Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание местности по карте
Цель работы – на основании изучения топографической карты научиться проводить описание местности.
При географических, геологических, почвенных и других исследованиях возникает необходимость в описаниях местности. В зависимости от назначения этого описания и особенностей местности характер описания может меняться, но всегда оно должно быть кратким и конкретным, подчеркивать свойства местности, важные для данного исследования. В общей характеристике местности следует указывать: 1) географическое положение и очертания описываемого района, географические и прямоугольные координаты; 2) тип местности по характеру рельефа; 3) условия проходимости и обзора территории; 4) важные географические объекты. Каждый элемент местности (дороги, реки, населенные пункты) нужно описывать целиком для всей территории района. При описании объектов надо также характеризовать прилегающую к объекту местность (при описании, например, рек кратко описывать их берега, при описании дорог - местность по сторонам), избегать повторений, текст описания строго согласовывать с картой. Порядок описания участков местности следующий. 1. Географические и прямоугольные координаты крайних точек участка. 2. Характеристика рельефа: тип рельефа (равнинный, холмистый, горный, равнинно-эрозионный и т. п.), максимальные и минимальные абсолютные высоты и разность высот участка, водоразделы и водораздельные возвышенности и линии, холмы, горы (их направления, протяженность, формы, размеры и абсолютные высоты, превышение вершин над подошвой); формы рельефа и крутизна склонов, изрезанность склонов промоинами, оврагами и лощинами, главные водотоки (тальвеги), и долины—их направления, формы, размеры и уклоны; форма и крутизна склонов, наличие обрывов, скал, осыпей, открытые разработки полезных ископаемых, карьеры, насыпи, выемки, ямы, курганы, балки, лощины - их направление, протяженность, извилистость, наличие ответвлений, глубина, ширина, растительность. 3. Гидрографическая сеть. Реки - сведения о русле, пойме и долине: а) направление реки, строение русла и его извилистость, ширина, глубина, наличие обрывов и пляжей, скорость течения, судоходство и сплав, речные порты и пристани; б) наличие поймы, размеры ее, старые русла, пойменные озера и болота, растительный покров, грунты поймы и дна; в) склоны речной долины, их формы, расчлененность, крутизна, растительность; г) наличие и характер мостов, паромов, бродов, переправ, плотин, шлюзов и других гидротехнических сооружений. 4. Озера - конфигурация, размеры, характер берегов и склонов озерных котловин, глубина. 5. Болота - местоположение, конфигурация, площадь, вид, глубина, растительность, характеристика проходимости, хозяйственное использование, наличие осушительных канав, их ширина, глубина и расположение. 6. Растительный покров: а) леса - местоположение и площади лесных массивов, процент лесистости, состав по породам деревьев, высота и толщина деревьев, среднее расстояние между ними, просеки, вырубки, участки горелого леса, наличие дорог, просек, троп; б) кустарники - отдельно описываются только крупные массивы; небольшие площади кустарников характеризуются с объектами, к которым они приурочены; в) луга - типы, приуроченность к элементам рельефа, площади. 7. Населенные пункты - типы поселений, размещение (приуроченность к рекам, озерам, водораздельным пространствам, дорожной сети), административное значение, количество домов (для сельских поселений), характер планировки и застройки, наличие промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, связь с путями сообщения. 8. Пути сообщения и средства связи. Влияние рельефа и других особенностей местности на их характер; густота, протяженность: а) железные дороги - название дороги или ближайших населенных пунктов, которые она связывает, количество путей, вид тяги, станции и вокзальные сооружения - мосты, трубы, тоннели, насыпи и выемки и их характеристики; б) автогужевые дороги - густота, направление, тип дороги, название, тип покрытия, ширина дороги; сооружения: насыпи, трубы, мосты (грузоподъемность, ширина, длина, материал постройки), переправы, броды, крутизна подъемов и спусков.
Пример. Описание местности района Сидорово между точкой пересечения южной рамки с координатной линией 4310, тригонометрическим пунктом с отметкой 171.8 (6610), родником с отметкой 147.0 (6612), координатной линией 4312, южной рамкой до координатной линии 4310.
Магнитный азимут первой стороны участка 17°19' (α =8°45', δ = 6°00', γ = 2°24'). Местность района равнинная, пересеченная овражно-балочной сетью, закрытая. До восточной окраине Сидорово в меридиональном направлении проходит усовершенствованное шоссе Павлове - Мирцевск. Рельеф представлен частью долины р. Андоги, протекающей посредине участка. Минимальная абсолютная отметка - урез р. Андоги 129.4 м (6411), максимальная - горизонталь 195 м (6410). Склоны долины крутые. Крутизна правого склона в юго-восточной части участка до 15°, к северу он более пологий - от 4 до 7°. Склон долины переходит в водораздельное пространство между реками Андогой и Голубой, представляющее три холма. Между холмом в совхозе Беличи и холмом в лесу Коршуки, на котором расположён тригонометрический пункт с отметкой 159.7, находится седловина. В западной части ее берет начало безымянный ручей, впадающий в Андогу. Берега ручья обрывистые, высота обрыва 7 м. На склоне многочисленные промоины и овраги. В самой южной части участка имеется скалистый участок склона. Склоны левого берега долины Андоги более пологие и постепенно переходят в водораздельное пространство. Оба склона выпуклой формы. Правый склон пересечен крупными оврагами, лощинами и промоинами. С юга д. Сидорово - лощина, в верхней части переходящая в овраг длиной, 150 м, шириной до 50 м. Северный склон лощины обрывистый - высота обрыва 2 м. Примерно со средины лощины начинается постоянный водоток безымянного ручья. К северу от д. Сидорово расположен овраг, переходящий в своей верхней части в две веерообразно расходящиеся лощины. Южная лощина разделяет деревни Сидорово и Федоровку. Севернее оврага в верхней части ложбины сооружена плотина, задерживающая сток вод, текущих по лощине, благодаря чему образовался искусственный водоем. Высокие обрывистые берега р. Андоги, ручьи, овраги, промоины создают значительные препятствия для движения всех видов транспорта вне дорог в меридиональном направлении и для обработки сельскохозяйственных угодий. Гидрографическая сеть представлена р. Андогой, ручьями и временными водотоками. Андога, протекающая в меридиональном направлении, в пределах участка слабо извилистая, имеет ширину в южной части до 25 м, в северной - до 50 м, глубина ее 1.4 м, скорость течения 0.1 м/с. Малая скорость течения обусловлена плотиной, сооруженной севернее рассматриваемого участка. Почти на всем протяжении поймы нет, за исключением отдельных участков (на правом берегу - севернее моста, на левом - южнее оврага). Берега реки обрывистые, высота обрывов от 3 до 5 м. В южной части на правом берегу песчаный пляж. В пределах участка в Андогу впадают четыре безымянных ручья (севернее Сидорово — пересыхающий ручей). Северо-восточнее Федоровки по склону долины протекает пересыхающий ручей. Через ручьи имеется четыре брода. Восточнее Федоровки расположен искусственный водоем. В пределах участка естественная растительность представлена лесами, - кустарниками и лугами. Леса занимают примерно 10% территории и расположены в основном по правому берегу Андоги. Лес Коршуки смешанный с преобладанием сосны и березы. Средняя высота деревьев 15 м, толщина 0.25 м, расстояние между деревьями 5 м. В северной части массива - просеки. Центральная и южная части заняты вырубкой и буреломом, поросшими молодой порослью. Небольшой лесной массив находится восточнее Федоровки на склоне долины Андоги. На левобережном склоне этой реки растут редкие кусты. В пойме ее и в верховьях лощин встречаются небольшие луга. Культурная растительность представлена фруктовыми садами, около половины территории участка занято пашней. Населенные пункты сельского типа - деревни Сидорово и Федоровка и совхоз Беличи. д. Федоровка (80 домов) расположена вдоль шоссе Павлово - Мирцевск и лощиной разделена как бы на две части. Планировка линейная, дома стоят в основном по обе стороны шоссе, в восточной части деревни планировка бессистемная. Есть церковь. д. Сидорово является центром сельсовета, в ней 60 домов, планировка бессистемная, пять улиц. В северной части, деревни застройка рассыпная. Поселок совхоза Беличи небольшой, всего 7 домов, которые стоят на одной стороне улицы (односторонняя застройка). К северу от жилого массива имеются хозяйственные постройки и мельница. На северной опушке леса Коршуки размещается лесничество. Дорожная сеть довольно густая. По западной части участка в меридиональном направлении проходит усовершенствованное шоссе Павлово - Мирцевск с асфальтовым покрытием. Ширина шоссе 13 м, полосы движения раздельные, общая ширина полотна (с обочинами) 17 м. На шоссе имеются две трубы для стока вод по лощинам. Сидорово и Беличи связывает улучшенная грунтовая дорога шириной 6 м. Восточнее совхоза Беличи дорога пересекает холм, и здесь есть выемка. Сеть проселочных и полевых дорог, идущих в основном в широтном направлении, связывает поля и населенные пункты между собою.
Описание маршрута состоит из описания пути, по которому движутся, и придорожной местности. При изучении маршрута необходимо в первую очередь учитывать влияние местности на имеющиеся средства передвижения (пеший, автомобильный, воздушный). Для оценки того или иного элемента местности как препятствия нужно знать нормы проходимости - опытные данные, характеризующие способность средств передвижения преодолевать естественные препятствия. Существуют нормы проходимости по сухим грунтовым дорогам и твердому грунту вне дорог, доступности бродов, болот и т. д. Местность по условиям проходимости в конкретных погодных и сезонно-климатических условиях подразделяют на: легкопроходимую, допускающую беспрепятственное движение вне дорог колесных и гусеничных машин в любом направлении; проходимую, допускающую беспрепятственное движение гусеничных машин в любом направлении (колесные машины могут проходить вне дорог только по определенным направлениям); труднопроходимую, доступную вне дорог для движения гусеничных машин по отдельным направлениям (колесные машины могут передвигаться только по дорогам); непроходимую, недоступную для движения всех видов машин. Описание местности составляется по участкам маршрута. Вначале описываются дорога по пути следования и дорожная сеть в полосе маршрута, затем рельеф, гидрография, растительность, населенные пункты и другие объекты. Описание маршрутов полезно иллюстрировать фотоснимками местности. В малообжитых районах маршруты могут проходить и по бездорожью.
Пример. Описание автомобильного маршрута г. Снов (6413) - д. Михалино (6811) по карте У-34-37-В-в-4 (Снов). Протяженность маршрута 5.4 км. Первый участок маршрута - площадь п. Снов (6413) - перекресток улицы с шоссе Павлово - Мирцевск длиной. 400 м. Направление в начале маршрута Ам=119°34' (α =111º, δ =6°12', γ =2°22'). На площади стоят церковь, памятник. На юго-запад от площади идет трамвайная линия, слева от нее парк, справа - фруктовый сад. В северной части города расположены метеорологическая станция, электро- и радиостанция. Второй участок маршрута - перекресток улицы с шоссе (6413) - развилка дорог у МТМ (6514). Протяженность маршрута 720 м. Дорога в. пределах участка: булыжное шоссе с шириной проезжей части 10 м, ширина с обочинами 14 м. В 130 м от развилки насыпь с трубой, так как здесь шоссе пересекает лощину. В 340 м шоссе делает поворот на северо-запад и идет параллельно железной дороге. Железная дорога из Павлово на Беличи одноколейная с полотном на два пути вначале идет параллельно шоссе, а за станцией Снов поворачивает на восток. Дорога проходит по пойме безымянного ручья, ее полотно имеет насыпь высотой 1 м. От ст. Снов на север проложена одноколейная дорога к каменноугольным шахтам. Справа от поворота расположена мельница, слева - водокачка, железнодорожная станция, сахарный завод, обнесенный железобетонной оградой. В 125 м от поворота дороги шоссе проходит над железной дорогой на Беличи по виадучному мосту. В этом месте железная дорога идет по выемке глубиной 2-3 м. За мостом шоссе и железная дорога проходят по насыпи высотой 2-4 м, так как местность понижается в сторону безымянного ручья. С правой стороны дороги расположена заболоченная пойма безымянного ручья. Через него на шоссе имеется каменный мост, на железной дороге - железный мост. За мостом на шоссе под мостом железной дороги на запад идет улучшенная грунтовая дорога на совхоз Беличи. Севернее моста стоит железнодорожная будка. В 220 м от моста на шоссе дорога поворачивает на северо-восток. Справа от шоссе усадьба МТМ, восточнее которой находится ветряная мельница. Местность на втором участке маршрута открытая, хорошо просматривается с дороги. Третий участок от развилки дорог с отметкой 144.0 до д. Михалино протяженностью 4.3 км - это улучшенная грунтовая дорога с телефонно-телеграфной линией. Она проложена по склону долины р. Голубой (до леса) почти параллельно горизонталям склона, поэтому не имеет уклонов, за исключением участка, пересекающего долину р. Каменки. В пойме Каменки дорога проходит по насыпи высотой 1 м. Через р. Каменку есть мост длиной 15 м и грузоподъемностью 10 т. На юго-запад от дороги расположена озерная котловина, оконтуриваемая горизонталью 140 м. В центре ее - оз. Черное. Озеро проточное — в него впадает и из него вытекает р. Голубая. Высота зеркала воды озера 139.4 м над уровнем моря. С запада к нему примыкает труднопроходимое болото глубиной 0.7 м, поросшее камышом. Западнее его, за зимником, расположен заболоченный луг с редким кустарником. В северной части луга осуществляются торфоразработки. В центре озера песчаный остров, в средней покрытый редким кустарником. В озеро впадают реки Каменка, Беличка и безымянный ручей. Беличка имеет постоянный водоток только до труднопроходимого болота, а отрезок её в пределах болота непостоянный. В излучине южного берега озера песчаный пляж. Параллельно улучшенной грунтовой дороге лежит полотно разобранной железной дороги, которая подходила к каменному карьеру. От моста через р. Каменку до проселочной дороги на разъезд Каменногорск дорога обсажена деревьями. От поворота дороги на юго-запад по дамбе, сооруженной в месте вытекания из оз. Черного р. Голубой, отходит проселочная дорога на Воронине. На дамбе мост и водяная мельница. На участке дороги от отметки 143.0 до леса справа расположен массив смешанного леса с преобладанием сосны и березы. Левый склон долины р. Голубой пологий. Дорогу пересекает проселочная дорога Вороново - Добрынино, проходящая от д. Вороново по лощине. На дороге у моста сооружена гребля. Участок дороги на Михалино, пролегающий по лесу, имеет выемки и насыпи. Через овраг построен мост длиной 20 м и грузоподъемностью 10 т. За мостом через овраг дорога поворачивает на запад и идет параллельно реке. Это вызвано тем, что по прямому направлению на Михалино (там, где проложена телефонно-телеграфная линия) склон очень крутой, что служило бы непреодолимым препятствием для автотранспорта. Склоны долины р. Голубой крутые, имеют обрывы, прорезаны многочисленными оврагами и промоинами. Участок дороги от ее широтного направления до Михалино опять идет в основном параллельно горизонталям (почти параллельно реке), но уклон здесь допустимый для автотранспорта. Д. Михалино (иначе Березовка) - конечный пункт маршрута - расположена по обе стороны бессточного ручья, берущего начало на северной окраине деревни и исчезающего в районе г. Лесной. В Михалино 33 дома, школа и кузница. Часть деревни (на левом склоне долины) имеет линейную планировку с двухрядовой застройкой вдоль главной улицы, а правобережная часть - бессистемную планировку. Берега безымянного ручья обрывистые, высота обрывов достигает 8 м. Уклон ручья значительный - об этом говорит частое замыкание горизонталей по нему. В северной части Михалнно от долины ручья веерообразно расходятся четыре крупных оврага шириной от 20 до 40 м и глубиной 2-3 м. На всем протяжении маршрута дороги пригодны для автомобильного движения во все времена года. Зимой на отдельных открытых участках возможны снежные заносы. Ориентирами в пути служат мосты, усадьба МТМ, оз. Черное, д. Вороново.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ
|