Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Круговорот воды. Круговорот воды – замкнутый цикл, который может совершаться, как было сказано выше, и в отсутствии жизни
Круговорот воды – замкнутый цикл, который может совершаться, как было сказано выше, и в отсутствии жизни, но живые организмы видоизменяют его. Круговорот основан на принципе: суммарное испарение компенсируется выпадением осадков. Для планеты в целом испарение и осадки уравновешивают друг друга. При этом из океана испаряется воды больше, чем возвращается с осадками. На суше, наоборот, больше выпадает осадков, но излишек стекает в озера и реки, а оттуда снова в океан. Баланс влаги между континентами и океанами поддерживается речным стоком. Таким образом, глобальный гидрологический цикл имеет четыре основных потока: осадки, испарение, влагоперенос, транспирация. Вода – самое распространенное вещество в биосфере – служит не только средой обитания для многих организмов, но и является составной частью тела всех живых существ. Несмотря на огромное значение воды во всех жизненных процессах, происходящих в биосфере, живое вещество не играет определяющей роли в большом круговороте воды на земном шаре. Движущей силой этого круговорота является энергия coлнца, которая тратится на испарение воды с поверхности водяных бассейнов или суши. Благодаря процессу конденсации испарившаяся влага в атмосфере преобразуется в облака, переносится ветром, а при охлаждении она выпадает в виде осадков. Общее количество свободной несвязанной воды (доля океанов и морей, где жидкая соленая вода), приходится от 86 до 98 %. Остальное количество воды (пресная вода) хранится в полярных шапках и ледниках и образует водные бассейны и ее грунтовые воды. Выпадающие на поверхность суши, покрытой растительностью, осадки частично задерживаются листовой поверхностью и в дальнейшем испаряются в атмосферу. Влага, достигшая почвы, может присоединиться к поверхностному стоку или поглотиться почвой. Полностью поглотившись почвой (это зависит от типа почв, особенности горных пород и растительного покрова), избыток осадка может просочиться вглубь, к грунтовым водам. Если количество выпавших осадков превышает влагоемкость верхних слоев почвы, начинается поверхностный сток, скорость которого зависит от состояния почвы, крутизны склона, продолжительности осадков и характера растительности (растительность может предохранить почву от водной эрозии). Вода, задержавшаяся в почве, может испаряться с ее поверхности или, после поглощения корнями растений, транспирироваться (испаряться) в атмосферу через листья. Транспирационный ток воды (почва – корни растений – листья –атмосфера) представляет собой основной путь воды через живое вещество в ее большом круговороте на нашей планете. 1.1 Ответьте на вопросы: а) Что такое круговорот воды? б) Каков основной принцип круговорота? в) Что является основной движущей силой круговорота воды? г) В каком виде хранится основное количество воды (пресной воды)? д) Какие существуют основные потоки гидрологического цикла? 1.2 Проанализируйте языковые особенности данного текста, свойственные научному стилю (Некоторые из возможных ответов см. ниже). Какие языковые особенности, характерные для научного стиля речи, не нашли отражения в предложенном тексте (см. «Методические рекомендации»). Некоторые возможные ответы: - В тексте встречаются отглагольные существительные: испарение, …; субстантивированные (образованные от прилагательных или причастий) термины: избыток …; - Сложные слова, состоящие из 2-х корней: видоизменять, влагоперенос…; - Существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия: сток…; - Безличные формы глагола: испаряется, отмечается …. - В тексте преобладают сложные предложения, страдательные конструкции: суммарное испарение компенсируется выпадением осадков. - В тексте присутствует «ссылочные» обороты, указывающие на связь с предыдущим параграфом и предложения с вводными словами: …. - Новые или важные понятия выделяются в тексте курсивом. - В тексте преобладают причастия и причастные обороты: вода, задержавшаяся в почве, …. - Встречаются конструкции, характерные для научного стиля: что представляет собой что, …. - Встречаются предложения с предлогами, характерными для научной речи: …. 1.3 Выпишите дефиниции, данные в тексте. К какому виду относятся они? Задание 2. Образуйте от данных слов термины: а) отглагольные существительные с суффиксами –ени(е), -ани(е) со значением абстрактного понятия: наблюдать, обсуждать, применить, получить, воспитать, прогнозировать, соединить, изменить, описать, исследовать, совпадать, сплавить, образовать, варьировать, соглашаться; б) существительные с суффиксом –ость со значением отвлеченного признака: плавкий, упругий, прочный, плотный, сжимаемый, податливый, прониедаемый, теплостойкий, электропроводный, твердый, пористый, звукопроводный, вязкий, рыхлый, упорный; в) отглагольные существительные с суффиксом –к со значением абстрактного понятия от действия: заготовить, продувать, переработать, закалить, прокатать, обработать, наладить, добавить, очистить, выплавить, выбрать, скрепить; г) наименования с суффиксом –тель со значением предмета: измерить, усилить, наполнить, расширить, нагреть, ускорить, красить, создать, заменить, замедлить; д) существительные с нулевым суффиксом со значением абстрактного понятия от действия: обжигать, износить, срезать, нагревать, пускать, растворять, расплавить, сплавить, переплавить, накалить, обрывать, разломать, прогибаться; ж) укажите основы данных сложных слов: высокопластичный, малопрочный, крупнозернистый, радиоактивный, тонкостенный, теплопроводный, нефтепромысловый; микроструктура, турбокомпрессор, гидродобыча, пластмасса, микротрещина; з) отлагательные прилагательные с суффиксами –уч-, -юч-: гореть, ползти. Задание 3. Разделите термины на группы по способам словообразования, закрепленным за научным стилем. Какие из них используются в общелитературном языке? Насколько совпадают или перекликаются эти значения? Алогизм, анализ, антимир, аргумент, архив, архиреакционный, асинхронный, биллингв, бинарный, блок, буфер, вирус, всевластный, вживление, генератор, гиперзвуковой, графика, дезинформация, демаскировать, дешифровать, дисплей, документ, импорт, индекс, интерфикс, каскад, каталог, компрессия, клон, код, команда, контраст, ЛСГ, микротекст, меню, микрочастица, межконтинентальный, околопестиковый, память, прозападный, парковка, перезагрузка, романист, распределитель, сложноподчиненный, ССЦ, транслунный, формат, эмоционально-экспрессивный. Задание 4. Найдите в предложениях «цепочки» родительных падежей и прокомментируйте их употребление. 1. Гипотеза молекулярной структуры пространства позволяет экспериментально исследовать истинную размерность физического пространства и возможности его изменения. 2. Вследствие опустынивания всего земного шара происходят потери продуктивных земель – это опасный процесс. 3. Если тело имеет неправильную форму, расчет положения центра тяжести затруднителен. 4. Экологи неоднократно указывали на недопустимость сброса пластиковых отходов в водоемы. 5. В странах третьего мира стало обычным чрезмерное или несвойственное использование крупных экосистем лесов, возвышенностей, засушливых мест, чрезмерные вырубки, выпас скота, посевы – вплоть до разрушения базы ресурсов. 6. Проект города – дома состоит из одного здания – гигантского усеченного конуса, немного несимметричного в плане. 7. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний для создания искусственных объектов – сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д.
|