Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. 1. Общая характеристика и основные разновидности научного стиля. Важнейшей функцией научного стиля является передача научной информации
1. Общая характеристика и основные разновидности научного стиля.Важнейшей функцией научного стиля является передача научной информации, доказательство ее истинности, утверждение ее новизны и ценности.Суть вторичной функции научного стиля при его изучении заключается в развитии и активизации логического мышления учащегося (слушателя). Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль отличается особенностями научного мышления, в том числе отвлеченностью и строгой логичностью изложения. Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: монография, реферат, аннотация, каталог, реклама (имеющая признаки и публицистики). Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единства научно-технического стиля... Обобщенность и отвлеченность языка, логичность и объективность научной прозы диктуются спецификой научного мышления. Наука трактует о понятиях, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен художественной речи. Например: Гипотенуза – сторона прямого треугольника против прямого угла ( Здесьречь идет не о конкретной гипотенузе данного, конкретного треугольника, а берется общий случай, т.е. все прямоугольники). А в предложении «Датчик фиксирует изменения температуры» характеризуются все датчики данного типа, класса. И очень характерно использование особого вневременного, т.е. тоже обобщенного значения настоящего времени: фиксирует, значит, не в данный момент, но всегда способен фиксировать. Интеллектуальный характер научного познания обусловливает логичность языка науки, выражающуюся в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль противопоставлен разговорной речи. Коллективный характер современных научных исследований определяет объективность языка науки. Роль авторского «Я» в научном изложении, в отличие от других стилей - весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования или эксперимента. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, в современной научной статье вряд ли возможен такой текст: Этот результат мне долго не давался. Я бился над решением загадки несколько месяцев. Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятий. Научный стиль неоднороден. Разновидности его (подстили) связаны с целевой установкой в использовании. Функционально-стилевая классификация представлена в таблице.
Научный стиль – это объективность, логичность, высокая точность и абстрактность. Для научного стиля характерно употребление книжной, нейтральной и терминологической лексики, преобладание абстрактных существительных, употребление слов в прямом значении, увеличение роли интернационализмов в терминологии, неупотребительность слов с разговорно-просторечной окраской, а также эмоционально-экспрессивной и оценочной лексики. 2. Дефиниция (определение) – краткая идентификационная характеристика понятия обозначенного термином; лингвистическое толкование слова. Например: Полилог – форма речи нескольких говорящих. Полиглот – человек, владеющий многими языками. Виды дефиниций: а) квалификационная – характеризуется максимально полным набором идентификационных признаков, которые приводятся по принципу «от общих, родовых, к более узким, видовым»; б) ситуативная – характеризуется частичным воспроизведением полной дефиниции. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом. Стандартное использование видов дефиниций: а) квалификационные: 1) первое упоминание термина в работе; 2) коррекция уже предложенных дефиниций; 3) введение нового термина; б) ситуативные: 1) упоминание уже приведенного в работе термина; 2) упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы. 3. Подстили и подъязыки.Традиционно в научном стиле выделяют четыре подстиля: собственно научный, научно-популярный, учебно-научный и научно-деловой, а также научно-публицистический и научно-фантастический. В последнее время добавились еще два: научно-информативный и научно-справочный. В научном стиле можно выделить следующие жанровые разновидности: 1. собственно-научный – статьи в журналах, научных трудах, диссертации, монографии, доклады; 2. научно-популярный – очерки, книги, лекции, статьи; 3. учебно-научный – учебники, учебно-методические пособия и материалы, программы, лекции конспекты; 4. научно-деловой – техническая документация (контракты и инструкции); 5. научно-информативный – рефераты, аннотации; 6. научно-справочный – словари, каталоги. Для научного стиля характерно также деление на подъязыки наук. Мы можем говорить о подъязыках географии, истории, экономики, права и т.д. Чем будут отличаться, например, исторический и математический текст? В историческом тексте вы не встретите формул и теорем, а в математическом не будет пейзажей. Язык науки возникает и развивается на базе общелитературного национального языка, т.е. основу словаря каждого-подъязыка составляет нейтральная лексика. Все подъязыки пользуются системой языковых средств, которые совпадают в основных чертах, но различаются не тем, как говорят, а тем, о чем говорят. 4. По своим отличительным признакам научно-учебный подстиль находится между собственно-научным и научно-популярным подстилями: он не такой «строгий», как первый, и не такой «увлекательный» как второй. Функция данного подстиля – обучающая. С помощью учебно-научного подстиля специалист общается с будущим специалистом, который однако уже владеет определенным багажом достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации. При этом научная информация для него это не хобби, а обязательный компонент той суммы знаний, которая необходима для получения образования и приобретения специальности. В то же время объем сообщаемой информации ограничивается строго учебной программой, а система доказательств должна быть упрощена. Поэтому средства собственно-научного «разбавляются» средствами, которые призваны сделать более доступной научную информацию и облегчить ее усвоение. Вместе с тем научно-учебный подстиль более строг, чем научно-популярный. Вузовские учебные пособия по стилю изложения приближаются к собственно-научной литературе, школьные же учебники ближе к научно-популярным произведениям. Научно-учебный подстиль ближе к собственно-научному подстилю, чем научно-популярный. Основная литература 3 [5-19]; 7 [57-68]; 8 [7-9]; 10 [94-98] 11 [142-144]; 13 [70-77]; 14 [206-208]. Дополнительная литература 20 [5]; 21 [98-105]. Контрольные вопросы 1. Что представляет собой научный стиль речи как функциональная разновидность русского литературного языка? 2. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? 3. Какие основные языковые средства научного стиля вы знаете? 4. Какие основные характерные черты научного стиля вы знаете? 5. На какие подстили делится научный стиль? 6. Каково значение изучения научного стиля? 7. Что мы называем дефиницией? 8. Какие виды дефиниции все знаете?
|