Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Изучение нового материала. Разделпрограммы: Макроэкономика






Урок № 13 Дата________

Для учащихся 11 класса

Раздел программы: Макроэкономика

ТЕМА урока: «Занятость и безработица. Причины безработицы.

Последствия безработицы.»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

 

Вид урока: лекция с элементами живого и динамичного диалога с обучающимися.

Цели урока:

ü Обучающая: у яснение обучающимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные. Показать обучающимся, что существуют различные формы безработицы; объяснить, чем они отличаются друг от друга.

ü Развивающая: э кономическое мышление, экономическая грамотность, экономические умения и т.д. Умение ставить экономические проблемы. Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

ü Воспитательная: к ультура общения, взаимное уважение. Видеть в окружающей действительности экономическую сторону. Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

 

Материально-техническое обеспечение занятия:

Раздаточный материал: тесты для проверки д/з, задача, план урока.

Учебно-методическое оснащение: Автономов В.С. Экономика Учебник для 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010; Липсиц И.В. учебник «Экономика». - М., Вита-Пресс, 2014.

Межпредметные связи: математика, история.


План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

ü Понятие безработицы. Признаки безработного

ü Уровень безработицы, уровень занятости.

ü Причины безработицы. Решение задачи.

ü Виды безработицы. Последствия безработицы.

ü Государственная политика борьбы с безработицей.

4. Закрепление материала, подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с приветствия учащихся. Затем преподаватель отмечает присутствующих в классе.

 

II. Актуализация ранее изученного материала.

На протяжении нескольких уроков мы говорим о рынке труда и о его особенностях, и я предлагаю вспомнить те понятия, которые мы уже знаем

(дифференцированный тест, Приложение № 1).

 

III. Изучение нового материала.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

 

1. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным.

БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель. Кто же по закону является безработным?

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

1) Трудоспособный возраст

2) Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

3) Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости).

 

2. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Этот показатель определяется следующим образом:

 

УРОВЕНЬ = ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%

БЕЗРАБОТИЦЫ ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

 

УРОВЕНЬ = ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ * 100%

ЗАНЯТОСТИ ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

 

3.Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

1) структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5 ) изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

4. Решение задачи (Приложение № 2).

5. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии.

Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди:

ü Уволенные с работы по приказу администрации

ü Уволившиеся по собственному желанию

ü Ожидающие восстановления на прежней работе

ü Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней

ü Сезонные рабочие (не в сезон)

ü Впервые появившиеся на рынке труда

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

Ø С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

Ø С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются (производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие – уменьшается (а безработица возрастает (например, с/х и строительство)).

Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально. Уровень безработицы при полной занятости носит название «естественного уровня безработицы». Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

 

Последствия безработицы:

1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

2. Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

5. Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

6. Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал