пользователями. Для данной отчетности обязательны ее составление по стандартам МСФО, а также аудит и публикация. В финансовом учете появляются все новые направления развития бухгалтерской мысли, формирующие различные виды учета (креативного, социального, учета человеческих ресурсов, работы с инсайдерами, экологического). Важнейшей задачей учета становится ориентация на будущее, т.е. внимание бухгалтера должно быть направлено не столько на фиксацию произошедших фактов хозяйственной деятельности и их оценку, сколько на определение возможностей субъекта хозяйствования к дальнейшему развитию, на оценку его будущего финансового состояния. Такой подход органически увязывает бухгалтерский учет и отчетность с бизнес- планированием, инвестиционной деятельностью, финансовым планированием и финансовым менеджментом. Реализация перспективных возможностей развития организации предполагает соответствующий подход к организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. В: § бухгалтерском учете - это отражение резервов производственных мощностей и затрат по их обслуживанию, § в экономическом анализе - новые подходы к оценке целесообразности затрат и уровня использования ресурсов, § в аудите - большее внимание к выражению мнения об устойчивости развития (реализация принципа непрерывности функционирования субъекта хозяйствования).
Управленческий учет ориентирован на формирование информации для внутрифирменного, внутризаводского, внутрифабричного управления. Это учет для всех уровней менеджмента компании, для ее руководителей - от мастера, начальника группы, отдела до управляющих высшего звена.
Он охватывает, главным образом, измерение и оценку затрат и результатов деятельности по местам формирования и центрам ответственности, включая их: § прогнозирование, планирование на основе нормативов, § учет фактических величин, § выявление и анализ отклонений от заданных значений.
Управленческий учет организуется и ведется по инициативе руководства компании и всегда принимает во внимание особенности ее функционирования. Управленческая отчетность предназначена для использования и управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем она основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Налоговый учет можно рассматривать как информационную базу для исчисления всех видов налогов. Порядок ведения налогового учета регламентируется государством, а его соблюдение — налоговыми органами. Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами. Налоговая отчетность составляется на основе информации, формируемой в бухгалтериям учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. При этом требуется существенное приближение правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
Внутренний аудит производственно-финансовой деятельности как составная часть бухгалтерского дела на предприятии — это система самоконтроля со стороны руководства организации сохранности имущества, рациональности хозяйственных операций и соответствующих трат, проверка соблюдения законов и других нормативных актов, положений учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников. Вопрос об организации систем внутреннего контроля органически связан с управленческой структурой субъекта хозяйствования, его стратегией и постановкой управленческого и финансового учета, порядком составления внутрипроизводственной (управленческой) отчетности. Экономический анализ является необходимым элементом и важнейшей составной частью любого участка или сферы бухгалтерского дела. В зависимости от вида учета и его функций различают финансовый анализ, управленческий анализ, анализ налоговых показателей и анализ, используемый в ходе бухгалтерской ревизии и экспертизы. Многие ученые считают, что анализ составляет смысл учета, а без анализа не существует учета. Учет, не завершенный анализом, теряет смысл и становится бесцельным.
Последние годы в финансовом анализе возникли новые тематические направления: анализ и управление денежными потоками, анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия, анализ ценных бумаг и т.д. Значительное место в экономическом анализе стал занимать прогнозный анализ: анализ рисков, анализ безубыточности, анализ инвестиционных проектов. Аналитические расчеты стали выполняться с помощью соответствующего программного обеспечения на компьютерах. Но, несмотря на многие новшества, экономический анализ остался комплексным. При этом больше внимания стало уделяться аналитической интерпретации отчетности. Интерпретация данных основных форм отчетности вызывает необходимость актуализации методов факторного анализа, динамического и стохастического моделирования. Все более востребованными становятся методы имитационного моделирования, позволяющего сопоставить альтернативные подходы к решению поставленных задач. Таким образом, экономический анализ наполняет бухгалтерский учет экономическим содержанием. Бухгалтерский учет и анализ немыслимы без проверки достоверности и точности бухгалтерской отчетности и финансовых прогнозов. Для этого используется такая форма контроля, как аудит. Аудиторская деятельность как лицензируемый вид предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей в нашей стране законодательно утверждена и широко распространена. В этой связи институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Для коренного изменения проведения аудиторских проверок ставится задача не только анализа отчетности, но и тем материалом, которые предопределят финансовое состояние организации в будущем. Это касается, прежде всего, аудита инвестиционные проектов и бизнес-планов. Именно этот подход органически увязан с аудитом эффективности и новым взглядом на его роль в развитии экономики. Данное направление развития аудита усиливает консультационную позицию аудита. Решение новых задач, стоящих перед аудитором, предполагает активное привлечение аналитических процедур, дающих возможность интерпретировать отчетность, составлять прогнозные отчеты и делать выводы о перспективах развития аудируемого объекта. Такой подход предполагает дальнейшее развитие методологии аудита, ориентированной на интеграцию аудита с управлением и анализом. Это позволяет использовать выводы аудиторских проверок для обоснования управленческих решений. Более широкое применение аналитических процедур представляется весьма перспективным, так как взаимно обогащает аудит и анализ. Развитие бухгалтерского учета сопровождается изменениями в его структуре. В концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России сформулированы основные подходы к организации системы бухгалтерского учета в ближайшие 10-15 лет. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана: · обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета; · быть основой для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих актов по бухгалтерскому учету; · служить базой для принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; · помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
При этом дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; 2) создание инфраструктуры применения МСФО; 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. В целом, подводя итог, можно сказать, что стратегия развития системы бухгалтерского учета России включает два взаимосвязанных направления: ü первое - разработка модифицированных российских правил ведения бухгалтерского учета и предоставления индивидуальной бухгалтерской отчетности юридических лиц по принципам, закрепленным в МСФО, и требованиям российского законодательства (в том числе нормам Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других законодательных, нормативных актов); ü второе - переход на формирование консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Более детально составляющие стратегии развития бухгалтерского учета и отчетности представлены на рис. 1.
Рис. 1. Стратегия развития отечественного бухгалтерского учета и отчетности
Ключевой проблемой реформирования системы российскою бухгалтерского учета является необходимость внесения корректив в национальное законодательство, прежде всего гражданское, финансовое и налоговое, а также уточнение понятийного аппарат нормативной базы бухгалтерского учета. Важным условием дальнейшего развития бухгалтерского учета является совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета, что предполагает переориентацию регулирования учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, ограниченное сочетание нормативных предписаний федеральных властных структур с профессиональными рекомендациями, взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании. Действующая сегодня в стране система нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет четыре уровня: · законодательный, · нормативный, · методический · и организационно-распорядительный.
Для наполнения третьего и четвертого уровней регулирования необходимо широкое развертывание научно-практической работы по созданию отраслевых методических рекомендаций по применению законодательных и нормативных правовых актов применительно к определенной отрасли экономики, подотрасли или виду деятельности.
Наиболее целесообразным вариантом регулирования бухгалтерского учета в России считают предоставление функций регулирования и постановки бухгалтерского учета государственному органу (представляющему собой единый методологический центр нормативного регулирования системы бухгалтерского учета), действующему совместно с учетной общественностью, с постепенным переходом к общественным формам регулирования. Важным инструментом проведения реформирования в стране является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Актуальным вопросом реформирования становится пересмотр форм бухгалтерского учета вследствие их юридической значимости и контрольных функций. Отраслевые формы учетных регистров должны ориентироваться на современные технические средства регистрации бухгалтерского учета. При этом определяющими являются рациональность, трудоемкость и экономическая целесообразность. Перечень, формы и порядок ведения регистров наряду с общегосударственными нормативными документами должны регламентироваться внутренними организационно-распорядительными документами, исходя из объемов учетных работ, наличия и структуры компьютерной техники, отраслевых и иных особенностей.
Контрольные вопросы 1. Сущность бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к нему в рыночной экономике. Каковы цели и концепция развития бухгалтерского учета на перспективу? 2. Каковы пути развития методологии бухгалтерского учета, анализа и аудита? 3. В чем разница между отдельными видами бухгалтерского учета, других учетных систем и какова их взаимосвязь с внутренним аудитом и экономическим анализом? 4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России. Как оно используется в повседневной деятельности бухгалтера? 5. Какова стратегия развития бухгалтерского учета в России? 6. В чем состоит цель российской образовательной политики? 7. Охарактеризуйте предполагаемые модели высшего профессионального бухгалтерского образования в Российской Федерации на перспективу. 8. Перечислите основные направления концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу для подготовки и повышения квалификации кадров. 9. Перечислите мероприятия и содержание процесса подготовки и повышения квалификации кадров в области бухгалтерского учета. 10. Назовите основные концептуальные основы и предпосылки перехода на государственные образовательные стандарты, рекомендованные участниками Болонского процесса. 11. Международные стандарты бухгалтерского учета как средство унификации принципов бухгалтерского учета. 12. Каковы международные тенденции в развитии бухгалтерской профессии? 13. В чем состоит суть подготовки бухгалтеров исходя из международных бухгалтерских стандартов? 14. Символика сообщества бухгалтеров и аудиторов, ее роль в повышении престижа профессии.
|